СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Об Игоре Стравинском"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новаторский стиль музыки И.Ф. Стравинского

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Об Игоре Стравинском"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»







Методическое сообщение

«Об Игоре Стравинском»

Преподаватель М.В. Зрянина





















г. Ивангород

2023 г.



В июне 2022 года музыкальная общественность отмечала 140 лет со дня рождения Игоря Федоровича Стравинского. Творчество этого русского композитора в значительной степени определило пути художественных исканий и открытий музыкальной культуры нашего времени. На протяжении многих десятилетий Игорь Стравинский своими произведениями и силой своей разносторонней артистической индивидуальности оказывал огромнейшее влияние на весь ход музыкальных событий современности.

Значение Стравинского, его место в развитии художественной мысли 20-го века особенно отчетливо видны именно теперь, спустя многие годы после появления его лучших, наиболее значительных творений. Вызвав в свое время бурные споры, столкновения мнений, подчас даже скандалы, они стали затем классическими образцами музыки 20-го века, примерами новаторства, выросшего на благодатной почве русских национальных традиций. Таковы его прославленные ранние балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», сочинения на русские народные тексты «Свадебка», «Байка про Лису…», « История солдата».

Незадолго до первой мировой войны для Стравинского начались годы странствий. Сначала он жил в Швейцарии, потом долгое время – во Франции, а в 1939 году, спасаясь от гитлеровского нашествия, переселился в США. Судьба надолго отлучила его от родины. Но примечательно, что Стравинский никогда не отождествлял себя с теми эмигрантскими кругами, которых привела на чужбину вражда к революции. И вряд ли можно считать случайным совпадением тот факт, что именно в грозовом 1917 году Стравинский сделал обработку русской народной песни «Эй, ухнем» для духовых и ударных инструментов.

С огромной радостью Игорь Стравинский принял приглашение посетить Советский Союз. И вот осенью 1962 года состоялся этот знаменательный визит. Три недели пробыл он на своей родине, выступал в концертах, где звучала его музыка, встречался со слушателями, восхищался разительными переменами, которые произошли в Москве и Ленинграде за полвека. Его повсюду встречали с необычайным радушием.

В эти памятные дни композитор не раз признавался, что поездка принесла ему заряд душевной молодости, что он вновь со всей силой почувствовал себя русским человеком. «Язык музыки,- говорил он тогда, - это особенный язык. Это не то же самое, что язык литературы. И не так просто понять, написал ли эту музыку именно русский, а другую- француз или англичанин. Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе».

Глубоко взволнованный посетил Стравинский места, где прошли его молодые годы, места, с которыми было связано столько памятных событий в его жизни, в истории русской культуры. И, пожалуй, больше всего радовался маститый композитор, воочию убедившись, что его музыка живет, звучит и волнует людей на его родине.

«Вы не можете представить, как я счастлив!» - с такими словами обратился он к публике Большого зала Московской консерватории, восторженно аплодировавшей ему после первого концерта в Москве. И потом повторял эти слова многократно. Улетая из СССР, Стравинский говорил на аэродроме: «Мы еще вернемся! До скорой встречи!». Он мечтал снова приехать в СССР, провести на Родине более длительный период времени. Тяжелая болезнь помешала осуществить ему это намерение…

Творческий путь Игоря Стравинского – не только его богатое наследие, запечатленное в нотах. Это еще и пример того, как преданность искусству, служение ему придавали все новые и новые жизненные силы художнику, над которым время словно было не властно. До глубокой старости, до последнего дыхания этот маленький, казалось бы, хрупкий человек работал с редкой одержимостью, не зная усталости. Все новая и новая музыка выходила из-под его пера…

Игорь Стравинский принадлежит всему миру, Он родился и вырос в России, жил и творил во многих странах, похоронен в Венеции. Но он был и остался великим русским композитором, его наследие – одна из ярчайших страниц музыкальной классики 20-го века Оно стало важнейшим звеном цепи, неразрывно связывающей нас с великой традицией отечественной культуры.

Творчество Игоря Стравинского всегда находится в зоне пристального внимания музыкознания во всем мире. На протяжении многих десятилетий музыка великого мастера служила, как продолжает служить и сейчас, неиссякаемым источником, питающим творческую мысль композиторов разных школ и направлений. Степень влияния Стравинского на музыкальное творчество своего времени беспримерна. Это и сделало его искусство главным объектом исследования музыкального мышления 20-го века. Наиболее цельным и монолитным предстает первый творческий этап, именуемый русским. Его конечная хронологическая грань приходится на рубеж 10-20-х годов.(«Мавра» и окончательная редакция «Свадебки»). Но в недрах первого этапа зарождался второй – неоклассицисткий («Пульчинелла»). Критическая полоса, приведшая к изменению стилистической манеры, наметилась в самом конце 10-х годов. До этого Стравинский писал «фонематическую», по его выражению, музыку, организующим началом которой являлись произношение и акцентуация (фонемы) русской речи. Когда вокруг начала звучать чужая речь, эта основа зашаталась. Переходом к новой манере служило обращение к русско-итальянской сфере. Стравинский окунулся в атмосферу итальянского искусства. Русское у него соседствовало с романским. Тогда как вокальная музыка сменилась инструментальной с выдвижением на первый план игрового принципа концертирования.

Неоклассицизм в искусстве послевоенной Европы – явление сложное, неоднозначное. Вместе с тем неоклассицистский период не столь уж резко отграничен от русского: ведь и в фольклоре его влекло к себе отстоявшееся, ритуальное, архаическое.

Третий этап в творчестве Стравинского наступил, когда он стоял на пороге семидесятилетия. Этот период неточно именуется додекафонным. Неточно подобное определение потому, что престарелый мастер не стал додекафонистом, так как, несмотря на использование приемов 12-тоновой композиции, оставался приверженцем тонального мышления, а также потому, что не отдельными приемами, а семантикой, закрепленной в определенной системе выразительных средств, обусловливается суть, содержание творчества. Избрав такую манеру письма, Стравинский не менял ее до конца своих творческих дней.

Истина, которой Стравинский служил, это есть красота как воплощение идеального в нравственном значении этого слова.







Используемая литература:

Г.С. Алфеевская, И.Я. Вершинина – «Статьи, воспоминания»

1985 год «Советский композитор»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!