СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по предмету «Композиция станковая» на тему: «Северный натюрморт в технике линогравюра»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

 

Детская школа искусств имени П.И. Чайковского ориентирована на общее эстетическое развитие детей и начальное профессиональное образование. Основополагающим принципом образовательной программы является единство учебных и воспитательных процессов, направленных на гармоничное развитие личности учащегося. Итогом обучения становится воспитание культурного, социально активного подростка, уважающего ценности и традиции народов Севера, глубоко изучившего их быт, обычаи, костюмы, атрибуты и самобытный культ.

 

Методические разработки «Северный натюрморт в технике линогравюры» и «Экслибрис» способствуют овладению учащимися базовыми знаниями изобразительного искусства, развитию их творческих способностей, эстетического восприятия и художественного мышления. Особое внимание уделено формированию практических навыков, таких как рисование с натуры костюмов и атрибутов народов ханты и ненцев, по памяти и по представлению, а также применению полученных знаний в творческой деятельности.

 

Значительное место занимает изучение специфики техники линогравюры, позволяющей детям воплощать свои идеи и эмоции в художественных образах. Методическая разработка охватывает понятие «эстамп», историю возникновения гравюры, различные виды и методы ее исполнения, включая гравюру на дереве, металле и линолеуме. Соединяя технику с культурными особенностями региона, учащиеся погружаются в изучение традиций и обычаев народов Севера, отражая их в своих работах.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по предмету «Композиция станковая» на тему: «Северный натюрморт в технике линогравюра»»

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

города Ноябрьск.





Методическое пособие по предмету «Композиция станковая»

на тему: «Северный натюрморт в технике линогравюра»




















Составитель:

Заведующая художественного отделения

Детской школы искусств имени

П.И. Чайковскогог. Ноябрьск.

Круглова С.А - преподаватель композиции.


Рассмотрено на педагогическом совете

Детской школы искусств имени

П.И. Чайковского

Протокол №4

От 20.11.2024г. Уточнена в 2024г











2024

Содержание



Пояснительная записка.



1.

Глава I. «Эстамп».



2.

Глава II. Из истории гравюры.




Японская гравюра.




Линогравюра в России.



3.

Глава III. Разновидности гравюры.



4.

Глава IV. Методика работы с линогравюрой.


Материалы для работы над гравюрой по линолеуму.


Методические рекомендации по применению цветовых гармоний в композиции, выполненных в технике линогравюры.


Способы печати.



Заключение.


Список литературы.


Приложение.

Приложение ученических работ.

Тема: «Моя малая родина»
















Пояснительная записка.


Детская школа искусств имени П.И. Чайковского выполняет две основные задачи: во-первых, общее эстетическое развитие детей, во-вторых, начальное профессиональное образование. Единство образовательного и воспитательного процессов — главное в развитии личности учащегося. Результатом такой деятельности становится культурный, социально активный подросток, уважительно и с пониманием относящийся к ценностям и традициям общества.


Целями методической разработки «Северный натюрморт в технике линогравюры» и «Экслибрис» являются:

- овладение учащимися знаниями об элементарных основах изобразительной грамоты;

- формирование у детей профессиональных знаний, умений и навыков, развитие их творческого потенциала, нравственного и эстетического воспитания, а также развитие художественного мышления и наблюдательности, умения применять знания на практике.


Важным аспектом методической разработки является возможность проследить межпредметные связи, такие как литературное чтение, где текстовые описания превращаются в реальных персонажей у юных художников через использование различных техник рисования.


Задачи методической разработки «Северный натюрморт в технике линогравюры»:

- формировать навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению при выполнении практических заданий;

- развивать у учащихся изобразительные способности, пространственное мышление, эстетическое восприятие красоты, художественный вкус и творческое воображение;

- воспитывать интерес и любовь к искусству, прививать аккуратность и трудолюбие.


Методическая разработка освещает особенности одного из направлений техники гравюры — линогравюры. Эта техника помогает юным художникам решать задачи передачи образного мышления и создания эмоциональной выразительности в работе.


Создание линогравюры — увлекательное занятие. Ученики знакомятся с этим видом искусства в Детской школе искусств на уроках композиции в четвёртом классе.


Общее количество аудиторных часов составляет 34 часа, занятия проходят один раз в неделю.


Содержание методической разработки включает следующие аспекты:

- понятие «экслибрис»;

- понятие «эстамп»;

- историю возникновения гравюры;

- виды гравюр, существующих в настоящее время;

- поэтапное выполнение линогравюры.


Для знакомства учащихся с линогравюрой предлагаются следующие упражнения:


1. Выполнить эскиз на тему «Экслибрис на тему "Животные Ямала"».

- Материалы: тушь, перо, кисть, аппликация.

- Размер: 1/8 листа.

- Время: 2 часа аудиторных занятий, 4 часа самостоятельной работы.


2. Выполнение работы в материале «Экслибрис на тему "Животные Ямала"».

- Материалы: линолеум, резцы.

- Размер: 1/8 листа.

- Время: 6 часов аудиторных занятий, 12 часов самостоятельной работы.


3. Разработка эскизов к иллюстрации по рассказу.

- Материалы: тушь, перо, кисть, аппликация, граттаж.

- Размеры: 1/8 и 1/3 листа.

- Время: 6 часов аудиторных занятий, 12 часов самостоятельной работы.


4. Выполнение работы в материале (клеше).

- Материалы: линолеум, резцы.

- Размер: 1/3 листа.

- Время: 16 часов аудиторных занятий, 32 часа самостоятельной работы.


5. Выполнение оттиска «Эстамп».

- Материалы: типографская краска, валик.

- Время: 4 часа аудиторных занятий, 8 часов самостоятельной работы.


Методы контроля выполнения задания:

- Педагогическое наблюдение.

- Диагностирование.

- Учёт выполненных практических работ.


Средства контроля:

- Оценка специальных знаний, умений и навыков.


Формы контроля:

- Творческие задания.

- Участие в выставках и конкурсах.

- Просмотры.

- Зачеты.


Перед выполнением серьёзной художественной работы на тему «Северный натюрморт в технике линогравюры», рекомендуется начать с небольшой работы. Например, можно предложить выполнить экслибрис. Это позволит затронуть тему иллюстраций по заданному произведению и проанализировать все этапы работы, обращая внимание на важные моменты для будущей иллюстрации. Учащиеся впервые познакомятся с работой штихелем по линолеуму и пройдут все этапы выполнения работы: создание эскиза, перенос рисунка, вырезание по линолеуму и печать.


Линогравюра — одна из самых молодых графических техник, получивших в последние годы широкое распространение. Линолеум — доступный и недорогой материал. Линогравюра представляет собой разновидность выпуклой гравюры. Гравировка осуществляется специальными резцами (штихелями) круглого или остроугольного сечения. Принципы гравировки и печати схожи с процессами работы в обрезной гравюре: удаляются (углубляются) непечатаемые области. Основные художественные достоинства линогравюры заключаются в сочном живописном штрихе, сочетающемся с широкими и насыщенными по тону плоскостями. Штрихи и пятна в линогравюре обладают большей мягкостью контуров, чем в обрезной гравюре. Художников привлекает простота техники, лёгкость гравирования на мягком линолеуме, а также прочная связь изображения с бумагой, собранность композиции и её декоративный строй.


Возможности использования средств линогравюры:

- Обобщённые формы («пятно», «пластика выразительного силуэта»).

- Штрихи («линия»).


Понятие «Экслибрис» происходит от латинского выражения ex libris, что означает «из книг». Это книжный знак, который владельцы библиотек наклеивают на внутреннюю сторону переплёта книги. На экслибрисе обычно указаны имя и фамилия владельца, а также рисунок, который кратко и образно отражает профессию, интересы или состав библиотеки владельца. Считается, что родина экслибриса — Германия, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.


Среди художественных экслибрисов выделяют три основных типа:

- Гербовые, которые воспроизводят герб владельца и были особенно популярны в XVI–XVIII веках.

- Вензелевые, выполненные с использованием орнаментальных инициалов владельца.

- Сюжетные, ставшие самыми распространёнными в XX веке. Они содержат изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, которые символически отображают вкусы, интересы, пристрастия и профессию владельца библиотеки.






























1. Глава I. «Эстамп»


Линогравюра, ксилография, офорт, литография — все эти формы современной графики объединены общим понятием «эстамп». Массовость тиражей и небольшой формат делают эстамп доступным и легко вписывающимся во все сферы жизни. Изначально эстамп возник как способ репродуцирования, но со временем, благодаря своим богатым техническим возможностям, он развился в большое самостоятельное искусство с богатыми традициями.


Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в единственном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, уступают оригиналу. Однако графическое изображение может быть создано художником и на таком материале, с которого путём обработки можно получить множество оттисков, каждый из которых считается оригиналом. Эти произведения называются эстампами и гравюрами.


Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Под эстампом понимают графическое произведение, оттиснутое с какой-либо печатной формы, обработанной тем или иным способом печати: в станке или вручную, и имеющей при этом самостоятельное значение. Тираж полученных оттисков может варьироваться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причём все оттиски считаются подлинниками. Таким образом, эстампом называют как совокупность применяемых средств и графической техники, предназначенных для этой цели, так и сам лист с нанесённым на него изображением. В этом смысле эстамп — это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Он обычно выполняется в одном из трёх основных видов: гравюре, литографии или офорте.


В современном понимании под термином «эстамп» подразумевается графический лист, имеющий самостоятельное значение. Гравюры являются лишь одной из разновидностей, наряду с литографией и офортом. Следовательно, термины «гравюра» и «эстамп» не идентичны. Эстамп может быть выполнен как в технике гравюры, так и в других техниках, а гравюра, в свою очередь, может и не являться эстампом. Например, гравюры, созданные для книг, уже не являются эстампами, поскольку они не имеют самостоятельного значения.


Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяются специальные типографские краски.



2. Глава II. Из истории гравюры.


Краткий очерк истории гравюры.

История гравюры — от древнейших времен до начала XX века — это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры на меди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной, комбинационной технике. Нельзя не упомянуть здесь и литографию. Без всей этой предыстории не смогла бы существовать и линогравюра. Линогравюра существует чуть больше ста лет. Чтобы лучше понять ее, необходимо знать и всю историю гравюры.


Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.


В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах она появилась немного позже, а в России — в 1464 году. Толчок к развитию гравюры как самостоятельного вида искусства дало, как известно, развитие науки, культуры, просвещения — именно тогда возникла потребность в пропаганде этих достижений, что и стало основой для изобретения типографского станка и развития книгопечатания.


Наряду с книгами и гравюрами религиозного содержания печатались географические карты, буквари, технические рисунки. Параллельно с гравюрой на дереве развивалась гравюра на меди и офорт, причем эти виды существовали также и как прикладное искусство в виде орнаментов на оружии и металлической посуде, в виде художественных шрифтов на надгробиях и т.д.


Точная дата возникновения гравюры на металле неизвестна, но ее относят к середине XV века.


В России при Оружейной палате был целый штат гравёров, работавших в прикладном искусстве, откуда вышли первые профессиональные художники.


Самостоятельное значение имеет и книжная гравюра, которая является преемницей книжной миниатюры. Самые древние миниатюры создавались на пергаменте. Они интересны по композиции и красивы по цвету.


Со временем, в XVII веке, рисунок миниатюр стал сложнее, линии в них становились виртуознее, цвета — пестрее, ярче, вводилась позолота.


В первых печатных гравюрах художники сначала не брались за сложные, многофигурные сцены, а использовали упрощенные композиционные построения, ограничиваясь изображением одной фигуры в центре листа, размещая по краям красивый орнамент, а внизу — заглавную буквицу и шрифт. Изображения строились в основном за счет черных линий. Белый штрих использовался редко, чаще всего для орнамента. Рисунки вырезались чрезвычайно тщательно и точно. Шрифты были хорошо читаемыми, так как в печати они имели одинаковую насыщенность. Титульные листы таких книг представляли собой настоящие произведения книжного искусства. Заглавная буква часто печаталась красной краской и красиво выделялась на странице. Если раньше в миниатюрах художники вручную рисовали сложные переплетения из округлых линий, то в гравюре это было нецелесообразно, поэтому появились рубленые прямоугольные формы. Как и в миниатюрах, буквы в гравюрах могли изображать животных, но их формы стали проще и четче.


С развитием техники гравюры в более поздний период усложнились композиции листов, изображения и орнаменты, появились очень замысловатые заставки и виньетки, но все они гармонично сочетаются с текстом. В листе из книги «Житие Исаакия Чудотворца» начала XVIII века видно, что главное действующее лицо по-прежнему изображено в центре, а по краям вместо орнамента размещены целых шесть сцен на общую тематику. Это прием, применяемый в иконописи.

Лубок — это гравюра на дереве в один цвет, выполненная, как правило, народным художником. Лубок раскрашивался от руки акварельными красками. Это искусство возникло в Китае в VIII веке и получило широкое распространение во многих странах. В России оно появилось в середине XV века и оказало влияние на последующее развитие гравюры. Большинство исследователей-искусствоведов считают, что термин «лубок» происходит от лубяного короба, в котором продавцы носили для продажи эти гравюры. Сначала лубки изготавливали только в Москве, а затем они получили более широкое распространение, когда возникли несколько школ: киевская, новгородская и другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе.


Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение среди графиков получила тема архитектуры Петербурга.


В этот период в Западной Европе, помимо живописи и рисунка, развивается и гравюра. Немецкие мастера много внимания уделяли обрезной и резцовой гравюре. Большое влияние на последующее развитие искусства в Голландии и Фландрии оказал Лука Лейденский (1494-1533).


Великий голландский художник Рембрандт ван Рейн (1603-1669) был новатором и продолжил дальнейшие пути развития искусства. Он создавал шедевры как в живописи, так и в графике. Из всех техник он выбрал офорт, в котором можно сочетать живописность, пятно и одновременно рисунок, линию. Среди итальянских мастеров выделяется большой знаток архитектуры Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), создавший несколько альбомов крупных декоративных офортов.


Офортная техника, более свободная, чем гравюра на меди, позволила ему широко и живописно изображать природу и архитектурные фантазии, сохраняя строгий линейный рисунок. В Англии одним из выдающихся художников-живописцев был Хогарт. У него есть множество гравюр с различными сатирическими сюжетами. Мы ценим этого художника как создателя критического реализма. В области офорта работал великий испанский художник Гойя.


Интерес людей к гравюре с XVIII века начал затухать, и большую роль в возрождении гравюры как самостоятельного вида искусства сыграла техника репродуцирования в конце XIX и в начале XX века сначала на Западе, а затем и в России. Эта техника получила широкое развитие во многих странах. Это было время возникновения ряда новых областей графики, включая и линогравюру. В конце XIX и начале XX века гравюра получила дальнейшее развитие, особенно во Франции. Для нас более интересен именно этот период, так как он связан с возникновением гравюры на линолеуме.


Интересно отметить, что в Париже в то время существовало множество обществ художников-граверов, а также любителей гравюры.


Что касается появления первых линогравюр, то точные данные о том, кем и когда они были созданы, отсутствуют. В истории искусства пока не опубликовано ни одного фундаментального исследования по истории линогравюры, а имеющиеся сведения о ней, как на русском, так и на иностранных языках, весьма скудны и приводятся в общих обзорах эстампов в общих монографиях. Появившаяся в то время гравюра на линолеуме не сразу получила широкое распространение. Это был период, когда фотомеханический способ печати начал вытеснять репродукционную гравюру. Искусствоведы искали новые пути в искусстве и стремились возродить гравюру как самостоятельный вид графики. От сухой манеры, характерной для репродукционной штриховой гравюры того времени, они перешли к тональным сплошным покрытиям, к игре света и тени. Первые опыты в этой области проводились в ксилографии.


Переход от ксилографии к линогравюре практически не описан в специализированной литературе. Во всяком случае, специфические свойства линолеума позволили добиться еще большей легкости при гравировании, свободы в использовании черно-белого изображения, а низкая стоимость материала имела положительное значение для развития цветной гравюры, где требовалось много досок. Художники работали в обеих техниках, и по манере исполнения ксилографии иногда напоминали линогравюры.


На развитие линогравюры в конце XIX века значительное влияние оказали японские ксилографии, которые в то время приобрели широкую известность. Опыт японских мастеров представляет интерес для всех, кто изучает гравюру, поэтому на нем стоит остановиться подробнее.


Японская гравюра.


В Японию гравюра на дереве пришла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была связана с религиозной тематикой. С начала XVII века в японском искусстве возникло новое направление. Художники начали обращаться к природе, к людям, к повседневной жизни и создавать реалистичные произведения. Расцвет японского искусства был частично обусловлен установлением длительного мира в стране после долгих междоусобных войн.


Культурным центром страны стал город Эдо, нынешний Токио, где работали тысячи художников-граверов. Период расцвета всемирно известной японской гравюры охватывает около двухсот лет: с середины XVII до середины XIX века.


Если в Европе и Китае гравюра изначально использовалась как средство репродукции, то в Японии она стала самостоятельным видом искусства. Японскую гравюру легко отличить по точному рисунку, изящной линии, декоративной условности в цвете и гармоничному сочетанию оттенков. Интересно и то, как выполнялась эта работа: художник создавал рисунок и ставил свою монограмму, а резчиком и печатником выступал мастер, обладающий высоким уровнем мастерства и хорошим художественным вкусом.


Японские гравюры печатались водорастворимыми красками, смешанными с рисовым клеем, который предотвращал растекание краски. Краску наносили широкой кистью типа флейц, а сами гравюры печатались вручную с помощью костяной гладилки, похожей формой на флакон. Большего давления не требовалось, потому что пористая бумага легко впитывала краску.


Сначала в Японии существовала монохромная гравюра. Её родоначальником считается Моронобу, который изображал простые жанровые сцены и отдельные фигуры. Цветная гравюра как самостоятельный вид искусства впервые была использована Хоронобу. Своим расцветом гравюра обязана таким художникам, как Утамаро, Хиросиге, Хокусай и многим другим. Их девизом можно считать слова великого художника Хокусая: «Ни одно явление природы не должно оставаться незамеченным».


Линогравюра в России.


В России линогравюра появилась несколькими годами позже, чем в некоторых европейских странах. Начало XX века — это период, когда гравюра в России почти полностью перешла в разряд репродукционной или служила целям книжного и журнального оформления. Одним из ведущих мастеров, работавших в ксилографии и офорте, был В. В. Матэ, который воспитал целую плеяду талантливых графиков. Первым русским художником, использовавшим линогравюру, стал Н. А. Шевердяев.


В 1907 году к линогравюре обратился И. Н. Павлов, будущий известный русский художник-гравёр, который до этого уже имел значительный опыт в создании репродукционной гравюры. И. Н. Павлов проявлял интерес к гравюре на линолеуме. Согласно воспоминаниям Шевердяева: «В Париже линолеум уже вытеснил обрезную гравюру. Только старые эстеты продолжали игнорировать этот новый гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на линолеуме и методы печати. В историю графики художник вошел, прежде всего, благодаря своим известным сериям цветных линогравюр.


Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к экслибрисам. Слово "EX LIBRIS" происходит от латинского выражения "из книг…" и сегодня обретает все большую популярность. Оно буквально переводится как "из книг...", и часто используется в значении "экслибрис А. А. Сидорова". Однако оно имеет и более широкий смысл, обозначающий любой книжный знак с каким-либо текстом. Экслибрис может быть нарисованным от руки, сделанным по трафарету, оттеснённым на обложке или корешке книги (супер экслибрис) либо наклеенным. Чаще всего наклеиваются листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с содержанием книг, для которых он предназначен, или с характером занятий их владельца. После изобретения книгопечатания книжный знак приобрел современный вид: маленький эстамп, оттиснутый с гравированной на меди или деревянной доски. В конце XIX — начале XX века экслибрисы все чаще гравировали на дереве и новом материале — линолеуме.


Линогра́вюрой занимались известные русские художники, такие как

Б. М. Кустодиев, М. В. Маторин, В. И. Суриков, В. А. Фаворский и многие другие. Линогравюрой увлекались и многие русские художники-живописцы.


3.Глава III. Разновидности гравюры.


Гравюра может быть выполнена на дереве, на металле, на камне или на линолеуме. Гравюра на дереве называется ксилографией, происходящей от греческого слова «ксилос» (дерево). Существуют два вида гравюры на дереве: продольная (обрезная) и торцовая.


Гравюры на линолеуме создаются резцами разного сечения, каждый из которых имеет желобок внутри. Для работы лучше всего подходит пробковый линолеум, хотя можно использовать и другие сорта.


Гравюры на меди изготавливаются на медной доске с применением резцов, аналогичных тем, что используются в торцовой гравюре.


Термином «литография» обозначается техника, название которой происходит от греческого слова «литос» (камень). В этой технике изображение наносится специальным мягким графическим карандашом на известняк — белый камень, имеющий плоскую прямоугольную форму и зернистую структуру. Затем камень обрабатывается методом травления. Литография, как и гравюра на дереве и на линолеуме, позволяет получать большое количество оттисков — до нескольких тысяч.


Родственной с литографией является техника, называемая альграфией. В данном случае камень заменяют на алюминиевую пластину. Однако это устаревшая технология. Ее недостатком является низкий тираж.


Офорт включает в себя различные разновидности. Классический офорт — это изображение, которое создается на медной или цинковой пластинке, покрытой кислотоустойчивым слоем тёмного цвета. Изображение процарапывается острыми инструментами различной толщины, после чего пластинка травится в кислоте.

Другой вид офорта — сухая игла. В этом случае изображение процарапывается на доске, не покрытой защитным слоем, и не подвергается травлению.

Еще одна разновидность офорта — акватинт. Этот метод предполагает добавление тона к контурам, созданным травлением или сухой иглой, с помощью нанесения раствора кислоты, разъедающей цинк.

Монотипией называют оттиск, получаемый на бумаге с изображения, нанесенного на металлическую доску или на стекло масляными красками.


В последние десятилетия активно используют новые виды гравюры, однако большинство из них основаны на принципах гравюры на дереве, линогравюры или офорта.



4.Глава IV. Методика работы с линогравюрой.


Линолеум — универсальный материал для реализации любого творческого замысла: от экслибриса и книжной заставки до масштабной станковой гравюры, будь то черно-белой или цветной. Работа с линогравюрой способствует развитию визуальной восприимчивости и пространственного воображения. Помимо удовольствия, занятия линогравюрой полезны тем, что учат работать с материалом, требуют частых упражнений в рисовании, постоянной тренировки руки и зрения.


Для работы над гравюрой понадобятся следующие инструменты и материалы: линолеум, резцы (штихели), валик, краски, бумага, а также дополнительные предметы, такие как ножи, стекло, зеркала и прочие вспомогательные средства.


Для гравюры необходим линолеум средней плотности, толщина которого должна составлять 2,5–3 мм.


Первый шаг — создание эскиза. Эскиз играет ключевую роль в успехе работы. Его необходимо тщательно продумать и проработать, учитывая распределение света и теневых участков. Эскиз — самый важный этап работы, ведь именно на нём формируется основное графическое решение. Нужно научиться мысленно представлять объёмное изображение в формате контраста между черным и белым цветом. Здесь важно освоить навык перевода объёма в язык линий и пятен. При этом учитываются такие параметры, как толщина, частота, размеры и направления штрихов, что помогает передать не только форму объектов, но и различия в их материальности. Эскизы создают в натуральную величину рисунка. На начальной стадии работы старайтесь найти общие графические решения. Можно выполнять наброски тушью или карандашом. Использование аппликационного метода поможет выявить чёткие силуэты, а граттаж позволит легче увидеть форму будущего изображения.


Следующий этап заключается в перенесении эскиза на линолеум. Сделать это можно несколькими способами:


1. Используя карандаш, перенести рисунок на кальку, а затем наложить кальку на линолеум.

2. Положить копировальную бумагу под кальку и обвести рисунок карандашом.


Переведённый рисунок нужно обвести тушью, чтобы он не стирался в процессе работы. Тонкие линии обводят пером, а крупные чёрные пятна закрашивают кистью. Важно помнить, что любое изображение, нанесённое на линолеум, при печати станет зеркальным, то есть наоборот направленным.


Третья стадия — гравирование. Углубления на поверхности линолеума создаётся с помощью резца (штихелей) различного профиля и размера. Успех гравирования во многом зависит от остроты инструмента. Поэтому особое внимание уделяется технике безопасности, чтобы избежать травм. Правильное положение рук — левая рука удерживает линолеум, а правая рабочая рука занимается резьбой. Такое положение снижает риск случайного соскальзывания инструмента и повреждения кожи.


Перед началом работы желательно потренироваться на небольшом участке линолеума, отработав глубину и форму штриха. Упражнения включают:

1. Проведение прямых линий на одинаковом расстоянии друг от друга, затем постепенное увеличение расстояния между ними вплоть до максимального разреживания.

2. Перекрёстные линии.

3. Волнообразные линии.

4. Точечные линии (с сильным и слабым нажатием).

5. Круглые линии.

6. Работа разными видами резцов.

Четвёртая фаза — завершение работы. Начинать гравировку следует с ключевых частей изображения, постепенно переходя к менее важным участкам. Сперва прорежьте тонкие линии, затем выберите нужные участки для удаления фона, используя широкие резцы. Рекомендуется чередовать мелкие, ювелирные операции с крупными площадками. Это помогает сохранить концентрацию и делает работу более эффективной.


Процесс гравирования развивает у ребёнка такие качества, как аккуратность, внимательность, усидчивость и терпение.


Пятый этап включает в себя подготовку к печати первого пробного оттиска. Для этого используется черная типографская или масляная краска, которую наносят на линолеум с помощью валика равномерно, избегая образования комков и неравномерного распределения краски. Далее, печатают несколько оттисков на станке или вручную. Один из них сохраняют вне зависимости от качества, а второй оттиск оставляют для коррекции, исправляя тушью или белилами недостатки. После этого исправляют саму работу на линолеуме и делают следующий пробный оттиск. Пробный оттиск считается удачным, если тон краски глубокий и равномерный, а слои краски плотные, но не чрезмерно густые или жидкие. Хорошо напечатанный оттиск характеризуется тем, что каждый штрих четко пропечатан, мелкие белые участки не заполнены краской, нет признаков царапины или других дефектов на линолеуме, бумага не мятая и не повреждена. Свежие оттиски на гладкой бумаге нельзя сразу укладывать в стопку, им требуется время для высыхания.


После завершения работы форма и валик тщательно очищаются скипидаром и протираются тканью.


Цветная линогравюра.

Цветная гравюра на линолеуме требует от художника большего мастерства, чем одноцветная. Ключевое в цветной гравюре — умение подобрать правильную цветовую гамму и свести изображение к нескольким основным цветам, что позволит максимально эффективно реализовать задумку.



Для создания цветной гравюры художник готовит цветной рисунок, который он планирует воспроизвести на линолеуме. Он выбирает необходимые краски и определяет, какие участки будут окрашиваться каждым отдельным цветом. Каждый участок гравируется отдельной краской, а затем эти отдельные гравюры накладываются друг на друга, создавая окончательный цветной отпечаток. Важно учитывать взаимодействие цветов: некоторые краски при совмещении могут давать новые оттенки. Например, наложение синей краски на жёлтую даёт зелёный цвет, а наложение красной на синюю создаёт оранжево-зелёный эффект.



Отдельные участки могут иметь разные цвета, в зависимости от выбранного оттенка. Например, красный цвет на гравюре может включать в себя фиолетовые и оранжевые участки, синий — фиолетовые и зелёные, а жёлтые — зелёные и оранжевые. Поэтому важно правильно распределять цвета на отдельных участках линолеума, оставляя незапечатанными те места, которые будут взаимодействовать с другими цветами.


Печатание цветной гравюры.


Установка оборудования для цветной печати.

Для печати цветных изображений используется специализированное оборудование, включающее доску с закрепленными на ней опорочными угольниками из обрезков линолеума. Эти угольники обеспечивают точное совмещение углов гравированной формы с поверхностью доски.

Процесс подготовки к печати.

Перед началом работы наносят первый слой краски на выбранную гравюру и аккуратно укладывают ее на доску, используя угольники для выравнивания. Затем лист бумаги, предназначенный для получения отпечатка, фиксируется кнопками к угольникам.

Притирка и печать.

Бумага тщательно прижимается к форме и аккуратно притирается косточкой, как это обычно делают при печати одноцветных гравюр. После завершения притирки бумага осторожно поднимается, а форма с первым слоем краски снимается и заменяется формой следующего цвета. Бумага вновь опускается и притирается косточкой. Таким способом достигается точная совместимость цветов в двухцветной гравюре.

Многоцветная печать.

Печать многоцветных гравюр осуществляется аналогично, однако рекомендуется наносить каждый цвет последовательно, позволяя каждому слою полностью высохнуть перед нанесением следующего. Промежуток времени между наложениями разных слоев составляет примерно сутки. Срочная печать сырыми красками возможна, но требует тщательной обработки отпечатка порошком талька после каждого слоя, чтобы избежать возврата краски на линолеум. Однако стоит учитывать, что тальк влияет на оттенок краски, делая его белесым.

Типы используемых красок.

Для цветной печати применяются как типографские, так и литографские краски. При отсутствии специальных красок можно воспользоваться живописными масляными красками. Осветление красок возможно путем добавления олифы, которая сохраняет их прозрачность, но слегка изменяет тон. Осветление белилами придает краскам большую плотность и уменьшает их прозрачность. Способ осветления выбирается исходя из особенностей изображения и творческих задач.

Альтернативные методы печати.

Цветные гравюры могут быть напечатаны акриловыми красками с добавлением глицерина и крахмального клейстера, что основано на технике «акватипия» и позволяет добиться разнообразных оттенков. Также допустимо использование акварельных красок, смешанных с глицерином и крахмалистым клейстером, что является еще одним вариантом техники «акватипия».





Методические рекомендации по применению цветовых гармоний в композиции, выполненных в технике, линогравюра.


История развития гравюры и работа с детьми.


Знакомясь с историей гравюры, дети узнают, что мастера создавали цветные гравюры, вырезая отдельные доски для каждого используемого цвета. Этот трудоемкий процесс требовал значительных усилий, терпения и больших затрат времени. Такие задачи под силу взрослым художникам, но физиологические особенности детей делают этот процесс сложным и утомительным. Даже создание одной доски может привести к усталости и эмоциональному выгоранию ребенка.

Черно-белые гравюры вносят элемент новизны в работу, но со временем интерес школьников снижается. Чтобы вернуть мотивацию, педагогам рекомендуется предложить детям использовать цвет в композициях линогравюр. Основываясь на принципах цветоведения, учащиеся могут применять цветовые гармонии или контрасты. Работа с разными сочетаниями цветов помогает создавать различные настроения в одном сюжете. Например, в пейзажах можно передать состояния солнечного дня, утра или вечера, а в натюрмортах — радость или грусть.

Учитывая сложность и длительность процесса резьбы нескольких досок, ученикам предлагают альтернативный способ введения цвета. Цветовые пятна создаются с помощью кальки или копировальной бумаги. На кальку переносятся контуры будущего цветового пятна, определяются его размер, форма и расположение на формате. Затем цветная бумага приклеивается к основному формату с использованием клеящего карандаша, обеспечивая ровное и аккуратное нанесение цвета. Важно отметить, что некоторые виды клея, включая ПВА, могут изменять цвет бумаги или оставлять неровности.

Также существует возможность использования других материалов для окрашивания поверхности, таких как цветные карандаши, мелки или акварель. Вариантов выполнения работ очень много:

- Растяжка цветов в близких гармониях — вертикально, горизонтально или диагонально;

- Тоновая растяжка одного цвета в различных оттенках;

- Использование одного локального цвета с вариациями теплых и холодных оттенков.

Некоторые преподаватели могут усомниться в целесообразности таких методов, считая их имитацией настоящей цветной гравюры. Однако практика показывает, что ученики на этом этапе начинают проявлять творческое мышление, находить оригинальные решения и создавать уникальные работы.


Комплексный подход к обучению и воспитанию творческой личности включает создание благоприятных условий для самовыражения и обогащение эмоционального мира ребенка.


Способы печати.


По способам печати всё многообразие приёмов и разновидностей техники сводится к трём основным видам.


Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска, с которой печатаются большие тиражи оттисков, называется клише.


Вторым способом является глубокая печать. При этой технике изображение на бумагу передают те места, которые на доске углублены. Примером могут служить гравюра на металле или офорт.


Третий вид — плоская печать (литография), которая достигается за счёт того, что изображение обрабатывают таким образом, чтобы одни участки принимали краску, а другие — нет. Печатная форма в литографии называется камнем.


Станки для печатания гравюр бывают разной конструкции. Для высокой печати применяют станок в виде параллельных плит, которые соединяются с помощью рычага и прижимают лист к доске. Также в линогравюре может применяться ручной метод высокой печати. Лист бумаги накладывают на накатанную краской поверхность линолеума, а затем аккуратно протирают столовой ложкой.


Станки для глубокой печати устроены так, что верхняя плита заменена вращающимся цилиндром, под которым прокатываются нижняя плита и доска. При этом бумага вдавливается в углублённые части доски. Этот же принцип печатания используется и в литографии, но при меньшем давлении. При высокой и плоской печати краска накатывается на обработанную поверхность валиком, тогда как в глубокой печати она втирается тампоном и ладонью руки.




Список материалов для работы над гравюрой по линолеуму:

1. Линолеум

2. Резцы

3. Валик

4. Краски (типографская или масляная)

5. Олифа, разбавители, акварель

6. Стекло

7. Точильный брусок

8. Столовая ложка (металлическая или деревянная)

9. Бумага, копировальная бумага, калька

10. Печатный станок (если имеется)

11. Газеты, ткань (для вспомогательных работ)

12. Гуашевые белила + клей ПВА



Заключение.


Графика является неотъемлемой частью творчества любого художника, будь он живописцем или скульптором, поскольку рисунок служит важным этапом работы. Однако графикой можно заниматься и как отдельным видом искусства. Для создания выразительной композиции художнику-графику зачастую достаточно самых простых инструментов — карандашей, фломастеров или ручек, особенно когда речь идет о техниках вроде линогравюры.


Отдельной областью графики является печатная графика. С помощью специальных резцов художник создает изображение на деревянной, металлической или линолеумовой основе, а затем делает несколько авторских отпечатков — оттисков. Этот процесс называется гравюрой.


В методической разработке «Северный натюрморт в технике линогравюра» первая глава посвящена понятию «эстамп» — графическому листу, имеющему самостоятельное художественное значение. Во второй главе рассматриваются исторические аспекты возникновения гравюры, включая историю самой линогравюры. Третья глава содержит информацию о различных видах гравюр. Всего существует четыре основных типа гравюр: на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Эти типы подразделяются на подвиды. Например, гравюра на дереве может быть продольной, обрезной или торцовой. Гравюра на металле, известная как офорт, имеет множество вариаций. Она представляет собой изображение, нанесенное на медную или цинковую пластину, покрытую кислотоупорной грунтовкой. Линии рисунка процарапываются иглой различной толщины, после чего пластина подвергается травлению. Есть и другой способ выполнения офорта — «сухая игла», где изображение наносится непосредственно на необработанную доску без последующего травления. Стоит отметить, что гравюры на дереве, металле и линолеуме могут быть выполнены различными методами печати: высокой, глубокой и плоской.


Разработка подробно рассматривает технику линогравюры. Также предлагаются темы для изучения, такие как станковая графика, иллюстрации северного натюрморта в технике линогравюры и экслибрисы. В разделе «Работа с линогравюрой. Методика работы над гравюрой по линолеуму» описаны этапы создания линогравюры и различные методы печати.


Цветная линогравюра требует особого подхода к выбору цветов. Поскольку возможности живописи в этой технике ограничены, выбираются наиболее обобщённые и характерные оттенки. Каждый цвет требует отдельной доски, причем важно, чтобы рисунки на всех досках совпадали, чтобы при печати новым цветом изображение оставалось стабильным. Доски с линолеумом должны быть одинакового размера, а расположение линолеума на каждой из них должно строго соответствовать остальным.


Таким образом, методика позволяет учащимся освоить разнообразные техники графики, начиная с базовых принципов и заканчивая сложными приемами, такими как создание гравюр и работа с линогравюрой. Пособие снабжено примерами работ, выполненных детьми, что помогает лучше понять процесс и вдохновляет на творчество.





















Список литературы.



  1. Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев «Развитие творческих способностей на занятиях рисованием». Москва. Просвещение. 1987 г.

  2. «Рисунок, живопись, композиция». Хрестоматия. Составители: Н.Н. Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов. Москва. Просвещение.

1989 г.

  1. Основы рисунка. Авторская издательская группа Паррамон Эдисионес. Перевод текста и издательская подготовка О. Артанова. 1994 г. Напечатано в Испании.

  2. Л.Г.Медведев «Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку». Москва. Просвещение. 1986 г.

  3. «Рисунок». Под редакцией А.М.Серова. Москва. Просвещение. 1975 г.

  4. «Русская гравюра» составители М. Холодовская и Е.Смирнова. М., ИЗОгиз. 1960 г.

  5. «Школа изобразительного искусства» в 10 томах, т. 7. издательство Академии художеств СССР. 1960 – 63 г.

  6. Журнал «Художник» 1965 г. № 4 – 6

  7. «Очерки по истории и технике гравюры». М., издание ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1941 г.

  8. Б.И. Клабуновский «Линогравюра». Издательство «Просвещение» М., 1968 г.

  9. С.В. Миклашевич «Гравюра» часть I. Издательство «Москва». «Юный художник». 1999 г.

  10. С.В. Миклашевич «Гравюра» часть II. Издательство «Москва». «Юный художник». 2000 г.

























Приложение ученических работ.

Тема: «Моя малая родина»



«У костра», линогравюра. 2024год.

«Мой друг», линогравюра. 2024год.



«Улов», линогравюра. 2024год.



«Шаман», линогравюра. 2024год.









«Весть», линогравюра. 2024год.



«Домой», линогравюра. 2024год.



«У костра», линогравюра. 2024год.



«Домашний очаг», линогравюра. 2024год.



«Хлопоты», линогравюра. 2024год.



«Музыка», линогравюра. 2024год.

«Домой», линогравюра. 2024год.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!