Методика оценивания универсальных учебных действий в предметной области «Искусство» и «Технологии», реализуемая на инновационной муниципальной площадке творческой группой учителей МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО»
В контексте идей личностно ориентированной парадигмы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание результатов учебной деятельности учащихся и погружение их в процессы самооценивания выделились в последние годы в самостоятельное направление.
Каковы цели новой системы оценивания.
Первое – это переориентация процедур оценивания результатов образования с оценки недостатков в усвоении учащимися предметных знаний, умений и навыков на оценку их учебных достижений.
Второе – повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности, т.е. усиление социальной защищенности личности учащегося.
Третье – стимулирование мотивов учебно-познавательной активности, самостоятельной деятельности учащихся для достижения более высоких результатов. Но самое главное – это обеспечение условий для осуществления самооценки и саморегуляции учащимися своей учебной деятельности.
Очевидно, что в условиях реализации ФГОС ОО необходимо отказаться от понимания оценивания как установления качества кого-чего-нибудь, как степени или уровня какого-нибудь достижения. Целесообразно понимать оценивание как процесс сбора и анализа информации для глубокого понимания того, что знают и понимают обучающиеся в результате обучения и как они могут эти знания и понимание применить.
С целью эффективного оценивания учебных достижений обучающихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.
Целью диагностического оценивания является получение информации о том, где обучающиеся находятся относительно целей обучения в начале изучения программной темы или раздела, курса по предмету. Диагностическое оценивание позволяет учителю скорректировать учебный план, который будет отвечать запросам учащихся, либо помогает спрогнозировать и в последующем преодолеть возможные трудности в обучении и учении. Диагностика как выявление исходных знаний обучающихся по предмету необходима не только для предварительной оценки базовых знаний, но и для создания мотивирующей проблемной ситуации.
Пример диагностического задания по музыке:
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Пример формативного задания по музыке:
Цель суммативного оценивания – констатирование уровня освоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени, определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.
Пример суммативного задания по музыке:
Следовательно, учитель, выбирая концептуальную основу для реализации личностно ориентированного подхода должен понимать, что главное для него – создать условия для самопостижения, самоосознания, самопроявления обучающегося в образовательной области «Искусство» и технология.
Следовательно, в новой системе оценивания учебных достижений учащихся перед учителем ставятся следующие задачи: определить уровни учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов; выявить соответствия результатов обучения ожидаемым результатам, зафиксированным в стандартах образования и учебных программах; инициировать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и умениях, по развитию компетенций учащихся; создать комплекты измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету; повысить мотивации учащихся к учению, самостоятельной деятельности, их к повседневной систематической работе; развивать критическое мышление и способности к самооценке своей деятельности у учащихся; отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что оценивание это:
– не только определение позитивных и негативных моментов в той или иной деятельности, но и выявление эффективности и успешности этой деятельности путем анализа и интерпретации данных;
– не только контроль качества образования, но и система, позволяющая отслеживать динамику и уделять больше внимания тому, чего смог достигнуть обучающийся, и меньше – его неудачам.
Личностно ориентированные технологии позволяют осуществлять организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами.
Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Включения учащихся в процессы самооценивания вынуждают учителя по иному осмысливать образовательный процесс, четко понимать цели и результаты обучения, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся. В результате совместной деятельности – учащиеся овладевают универсальными учебными действиями, что дает им возможность включаться в организацию самих процессов усвоения знаний, т. е. умения учиться, а учитель повышает свое профессиональное мастерство, выходя на более высокий уровень понимания методологии обучения.
Согласно Распоряжению КО Всеволожского района» от 15.05.2018г. №376 об организации инновационной муниципальной площадки на базе МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» была создана творческая группа учителей, преподающих МХК и изобразительное искусство – Вахницкая Тамара Константиновна и Лукомец Эльвира Гафиевна; музыку - Никитина Лариса Петровна; технологию – Сапоненко Раиса Леонидовна.
Никитина Лариса Петровна
Страница 2. Структура системы оценивания результатов освоения предметов образовательной области «Искусство» и технология
Задания, включающие зрительный ряд (ИЗО, Искусство, МХК, технология, музыка) | Задания, включающие звуковой ряд (ИЗО, Искусство, МХК, музыка) | Задания, включающие работу с учебником | Выполнение практической работы, эссе. |
|
Актуализация внимания к теме или к знаниям | Изучение нового материала | Закрепление нового материала Рефлексия |
|
Диагностическое оценивание | Формативное оценивание | Суммативное оценивание |
– Задания – Этапы урока – Виды оценивания |
Карта для учителя: планирование оценивания результатов обучения на различных этапах урока
п/п | Этапы урока | Виды проверочных работ | Формируемые УУД |
Диагностические | Формативные | Суммативные | |
1. | Актуализация внимания к теме или знаниям | | | | |
2. | Изучение нового материала: | | | | |
Работа с учебником | | | | |
Работа со зрительным рядом | | | | |
Работа со звуковым рядом | | | | |
Выполнение практической работы | | | | |
3. | Рефлексия | | | | |
Карта самооценивания для ученика на примере одного из этапов урока
Этап урока | Зрительный ряд – определить (жанр, музыкальный фрагмент, качество чего-либо, алгоритм действий и т.д.) | ИТОГО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Актуализация внимания к знаниям | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценивания: все правильные ответы – 5 баллов; один неправильный ответ – 4 балла; два неправильных ответа – 3 балла. |