муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Калининграда
«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»
Методическое сообщение
«Индивидуальный подход в обучении на уроках музыкальной литературы».
Выполнила: Мауль Н. Н.
преподаватель теоретических дисциплин
г.Калининград 2024 г
Процесс обучения – это совместный труд обучающего (преподавателя) и обучаемого (ученика), где преподаватель выступает посредником между учеником и учебным материалом.
Задача преподавателя заключается в такой организации учебного процесса, чтобы ученики могли:
усвоить материал,
приобрести необходимые знания, умения, навыки,
успешно развиваться.
Знания, умения и навыки, составляющие содержание предмета, можно рассматривать как цель обучения, поскольку речь идет о необходимости их приобретения. Таким образом, задача преподавателя – найти пути решения проблемы приобретения этих навыков и умений, а методика преподавания – это приемы и методы изложения или преподнесения материала, позволяющие максимально достичь желаемого результата или решения поставленной задачи. Несмотря на то, что «Методика преподавания» является обязательным предметом в средних и высших специальных музыкальных и педагогических учебных заведениях, очень часто она далека от практики.
Практические знания приходят через многолетний опыт работы в школе, опыт, полученный путем накопления знаний, экспериментов иногда, к сожалению, проб и ошибок.
И в моей педагогической практике были поиски того, как сделать урок интереснее, результативнее. Задача музыкальной школы не должна сводиться только к обучению игре на музыкальных инструментах. Общее музыкальное образование, которое получает учащийся, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей. Долгое время преподавая в музыкальной школе теоретические предметы, я, к сожалению, вынуждена признать важнейшую проблему, существующую в современном образовании: учащиеся не умеют говорить! У них нет навыков пересказа материала, грамотного и логичного построения предложений и изложения своих мыслей. Часто их речь – корява, скупа, изобилует словами – «паразитами». Немногие учащиеся умеют работать с текстами, составлять конспекты, которые либо превращаются в бесконечные листы переписанного слово в слово текста, либо представляют собой предложения, лишенные всякого смысла, не связанные между собой. Эта проблема особенно актуальна на уроке музыкальной литературы, который включает в себя:
проверку домашней работы;
объяснение нового материала;
слушание музыки.
Проверка домашней работы – очень важная составляющая каждого урока. Это и необходимый контроль знаний и умений со стороны преподавателя, и возможность выявления уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков, и путь к саморазвитию учащегося (изучение материала с возможным привлечением дополнительных материалов).
Она может быть в виде:
тестов,
письменных ответов на вопросы,
подготовленных дома конспектов,
устного пересказа заданных разделов учебника,
представления подготовленных дома презентаций,
подготовленных домашних сообщений по заданной теме,
беседы – диспута на заданную тему.
Учащиеся с удовольствием выполняют тестовые задания. Им проще ответить «да» или «нет», выбрать один из предложенных вариантов. Есть шанс случайно «попасть в точку». Несмотря на то, что сейчас очень много учебной литературы, различных рабочих тетрадей с печатной основой (ТПО), предлагающих огромное множество тестов, я обращаюсь к ним крайне редко.
Пробовала проводить опросы в виде письменных ответов. Данная работа позволяла спросить всех учащихся группы, но у нее были свои минусы: проверять такие работы приходилось после урока и тогда выяснялось, что кто-то плохо знает материал или неверно понял его, а ушел домой, так и не услышав правильного ответа.
Конечно, к этому вопросу можно было вернуться на следующий урок, но, мне кажется, это важно сделать сразу «по горячим следам». При проверке таких работ, оставалось ощущение «недоговоренности, непроработанности материала».
Последнее время я редко даю задание: «подготовить сообщение», т.к. замечаю, что один ученик работает, а все остальные – пассивно слушают, а иногда успевают заниматься и другими делами.
Дети любят форму «представление презентаций» - она отвечает интересам нашего времени, современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Но я с осторожностью отношусь к такого рода заданиям:
1. не всегда в интернете можно получить правильную информацию,
2. ученик, не имея опыта и достаточных знаний, не всегда грамотно пользуется найденным в интернете материалом,
3. часто презентации «перегружаются» большим текстом, в результате чего на ее представление уходит очень много времени.
Все, перечисленные выше формы работы на уроке не решают главной задачи: учить учащихся слушать музыку, «слышать» ее и самое главное - уметь о ней говорить.
Каждый раз мои попытки молча выслушать ответ ученика, дать ему возможность высказаться, заканчиваются необходимостью активно включиться в беседу. Очень часто я слышу просьбу: «задавайте вопросы, а мы будем отвечать». Но, к сожалению, даже ответы на вопросы порой сводятся к коротким «да» или «нет». Диалог с учащимися ведется очень сложно, периодически переходит в монолог преподавателя.
На мой взгляд, наиболее подходящей формой проверки знаний учащихся является беседа – диспут, который может помочь решить одну из важнейших проблем - учить мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свое мнение. В нем участвуют все учащиеся, и каждый имеет право высказать свою точку зрения, особенно в вопросе восприятия музыки. Я стараюсь никогда не говорить ученикам, что они не правы (если это не касается изложения точных фактологических данных), т. к. задача преподавателя - выслушать все мнения учеников, если даже они являются парадоксальными, а затем так построить беседу, чтобы направить их на правильный выбор. Планируя работу учащихся, заранее, необходимо корректировать их деятельность.
В последние годы очевидной стала еще одна проблема: вопреки непрерывному расширению информационного пространства, дети не обладают элементарными знаниями в области истории, культуры, порой не могут назвать имена писателей, художников. Урок музыкальной литературы помогает преодолеть проблемы духовно – нравственного и эстетического воспитания, расширяет кругозор учащихся. Объединяя в себе элементы литературы, музыки, истории, мифологии, он, является интегрированным, что очень актуально в современном образовательном процессе. Интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. В современном мире интеграция – эффективная форма познания мира, что подтверждается словами русского богослова и религиозного философа П. Флоренского: «Культура – это среда, растящая и питающая личность».
Беседа о творчестве композитора или музыкальном произведении обязательно должна предполагать рассмотрение вопросов, связанных с историей, литературой, живописью и другими видами искусства.
Так, говоря о творчестве М. П. Мусоргского, невозможно не вспомнить:
«смутное время», бунты стрельцов и движения раскольников, борьбу за отмену крепостного права;
работы В. Гартмана, В.Сурикова и В. Верещагина. И. Репина;
произведения А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя,
композиторов Д. Шостаковича, А. Шнитке, французского композитора XX века М. Равеля.
Изучение музыкальных произведений предполагает обязательное знакомство с художественными произведениями, вдохновившими композитора на сочинение или положенными в его основу, что позволит обсуждать с учащимися особенности трактовок писателя и композитора.
Важно, чтобы учащиеся представляли эпоху, в которой создавалось произведение, могли определить его историческое значение и связь с другими видами искусства.
Форма беседы или диспута позволяет сочетать разговор о новом с повторением или закреплением пройденного материала. Например беседа о жизни и творчестве Н. А. Римского – Корсакова может включать материал о творчестве других композиторов «Могучей кучки».
Так, практически на каждом уроке, возможно соединение новых знаний с приобретенными ранее, установление разносторонней связи между композиторами и образования целостной системы знаний.
Таким образом, урок проведённый в форме беседы-диспута позволяет решить главные задачи стоящие перед преподавателем: образовательную (выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями), воспитательную (способствовать формированию ответственного отношения к учению) и развивающую (расширять кругозор учащихся и формировать критическое мышление).
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения умений и навыков является познавательная активность обучающихся. Активность обучающихся на уроках предмета «Музыкальной литературы» имеет специфические проявления. Восприятие музыки, анализ ее выразительных средств, работа с нотным текстом невозможны без напряженного слухового внимания, без мобилизации ресурсов музыкальной памяти и мышления.
Источником активности личности является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении и его мотивация. Сегодня многие преподаватели музыкально - теоретического цикла ДШИ и ДМШ отмечают наличие «мотивационного кризиса», который связан с невозможностью полноценного усвоения обучающимися нужного объема информации по учебной образовательной программе. Возникает вопрос: почему желающих учиться, и получать музыкальное образование год от года становится меньше, а не больше? Виной этому перегрузки, компьютер, его доступность и «крутость», просто лень, трудности в восприятии изучаемого материала, непонимание, зачем это надо; а возможно и проблемы со здоровьем. И так, можно сделать вывод, что полноценное эстетическое восприятие музыки - активная деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой; вне активного восприятия не могут возникнуть яркие художественные впечатления. Цель существующей проблемы заключается в следующем: оказание помощи преподавателям музыкально-теоретических дисциплин в выработке решений, направленных на формирование у обучающихся установки на активную учебную деятельность.
Анализируя доклад хочется отметить, что наличие внутренней мотивации играет важную роль в осуществлении какой-либо деятельности. Внутренняя мотивация придает деятельности обучающегося целенаправленность, энергию и оптимизм. Преподавание предмета «Музыкальной
литературы» всегда традиционно опиралось на репродуктивный и информационнорецептивный, т.е. объяснительно-иллюстративный методы обучения. Вызвать и сохранить учебную активность обучающихся на протяжении урока музыкальной литературы значительно сложнее, чем в классах сольфеджио или специального инструмента, где ученики рактически осваивают и закрепляют музыкальные навыки, что предопределяет их активность. При подготовке к занятиям преподавателю приходится постоянно думать о том, как сделать учебную итуацию действительно мотивирующей к учению. В поисках способов решения проблемы отивации можно идти по такому пути - усиливать то, что вызывает и поддерживает ознавательную отивацию обучающихся: интересность учебного материала, разнообразие заданий, сихологический комфорт, возможность
самореализации детей с самыми различными способностями, конкретность и очевидность конечного результата. При выполнении данных условий обучающиеся становятся активными сследователями, мыслителями, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы. Следовательно, путь к активации познавательной деятельности бучающихся на уроках предмета «Музыкальной литературы» находится в насыщении обучения практическими заданиями, стимулирующими ребят к самостоятельным действиям, в том числе - в создании проблемных ситуаций. Проблемное обучение, основные формы которого: проблемное изложение, исследовательская деятельность, частично - поисковая деятельность, дидактическая игра - направлено на формирование творческого мышления, творческих способностей и все это в скупе активизирует учебную деятельность обучающихся.
Приемы проблемного обучения можно широко применять в практике преподавания предмета «Музыкальной литературы», однако следует помнить, что, несмотря на его бесспорные остоинства, хороших результатов можно достичь лишь при комплексном использовании азличных методов и приемов.
Практическая часть. В этой части следует обозначить и поговорить о методах активизации обучения, в том числе и о некоторых проблемных, которые способствуют развитию творческих пособностей, познавательной деятельности обучающихся, и, следовательно, развитию внутренней мотивации. Так в I полугодии I года обучения применяется дидактическая игра «Рисуем
музыку на бумаге». Этот прием используется как подготовительный этап к последующему заданию «Письменный разбор незнакомого произведения». Суть данного приема заключается в следующем: преподаватель 2-3 раза исполняет произведение в форме периода, простой двухчастной или трехчастной форме. Обучающиеся во время звучания произведения на альбомном листе с помощью цветных карандашей изображают мелодические линии, динамику, темп, штрихи, указывают регистр, тембр, тип фактуры, т.е. по заданию преподавателя осуществляют слуховой поиск выразительных элементов звучащей музыки. Затем рисунки обсуждаются в классе. Обсуждение этих абстрактных рисунков позволяет не только осознать насколько индивидуально слышание музыки, но и дает практику словесного описания процесса. План проведения работы «Письменный разбор и анализ незнакомого произведения» во II полугодии I года обучения выглядит следующим образом:
1. Название музыкального произведения не объявляется.
2. Первое прослушивание производится без нот. Учащиеся отвечают на вопросы –
первое впечатление от прослушанного произведения, его жанр, форма (в общем
плане).
3. Во время второго и третьего прослушивания с нотным текстом нужно: определить
особенности основной темы – характер мелодии, ее вид (кантилена или
речитатив), приемы развития, которые встречаются в мелодии, лад, тональность,
наличие и местоположение кульминации, отметить изменения, произошедшие в
среднем разделе, репризе (в зависимости от формы сочинения), назвать тип
фактуры, сравнить части формы.
4. Дать название музыкальному произведению.
Дидактическая игра «Угадай танец».
Такая игра позволяет в занимательной форме вовлечь детей, особенно младшего и
среднего возраста, в активную познавательную деятельность. Она предоставляет
большие возможности для практического применения приобретенных знаний в новой
ситуации. Игра проводится в качестве контрольного урока по темам «Сюита» и «Танцы»
по учебной программе I года обучения. Преподаватель заготавливает карточки с
описанием отдельных признаков какого-либо изученного танца. Класс делится на две
команды, каждая из них выбирает себе карточки «вслепую» (поровну). Первая команда
зачитывает по карточке признаки танца, вторая команда узнает его, и добавляет о нем
сведения, которых нет в карточке. Игру следует проводить до конца – продолжать
«поиск» с помощью наводящих вопросов, даже при возникновении каких-либо
затруднений у учащихся, чтобы в конечном итоге танец был назван верно. Результаты
определяются по двум критериям: насколько точно и исчерпывающе был дан ответ и
также - насколько быстро.
Удобной формой группового контроля является письменный разбор незнакомого
произведения. Эта форма позволяет преподавателю оценить уровень слуховой
активности и концентрации внимания каждого учащегося. Кроме того, такая форма
контроля дает преподавателю возможность выявить недостатки в собственной работе,
что тоже немаловажно. Она применима на протяжении всего периода обучения.
Письменная форма работы, требующая от обучающихся элементов поисковой
деятельности, очень увлекает их, она развивает творческий потенциал и
самостоятельность. Кроме того, музыкально-выразительные средства, пройденные на I
году обучения, активно используются при систематическом слуховом анализе и
закрепляются в сознании, как наиболее важные композиторские инструменты,
используемые для создания необходимого художественного образа. Данной формой
работы следует заниматься систематически, в течении всех 4-х лет изучения музыкальной
литературы. По мере необходимости она может использоваться на обычных текущих
уроках. Эта форма работы также может быть предложена в качестве, как четвертной
контрольной, или итоговой годовой работой. При использовании этой формы работы для
преподавателя
необходимо
выполнение
следующих - произведение должно быть небольшим – 3 – 5 минут звучания;
условий: - количество проигрываний – 3 раза;
-4- - продолжительность работы – 30 – 40 минут.
План проведения работы «Письменный разбор и анализ незнакомого произведения» на II
и III годах обучения:
1. Во время первого прослушивания без нот учащимся следует определить – общее
настроение и характер произведения, наличие одного или нескольких образов и
дать их общую характеристику, назвать жанр пьесы.
2. Во время второго и третьего прослушиваний с нотным текстом следует определить – форму произведения, соотношение частей, наличие вступления и заключения,
тип развития (в каждой части формы).
3. По окончании прослушивания провести анализ музыкальных выразительных
средств – мелодии, гармонии, ритма, динамики, тембра, темпа, фактуры.
Критерии отбора музыкального произведения: яркая образность, доступность для
восприятия, жанровая определенность, ясность формы, четкое членение. Произведение
должно быть инструментальным, т.к. при прослушивании вокального сочинения
обучающиеся все свое внимание уделяют поэтическому тексту. Если произведение
исполняется оркестром, оно должно отличаться выразительной, яркой оркестровкой.
Задача подобных работ – научить слушать именно музыку.
К данной форме работы обучающимся предлагается план ответа, которым они могут
воспользоваться.
Со 2-го и по 4-й год обучения наряду с музыкальными викторинами, в качестве
контрольных заданий, на знание музыкального материала применяются «зрительные
викторины», которые основаны на внутрислуховых представлениях обучающихся.
Вашему вниманию предоставляю варианты «зрительных викторин»: - определить название записанной музыкальной темы; - подобрать соответствующие слова к нотному тексту.
Как уже было сказано выше, проблемное обучение, а именно исследовательская
деятельность и частично-поисковая деятельность направлены на формирование
творческого мышления, творческих способностей и активации учебной работы учащихся.
И как ответ на проблемный вопрос – следующая форма активизации обучения –
написание мини-сочинений. Приведены
некоторые темы мини-сочинений: - ”Как вы думаете, почему В.А.Моцарт смог так рано проявить свои музыкальные
способности?“; -“Как вы думаете, как сложилась бы жизнь А.П.Бородина, если бы он прожил на 15 - 20
лет дольше?“; -
“Почему во все времена были так популярны произведения на текст молитвы «Ave Maria?
-5-
Существует следующее практическое задание, нацеленное на активное добывание
знаний учащимися с опорой на ранее приобретенные навыки – это составление таблиц
конспектов по биографиям композиторов, изложенных в учебнике. Эта форма работы
стимулирует детей к самостоятельным действиям, а, следовательно, способствует их
познавательной деятельности. При составлении таблиц обучающиеся проявляют
сообразительность, находчивость и самостоятельность. Данное задание ввиду большого
объема целесообразно задавать на дом. Образец таблицы-конспекта – даты, события
жизни, произведения.
Тестовый контроль. Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый
контроль занимает особое место. Данный метод демонстрирует очевидность конечного
результата, что способствует активизации обучения.
Тестовый контроль отличает: -
объективность результатов проверки – благодаря наличию эталона каждый
проверяющий приходит к одному и тому же результату по проверяемой работе
обучающихся; -
возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения
обучающимися самих операций контроля приводит к снижению времени, затраченного
на проверку знаний, что дает возможность увеличить частоту и регулярность контроля; - сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, дает преподавателю
немало ценных сведений об обучающихся, полезных для индивидуализации обучения.
Такие работы оказываются весьма практичными не только по своим контрольным, но и
по обучающим функциям, т.к. сопровождающие их выполнение – процессы
припоминания и узнавания, размышления и поиска хорошо закрепляют знания и учат их
применять самостоятельно и даже творчески.
Применение средств наглядности на уроках предмета «Музыкальная литература».
Наглядность, как принцип обучения на занятиях музыкальной литературы – один из
основополагающих. Применение на уроке умело подобранных изобразительных
иллюстраций, значительно повышает активность восприятия учебного материала.
Наглядные средства, а именно, просмотр репродукций картин, портретов композиторов,
а тем более, мультимедийных презентаций, являются дополнительными источниками
информации, расширяющими представления обучающихся об окружающем
музыкальном мире. Создание учащимися мультимедийных презентаций с последующей
демонстрацией на уроке можно использовать как одну из разновидностей домашних
заданий.
IV. Заключение. В заключении, подводя итог разговору о мотивированности и
активизации обучения, следует выделить основные моменты:
-6- - значимый и интересный материал урока; - положительная обратная связь; - задания с очевидным результатом; - возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка
самостоятельных действий у учащихся; - преподаватель должен продумать «изюминку» урока, чем вызовет удивление,
изумление и восторг учеников.
Поскольку мотивация – это движущая сила действий и поступков личности,
преподавателю необходимо постоянно возбуждать эту силу, управлять ею, учитывать ее в
построении учебного процесса, достигая необходимой активизации обучающихся.
Активное учебное поведение детей на уроках музыкальной литературы (чему
способствуют методы, рассказанные в практической части), исключают пассивную
созерцательность, механическое запоминание, а значит, способствует интенсивному
усвоению материала урока.
V. Список литературы
1. Ермолаева М.Г., Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно
методическое пособие. Из-во «КАРО», С-Петербург., 2011 г.
2. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Издательство
«Музыка», Москва, 1982 г.
3. Первозванская Т., Мир музыки. Учебное пособие «Слушаем музыку». Издательство
«Композитор», С-Петербург, 2004 г.
4. Тихонова А., Как преподавать музыкальную литературу. Издательский дом «Классика -
XXI», Москва, 2007 г.