СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы работы учителя-логопеда с родителями.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы работы учителя-логопеда с родителями.»

Методы и приёмы работы учителя-логопеда с родителями.


В последнее время все заметили тенденцию роста детей, испытывающие трудности в овладении образовательной программы. Зачастую это связанно с не очень серьёзным отношением к подготовке к школе. Дети поступают в школу с множественными логопедическими нарушениями, которым не было уделено внимание в дошкольном возрасте. При логопедической диагностике у первоклассников отмечаются искажение звуковой стороны речи, бедный словарный запас, аграмматизмы в речи, несформированность сложных форм языкового анализа и синтеза,  низкая память, нарушение внимания. В связи с этим учащиеся испытывают трудности в овладении письменной речи и в усвоении знаний в целом. С данными трудностями ребёнку очень сложно справляться. И без помощи взрослых ребенку просто невозможно справится с возникшими сложностями на пути освоения школьной программы.

В связи с этим очень важно сформировать «группу помощников» из взрослых. И в этой команде родитель - не гость, а полноправный член команды, так как у нас с ними одна общая задача.

Цельформирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Задачи:

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка

  • создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки

  • повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития

  • пробудить интерес и желание участвовать в воспитании своего ребёнка

  • обучать родителей приёмам логопедической работы

 Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю через традиционные формы работы с родителями:

  • родительские собрания

  • посещение логопедических занятий

  • дни открытых дверей

  • индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.

1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

5. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедии, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы  безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям.

Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

В этих целях можно использовать следующие приемы:

  • разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;

  • рассказ об итогах работы выпускников из логопедического пункта.

  • подчеркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

  • логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей.

На первой встрече необходимо расположить к себе родителей. Они  сразу должны уяснить важность своего участия в совместной  работе.  Ведь успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

При беседе с родителями важно настроить их и ребенка на положительную динамику. Но в тоже время не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», — вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе. Основной акцент желательно делать на ожидание результатов от совместной работы. Родителям сразу необходимо донести, что они тоже основное звено в совместной работе.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

В середине октября проводятся очередные встречи  с родителями, на которых логопед знакомится с результатами завершенного обследования. Также логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. 

Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедического пункта.

Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.

Они бывают фронтальные и индивидуальные.

Фронтальные консультации можно проводить в дни школьных каникул. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей.

В индивидуальном порядке проводятся консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы.

Для родителей даются открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка. В ходе занятия родители могут перенимать методы работы с ребенком, тем самым приобретают  некий педагогический опыт.

Открытое фронтальное занятие – это пример для родителей, как обучать и взаимодействовать с ребенком в процессе обучения. Приобретая такой опыт, у родителей появляется больше уверенности в своих силах  и ответственности за обучение ребенка.

В ходе консультаций и посещений занятий, родитель может пересмотреть свои взгляды на воспитание своего ребенка. Ведь как правило у родителей излишне негативная оценка деятельности ребенка; негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации); противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми; резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их негативного  тона к ласковому задабриванию.  Частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт.

Взаимодействие школы и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!