МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОКАЗАТЕЛЬНО-ЛОГАРИФМИЧЕСКИМ НЕРАВЕНСТВОМ
Теоретические основы
1) Каковы шаги решения неравенства
методом интервалов?
6) Перечислите основные свойства логарифмической функции:
1. Ввести функцию, найти её D и нули.
2. Отметить нули на числовой прямой, учитывая D, выделить образовавшиеся промежутки.
3. Определить знаки функции на каждом числовом промежутке.
4. Выбрать промежутки, удовлетворяющие знаку
исходного неравенства.
5. Записать ответ в виде объединения промежутков.
2) Как определить знаки в промежутках?
1. Определяем знак правого промежутка.
2. Выясняем, чередуются ли знаки в остальных промежутках:
если линейный множитель (х-а) стоит в четной степени, то при переходе через точку х=а знак выражения в левой части не меняется, в противном случае – меняется.
3. Расставляем знаки.
3) С чего начать решение неравенства, если в него входит логарифмическое выражение? Несколько логарифмических выражений?
Найти область определения каждой логарифмической функции (число, стоящее под знаком логарифма, должно быть положительным), а потом – их пересечение.
АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ Решить неравенство:
- Какого вида данное неравенство?
- Комбинированное неравенство.
- Какие виды неравенств составляют исходное неравенство?
- Показательное и логарифмическое.
3. Какие операции выполняются с логарифмами
- Сложение логарифмов;
- Умножение числа (х + 1) на логарифм
4. Как преобразовывают произведения некоторого множителя на логарифм
- Произведение заменяют логарифмом степени, у которой показатель равен данному множителю
5. Что требуется выполнить в задании
- Решить неравенство
0 Как решают неравенство такой структуры «число» «логарифм» + «логарифм» «число»? - Находят область определения; - выполняют действия с логарифмами в левой части; - число в правой части представляют в виде логарифма. 2. Как находят область допустимых значений исходного неравенства? 3. Какой вид неравенства получится после преобразования его с помощью свойств логарифма и перехода к сравнению выражений, стоящих под знаком логарифма? Показательное. 4. Какой план решения неравенства? Найти ОДЗ. Свести неравенство к простейшему логарифмическому и перейти к сравнению выражений, стоящих под знаком логарифма. Решить полученное показательное неравенство. Определить решение неравенства с учетом ОДЗ. " width="640"
ПОИСК СПОСОБА РЕШЕНИЯ
Решить неравенство:
0
- Как решают неравенство такой структуры
«число» «логарифм» + «логарифм» «число»?
- Находят область определения;
- выполняют действия с логарифмами в левой части;
- число в правой части представляют в виде логарифма.
2. Как находят область допустимых значений исходного неравенства?
3. Какой вид неравенства получится после преобразования его с помощью свойств логарифма и перехода к сравнению выражений, стоящих под знаком логарифма?
4. Какой план решения неравенства?
- Найти ОДЗ.
- Свести неравенство к простейшему логарифмическому и перейти к сравнению выражений, стоящих под знаком логарифма.
- Решить полученное показательное неравенство.
- Определить решение неравенства с учетом ОДЗ.
1 Функция у = 2 х возрастает, т.к. 21 3. Решим показательное неравенство х " width="640"
ОФОМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ
Решить неравенство:
2. Сведём неравенство к простейшему логарифмическому и перейдём к сравнению выражений, стоящих под знаком логарифма
Функция у = log 3 х возрастает, т.к. 3 1
Функция у = 2 х возрастает, т.к. 21
3. Решим показательное неравенство
х
0 ( ограничение) Вернёмся к исходной переменной: 4. Определим решение неравенства с учётом ОДЗ Ответ: Функция у = 2 х возрастает, 21 х " width="640"
ОФОМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ
Пусть
_
+
t
0
t0 ( ограничение)
Вернёмся к исходной переменной:
4. Определим решение неравенства с учётом ОДЗ
Ответ:
Функция у = 2 х возрастает, 21
х
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
- Какую структуру имело исходное неравенство ?
- «число» «логарифм» + «логарифм» «число»
2. Какую теорию для решения неравенства такой структуры использовали?
-Область опредедения логарифмическом функции; свойства логарифмов; правило представления выражения в виде логарифма.
3. К какому виду свелось неравенство после «избавления» от логарифмов?
- показательному;
4. Как удобнее назвать данное неравенство «показательно-логарифмическое» или «логарифмическо-показательное»?
- Исходное неравенство удобнее назвать «логарифмически-показательным» , так как структура неравенства определяется операциями с логарифмами
5) Какой метод решения показательного неравенства применяли и почему?
- Метод введения новой переменной, так как с показательными выражениями использовалась операция алгебраического сложения.
6) Можно ли было решить данное неравенство, раскрывая скобки
?
- можно, так как раскрытие скобок – равносильное преобразование
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
7. Прокомментируйте каждый шаг решения и продолжите его:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ