СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение «Эффективные и современные методы на уроках музыкальной литературы в старших классах».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение «Эффективные и современные методы на уроках музыкальной литературы в старших классах».»

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»







Методическое сообщение


«Эффективные и современные методы на уроках музыкальной литературы в старших классах».







Выполнила: Мауль Н. Н.

преподаватель теоретических дисциплин











г.Калининград 2024 г








Современная школа искусств является одним из главных центров

средоточия музыкальной культуры. Ее цель – сделать музыку достоянием

не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех,

кто обучается в школе; ведь серьезное музыкальное воспитание должны

получать и дети со средними музыкальными способностями. Каждый из них

может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем,

участником музицирования.

Детская школа искусств является частью модели воспитательной

системы образовательных учреждений разного типа. Занимая специфическое

место в системе дополнительно образования, детская школа искусств имеет и

специфические особенности образовательного процесса. Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели детских школ искусств, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги-музыканты стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей. Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными

участниками творческого процесса. Современный мир, насыщенный медиаресурсами, диктует свой особый, иногда весьма жесткий ритм нашей жизни. В связи с этим встает вопрос о поиске новых технологий и методов на 1уроках искусства.

Проблема использования современных педагогических

технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ в настоящее

время очень актуальна.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок, понимал, что именно на

этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания,

разовьет свою память и ассоциативную базу, - то есть, все то, что

пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо

от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Владение

основами музыкальной грамоты, навыками слушания музыки и сведениями

из курса музыкальной литературы важно не только для последующей

профессиональной ориентации учащихся, но и является неотъемлемой

составляющей общего эстетического воспитания гармонично развитой

личноcти.

1. Понятие технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие

педагогической технологии. Технология - это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в

которой все входящие в него действия представлены в определенной

последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение

необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня

насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких

технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае

следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый

педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.

Создание технологии невозможно без творчества.


2

К числу современных образовательных технологий можно отнести: -технология проблемного обучения; -технология эффективных уроков - игровые технологии -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); -информационно-коммуникационные технологии; -здоровье-сберегающие технологии и др.

Практически все общепедагогические технологии представляется

возможным использовать на уроках муз. литературы в детской школе

искусств.


Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания

добываются собственным трудом, достигается применением проблемного

обучения.

В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и

воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в

определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом,

что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения

поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и

выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что

им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.

Проведение уроков с использованием проблемного обучения

предполагает применение эвристического (частично-поискового) метода.

На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие

виды деятельности учащихся:

 анализ эпизода или целого произведения,

 пересказ как прием анализа,

 подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,

 составление плана как прием анализа композиции части или целого

произведения,

 анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

 составление плана к своему развернутому ответу, к докладу,

сочинению; ассоциативный ряд,

 конспективное изложение результатов анализа произведений разных

искусств,

 сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы

над произведением.

Практический пример:

Пользуясь дополнительной литературой и

учебником составить "Воображаемое интервью с Моцартом", составить

кроссворд по данной теме.

Технология эффективных уроков (А.А.Окунев)

К нетрадиционным технологиям урока относятся: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки

в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или

ролевая игра; - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:

исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала:

урок-презентация; - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, ученый совет, регламентированная дискуссия, создание стенгазет; - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы:

КВН, "Что? Где? Когда?", инсценировка и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы на

уроках музыкальной литературы.

Практический пример

: упражнение "Дуэль" – дуэлянты задают друг

другу вопросы по данной теме и отвечают на них; репортаж, пресс

конференция – к юбилейным датам композиторов.

Практический пример :


Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт

с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально

теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального

материала.

а)

правильно сгруппировать понятия (по элементам музыкальной

речи, по группам инструментов и т.д.).

б) соотнести термин с определением, имена и фамилии композиторов,

даты и события, цитаты и фамилии композиторов

«…Учитель, заметя, что я рисовал уже слишком небрежно,

неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадавшись, в чем дело,

мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж

делать?- отвечал я. – Музыка- душа моя!» (о Глинке)

«Сколько ему досталось даров: и могучий разум ученого, и гений

композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в

землю, все развил и отдал своему народу, человечеству» (Стасов В.В.) (о

Бородине)




в) музыкальные пазлы

В каждом конверте – карточки, на каждой из которых – фрагмент

пройденного музыкального произведения. Задание – собрать пазл и

определить произведение и его автора

г) музыкальное лото (по биографии композитора, по отдельному

произведению, по музыкальным стилям)

В данном приложении предложено задание на повторение отдельного

произведения (оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»), но оно также может быть

смоделировано и для повторения биографий композиторов,

и

характеристики их творчества.

для

з) игра «4 картинки – 1 слово» рассчитана на знание биографий

композиторов, а также на знание и умение ориентироваться в музыкальных

стилях. Данные виды заданий можно многократно умножить.



Метод проектов

Метод проектов на уроках музыкальной литературы, слушания музыки

предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов,

которые позволяют решить ту или иную проблему в результате

самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих

результатов.

Темы: барокко, классицизм, романтизм /обзорные темы

(Использование исследовательских методов)

Результаты выполненных проектов должны быть оформлены либо в виде

альбома, доклада, презентации и т.д., возможно с музыкальными

иллюстрациями.

Теория поэтапного формирования умственных действий

(Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф., Волович М. Б.)

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования

умственных действий слагается из этапов:

Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной

основы действия, материализованное действие. Обучаемые выполняют

материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным

заданием во внешней материальной, развернутой форме.

Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных

действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию

ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые

проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент

осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной

информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о

правильности работы каждого ученика в классе главным образом по

конечному результату (после того как работы учеников собраны и

проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель

проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех

этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Данная

технология применима, например, при анализе музыкального произведения

по нотам.

Практический пример :

1) учащийся озвучивает план анализа

произведения, записывая его на доске, проговаривая вслух все свои действия:

характер произведения, муз.форма

средства выразительности (лад, тональность, темп, мелодия,

ритмические особенности),

2) учащийся поэтапно рассказывает о каком-либо жанре (фреймовые

схемы)

Фрейм («рама, каркас» - Марвин Минский представил основы фр.

теории) – структура представления знаний, организованная вокруг

некоторого понятия, которая, в отличие от ассоциаций, содержит данные о

существенном, типичном и возможном для этого понятия (Гурина,

Соколова). Специфика фреймов помогает графически свернуть информацию

и развернуть ее в языковом выражении. Основное свойство фрейма

заключается в том, что ключевое понятие активизирует весь фрейм.

Например,

понятие «соната» активизирует в сознании музыканта весь

ассоциативный ряд: строение, исполнительский состав, имена композиторов,

писавших сонаты и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование таких технологий — необходимое условие для

современного образовательного процесса. Виртуальный мир близок и

интересен современному школьнику, поэтому работа над созданием слайд -

фильма, презентации или сайта по предметной тематике выполняется с

желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации

знаний, творческому развитию ученика. Кроме того, творческие задания с

использованием ИКТ помогают развитию многих общеучебных навыков:

отбора материала в соответствии с темой и целью, сравнительно

сопоставительного анализа, группировки материала, публичной презентации

результата работы. Разработка собственных учебных медиаматериалов

дает дополнительную возможность учащимся активно добывать знания,

мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер

деятельности, реализовывать свой творческий потенциал.

Одна из форм работы в этом направлении — проектная деятельность

по созданию предметных и межпредметных медиаматериалов: презентаций,

сайтов, видеофильмов и видеофрагментов.

Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные

средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, Интернет. Эта форма работы

формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать

необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки,

полученные при изучении различных предметов, на уровень

интегрированных, межпредметных связей и надпредметных понятий.

Инновационные технологии также предполагают развитие лидерских и

диалогических способностей на уроках музыкальной литературы в ДШИ.

По датам, хронологически расположить фамилии композиторов.

Викторина (стилевое воспитание)

Теоретические «пятиминутки» могут сменяться «обучающими

викторинами»: ученикам предоставляются совершенно новые произведения

пройденных композиторов и ставится задача определить стиль автора.

Трудно переоценить значение самостоятельной подготовки ученика.

В качестве самостоятельной работы полезно задавать ученикам в

качестве ознакомления различные художественные произведения, так или

иначе связанные с той или иной темой: например, «Детские годы Моцарта»

Е.Пермяка, «Старый повар» К.Паустовского, «Корзина с еловыми шишками»

К.Паустовского, «Моцарт и Сальери» Пушкина, Чехов «Певчие», «Тапер»,

«Скрипка Ротшильда», «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого, «Гранатовый

браслет» Куприна, думу «Иван Сусанин» Рылеева, Т. Кошевая «В стране феи

Гармонии».

Е. Канн-Новикова «Колумб русской музыки», В.Брянцева «Большая

судьба одной небольшой пьесы», И.Рацкая «Сердце Шопена».

Журналы «Династии России».

Рекомендуемые кинофильмы: «Визит к минотавру», «Бетховен»,

короткометражные фильмы о Моцарте, мультфильмы о Бахе, Моцарте,

Бетховене, Глинке, Чайковском, Прокофьеве из серии «Сказки старого

пианино». Кинофильмы дети вполне могут просмотреть самостоятельно и, по

требованию педагога, написать отзыв, выразив свое мнение.

Заданные и уже прочитанные произведения могут быть обсуждены на

уроке. Какую роль играет музыка в данном произведении, соответствует ли

она контексту, что можно вынести из данного произведения, - все эти

вопросы обсуждаются уже в классе.

В качестве вопросов-призов (домашнее задание на оценку) очень

интересно находить интересные факты из творческих биографий

композиторов, стихотворения о музыке и музыкантах, интервью.













Литература:

1. Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. М., 2003 г.

2. Чебунина И.А. Активные методы обучения на уроках музыкальной литературы

в ДМШ // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (интернет-ресурс)

3. Гозенпуд А. Краткий оперный словарь. Киев, 1986

4. Слово о музыке. Хрестоматия. – Сост. Григорович В.Б., Андреева З.М. М., 1990

5. О.Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск, 2000

Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной

литературы».Омск,1988

6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.

7. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., 1982

8. Келдыш Ю.В., Корабельникова Л.З., Корженьянц Т.В., Левашев Е.М., Сабинина

М.Д. История русской музыки. Т. 7. М., 1994

9. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997

10. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!