Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой)
Этот тест школьной мотивации подходит для учеников и позволяет понять, чем руководствуются ученики, приходя в школу, определить уровень мотивации детей.
Диагностика школьной мотивации проводится в три этапа. На первом этапе ученику даются карточки с утверждениями и предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые важны для обучения. На втором этапе среди всех карточек нужно выбрать только семь самых важных, а на третьем — только три.
Вот список утверждений:
Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
Хочу окончить школу и учиться дальше.
Хочу быть культурным и развитым человеком.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать одобрение учителей и родителей.
Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
Хочу быть лучшим учеником в классе.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
Не хочу получать плохие отметки.
Люблю узнавать новое.
Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
Люблю думать, рассуждать на уроке.
Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
Люблю решать задачи разными способами.
Люблю все новое и необычное.
Хочу учиться только на «4» и «5».
Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ваша задача — заметить, карточки с какими мотивами ученик выбрал два или три раза, и на основе списка мотивов сделать вывод о том, чем ребёнок руководствуется во время обучения. Суждения, которые школьник выбрал только один раз, считаются случайным выбором.
Соответствие утверждения определенным мотивам:
долга и ответственности: 1 — 2 утверждения;
самоопределения и самосовершенствования: 3 — 4;
благополучия: 5 — 6;
аффилиации (потребности в принятии, доверительных отношениях): 7-8;
престижа: 9 — 10;
избегания неудачи: 11 — 12;
учебно-познавательные (содержание учения): 13 — 14;
учебно-познавательные (процесс учения): 15 — 16;
коммуникативные: 17 — 18;
творческой самореализации: 19 — 20;
достижения успеха: 21 — 22.
По итогам этой диагностики школьной мотивации у вас появится «карта мотивов» конкретного ученика. За счёт актуальных для него мотивов вам будет проще поддержать его познавательную учебную мотивацию и подсветить в учёбе те аспекты, которые могут быть для него важны. Что делать, если доминируют:
попробовать найти то, что у него получается хорошо и приносит удовольствие, стараться сделать так, чтобы таких моментов в процессе обучения становилось больше.
максимально часто включать таких детей в групповую работу, организовывать мини-проекты, дискуссии, работу в парах и группах.
подчёркивать достижения ребёнка не только в сравнении со сверстниками, но и в сравнении с самим собой в прошлом. Это позволит поддержать интерес к тем предметам, в которых ученик не слишком успешен, и которыми у него нет желания заниматься.
разобраться, что интересно ребёнку, и создавать ситуации успеха, концентрируя внимание на достижениях и тем самым работая на адекватную самооценку. Предоставлять выбор, спрашивая его мнение, чтобы поддержать потребность в автономии.
Методики диагностики учебной мотивации в средних и старших классах