СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, формы и содержание работы с низкомотивированными учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы, формы и содержание работы с низкомотивированными учащимися»

Методы, формы и содержание работы

с низкомотивированными учащимися


Проблема школьной неуспеваемости сохраняет свою актуальность и до настоящего времени несмотря на интенсивные научные поиски её решения педагогами и психологами. Эта проблема также является предметом пристального внимания школьных учителей, поскольку одним из показателей эффективности педагогического труда остаётся успеваемость учащихся.

Чтобы найти средство для преодоления школьной неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребёнка, отсутствие у него мотивации к учению, неправильные навыки учебной работы, несовершенство организации учебного процесса и др. Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Одной из главных причин школьной неуспеваемости психологи называют низкую учебную мотивацию. Существует два способа формирования позитивной учебной мотивации: создание ситуации успеха и развитие учебных интересов.


Для того, чтобы создать ситуацию успеха и повысить самооценку школьника, у которого есть проблемы в обучении, необходимо:

- выделить те сферы деятельности, которые интересны школьнику и в которых он может быть успешен;

- отмечать и поощрять малейшие успехи ребёнка в учебной деятельности;

- при порицании за плохой поступок хорошо использовать приём «удивление» - «От кого, кого, но от тебя я не ожидал»;

- не сравнивать ученика и его результаты с результатами других;

- подробно обосновывать выставляемую отметку.


Развитие учебных интересов у неуспевающих учеников является важным направлением деятельности педагогов, поскольку у данной категории учащихся они неустойчивые и слабые в силу отсутствия необходимых знаний в разных предметных областях. Одним из приёмов развития учебных интересов является использование побочных интересов, «в обход»:

- наблюдения, практические действия, эксперименты, опыты;

- чтение дополнительной литературы, периодических изданий, Интернета;

- доклады, сочинения;

- сбор различных материалов (гербариев, краеведческих, фольклорных, экономических материалов);

- задания на основе программ радио и телевидения;

- задания на основе индивидуальных и групповых экскурсий;

- задания на основе посещения кино, театра, музея, концерта.


Детей с проблемами школьной неуспеваемости можно условно разделить на несколько групп:

  1. Низкое качество мыслительной деятельности, но есть желание учиться.

  2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учёбе.

  3. Низкое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учёбе.

Чаще всего педагоги сталкиваются с учащимися первой и второй групп. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.


Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности,

но с желанием учиться

При работе с такими учащимися проводятся занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, по формированию учебных навыков – развития скорости чтения и понимания прочитанного. Главное в работе с такими детьми – научить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу: ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперёд.


Этой группе детей для развития мышления, памяти и внимания можно предложить следующие упражнения:

Упражнение «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а потом – найти в тексте какой-то «секрет». В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты».

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащимся нужно сосредоточиться и воспринять как можно больше информации, а затем зафиксировать на листочке. Сравниваются результаты обеих групп.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Учащиеся читают текст, а затем встают в круг. Один участник становится в круг, закрывает глаза и указывает на любого участника, с которого начинается воспроизведение текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. После этого текст ещё раз читается и участники дополняют то, что было упущено.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос по теме учебного текста и задать однокласснику. Ответивший задаёт вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос.

Упражнение «Удиви меня»

Ученик должен найти дополнительный как текстовый, так и видеоматериал (не общеизвестный), имеющий непосредственное отношение к изучаемой теме и представить  его в классе. Используется как один из вариантов творческого домашнего задания.


Работа с учащимися, не заинтересованными учёбой


Для того, чтобы заинтересовать учащихся, учителя используют следующие подходы к обучению:

- создание проблемных ситуаций;

- активизация самостоятельного мышления;

- организация сотрудничества учащихся на уроке;

- выстраивание позитивного общения с группой;

- проявление искренней заинтересованности в успехах ребят.

Для развития мотивации следует ориентировать учащегося на самооценку деятельности. Например, задавать ребёнку такие вопросы: «Ты доволен результатом?», «Ты сегодня хорошо справился с работой?»

Мотивационным процессом можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов, а также умело стимулируя учащихся. Желательно продумывать урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для этого применяются такие активные формы работы:

- решение проблемных ситуаций;

- исследовательский подход при изучении учебного материала;

- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

- командные формы работы на уроке с периодической сменой состава групп;

- индивидуальная и групповая работа над проектами.


Организация работы на уроке с низкомотивированными учащимися


Организационный момент

  1. Чёткое начало урока.

  2. Единые требования к учащимся о наличии учебника, тетради, ручки.

  3. Оформление доски к началу урока.

  4. Беседа по вопросам дисциплины, по сохранению здоровья.


Актуализация знаний

  1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе учащихся.

  2. Снижение темпа опроса, предоставление большего количества времени для ответа.

  3. Предложение учащимся плана примерного ответа на вопрос, наводящих вопросов.

  4. Ориентация на использование наглядных пособий, схем, плакатов.

  5. Стимулирование отметкой, подбадриванием, похвалой.


Изучение нового учебного материала

  1. Занимательность содержания материала, новизна, актуальность, игровые моменты.

  2. Обращение к низкомотивированным учащимся для выявления степени понимания учебного материала.

  3. Привлечение учащихся к решению учебных проблем и задач.

  4. Поощрение вопросов по изучаемому материалу со стороны неуспевающих учеников.

  5. Привлечение таких учеников в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.


Закрепление изученного материала

  1. Частая смена видов деятельности.

  2. Подбор заданий с учётом подготовленности учащихся.

  3. Инструктаж о разных способах выполнения заданий.

  4. Использование алгоритмов.

  5. Предупреждение о трудностях во время работы.

  6. Деление задания на части, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

  7. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило


Контроль усвоения учебного материала

  1. Контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих наибольшее затруднение

  2. Систематизация ошибок, типичных для всего класса

  3. Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

  4. В конце темы обязательное обобщение основных понятий, законов, правил


Домашнее задание

  1. Дифференцированное домашнее задание.

  2. Систематическое внесение в домашнее задание работы над типичными ошибками.

  3. Подробное объяснение порядка выполнения домашнего задания.

  4. Проверка записи домашнего задания в дневник.

  5. Согласование объёма домашнего задания с другими учителями класса, исключая перегрузку слабоуспевающих учеников


Обязательными этапами урока являются мотивация, актуализация знаний, подведение итогов, физкультразминка, выставление и комментирование отметок. Также эффективным способом вовлечения учащихся в учебный процесс является составление совместно с учащимся индивидуального плана ликвидации отставания от учебной программы, организация самостоятельной работы таких учащихся вне класса.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!