СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания орфографии и пунктуации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания орфографии и пунктуации»

Тема. Методика и технологии преподавания орфографии и пунктуации в иноязычных группах  Аминова Р.Х.

Тема. Методика и технологии преподавания орфографии и пунктуации в иноязычных группах

Аминова Р.Х.

ПЛАН 1.Орфографические понятия. 2.Методы и приёмы обучения орфографии. 3.Цели обучения пунктуации в школе. 4.Методы и приёмы обучения пунктуации.

ПЛАН

1.Орфографические понятия.

2.Методы и приёмы обучения орфографии.

3.Цели обучения пунктуации в школе.

4.Методы и приёмы обучения пунктуации.

Методика орфографии- это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

Методика орфографии- это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в. В ее становлении принимали участие кроме видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские лингвисты И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, А.И.Томсон, Я.К.Грот, Р.Ф.Брандт, С.П.Обнорский, Д.Н.Ушаков, А.Б.Шапиро, А.И.Гвоздев, Л.В.Щерба и другие.

Методика орфографии начала складываться еще в XVIII в. В ее становлении принимали участие кроме видных ученых-методистов и учителей русского языка известные русские лингвисты И.А.Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, А.И.Томсон, Я.К.Грот, Р.Ф.Брандт, С.П.Обнорский, Д.Н.Ушаков, А.Б.Шапиро, А.И.Гвоздев, Л.В.Щерба и другие.

Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности. Орфографическая грамотность- умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников - формирование орфографической грамотности.

Орфографическая грамотность- умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность - это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность- это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность - это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность- это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

Целью   обучения орфографии  русского языка в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом.

Целью   обучения орфографии русского языка в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом.

Познавательные цели : - знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели :  - формирование орфографических умений. Содержание обучения орфографии  составляет орфографическая теория или орфографические понятия (правила) и орфографические умения.

Познавательные цели : - знакомство с основными орфографическими понятиями.

Практические цели :  - формирование орфографических умений.

Содержание обучения орфографии  составляет орфографическая теория или орфографические понятия (правила) и орфографические умения.

К орфографическим  понятиям  относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический  факт, опознавательные признаки орфограмм, место орфорграмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.

К орфографическим  понятиям  относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический  факт, опознавательные признаки орфограмм, место орфорграмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь.

Основные понятия методики орфографии Орфография (от греч. orthos-правильный и grafo-пишу)-система правил написания слов, сложившаяся исторически и принятия в качестве нормы письменной речи. Эти правила представлены пятью разделами: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения

Основные понятия методики орфографии

Орфография (от греч. orthos-правильный и grafo-пишу)-система правил написания слов, сложившаяся исторически и принятия в качестве нормы письменной речи. Эти правила представлены пятью разделами:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения

Орфограмма  – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос.  Орфографическое правило   – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму.  Орфографический факт  – это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова.

Орфограмма  – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос. 

Орфографическое правило   – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму.

Орфографический факт  – это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы.

Орфографическое правило - это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы.

К орфографическим  умениям  относятся: орфографическая зоркость, умение обоснованного выбора орфограммы, умение орфографически правильно записывать слова, умение находить и исправлять орфографические ошибки.

К орфографическим  умениям  относятся: орфографическая зоркость, умение обоснованного выбора орфограммы, умение орфографически правильно записывать слова, умение находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфографическая зоркость  – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Полезно, например, выделять орфограммы при письме зеленым цветом, подчеркивать, устно объяснять. Развитию орфографической зоркости служат зрительные диктанты, «проверяю себя», комментированное письмо, объяснительные диктанты и т.п. 

Орфографическая зоркость  – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Полезно, например, выделять орфограммы при письме зеленым цветом, подчеркивать, устно объяснять. Развитию орфографической зоркости служат зрительные диктанты, «проверяю себя», комментированное письмо, объяснительные диктанты и т.п. 

Принципы   методики   орфографии   целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии: 1.Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением 3. Исторический (традиционный), написание по традиции.

Принципы   методики   орфографии   целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии:

1.Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе

2. Фонетический, написание в соответствии с произношением

3. Исторический (традиционный), написание по традиции.

 Принципы методики обучения орфографии:   - принцип  опоры на фонетический или грамматический материал , - сопоставление произношения и написания, принцип опоры на  орфографическую теорию  (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений.

Принципы методики обучения орфографии:

- принцип  опоры на фонетический или грамматический материал , - сопоставление произношения и написания,

  • принцип опоры на  орфографическую теорию  (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»).

Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений.

Методика обучения пунктуации в школе Основная  цель обучения пунктуации  в школе – научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации.

Методика обучения пунктуации в школе

Основная  цель обучения пунктуации  в школе – научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации.

Содержание обучения пунктуации  включает пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: - знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), - пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), - пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).

Содержание обучения пунктуации  включает пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: - знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), - пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), - пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).

Пунктуационная ошибка  – это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений.

Пунктуационная ошибка  – это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен.

Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений.

 Обучение пунктуации – составная часть процесса обучения русскому языку. Осуществляется на грамматической, интонационной основах, а также на основе понимания значения синтаксических конструкций. Осуществляется на грамматической, интонационной основах, а также на основе понимания значения синтаксических конструкций.

Обучение пунктуации – составная часть процесса обучения русскому языку. Осуществляется на грамматической, интонационной основах, а также на основе понимания значения синтаксических конструкций.

Осуществляется на грамматической, интонационной основах, а также на основе понимания значения синтаксических конструкций.

Методика пунктуации – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы формирования у учащихся умения пользоваться русской системой знаков препинания для точного выражения мысли, интонаций и для построения конструкций.

Методика пунктуации – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы формирования у учащихся умения пользоваться русской системой знаков препинания для точного выражения мысли, интонаций и для построения конструкций.

Принципы русской пунктуации – основные, исходные положения, определяющие расстановку знаков препинания и лежащие в основе методики обучения пунктуации. Ведущим П. р. п. считается синтаксический, согласно которому расстановка знаков препинания определяется структурой синтаксической конструкции; изучение правил пунктуации связывается с изучением тем по курсу синтаксиса; практика употребления знаков препинания опирается на синтаксический анализ предложения. Два других принципа – интонационный и смысловой – не противопоставляются синтаксическому, а взаимодействуют в процессе обучения, поддерживают его.

Принципы русской пунктуации – основные, исходные положения, определяющие расстановку знаков препинания и лежащие в основе методики обучения пунктуации. Ведущим П. р. п. считается синтаксический, согласно которому расстановка знаков препинания определяется структурой синтаксической конструкции; изучение правил пунктуации связывается с изучением тем по курсу синтаксиса; практика употребления знаков препинания опирается на синтаксический анализ предложения. Два других принципа – интонационный и смысловой – не противопоставляются синтаксическому, а взаимодействуют в процессе обучения, поддерживают его.

 Методы обучения орфографии и пунктуации   Упражнения разных типов, диктанты, изложения и сочинения, работа со словарем-формируют навыки правильного письма. В методике обучения орфографии выделяют следующие основные типы упражнении: а) списывание; б) усложненное (или осложненное) списывание; в) свободное списывание (запись выученного наизусть текста).

Методы обучения орфографии и пунктуации

Упражнения разных типов, диктанты, изложения и сочинения, работа со словарем-формируют навыки правильного письма.

В методике обучения орфографии выделяют следующие основные типы упражнении:

а) списывание;

б) усложненное (или осложненное) списывание;

в) свободное списывание (запись выученного наизусть текста).

Осложненное списывание содержит пропуск орфограмм, который оформляется отгочием или скобками, и предполагает сознательный выбор учащимися написания из ряда возможных (то есть применение умения использовать соответствующее правило) или использование навыка.

Осложненное списывание содержит пропуск орфограмм, который оформляется отгочием или скобками, и предполагает сознательный выбор учащимися написания из ряда возможных (то есть применение умения использовать соответствующее правило) или использование навыка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!