СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения на уроках математики как средство профессионального самоопределения учащихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения на уроках математики как средство профессионального самоопределения учащихся.»

Методы обучения на уроках математики как средство профессионального самоопределения учащихся.

Актуальность проблемы социализации личности во многом обусловлена социально-экономическими факторами развития нашей страны. В начале XXI стала очевидной необходимость серьезной модернизации российского образования. Новая социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Ученые и практики убеждены, что для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения. Инновационное обучение призвано снять основное противоречие традиционного обучения, состоящее в недооценке ведущей роли субъектов образования, приоритете знаний над умениями их продуктивного использования, недооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты. Способом реализации нового типа обучения является личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности учащегося в качестве субъекта учебной деятельности.  

Самоопределение – есть стремление определить своё место в  жизни, в обществе, осознать свои общественные, национальные, и личностные интересы. B Российской педагогической энциклопедии «профессиональное самоопределение молодежи» обозначено как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ саморегуляции через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональное самоопределение в условиях личностно-ориентированного подхода – это непрерывный процесс, обеспечивающий профессиональное становление и целостное развитие личности.

Внимание к проблеме профессионального самоопределения школьников вызвано не только актуальной необходимостью адаптации к современным социально-экономическим условиям, но и естественной для молодых людей потребностью найти свое место в жизни. На этом фоне особое значение приобретает задача профессионального самоопределения учащихся школ как особой возрастной и социальной группы.

Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и является его частью. В этой связи, особенности и закономерности профессионального и личностного самоопределения необходимо учитывать уже в процессе обучения в школе. Это тем более важно в условиях реализации личностно-ориентированной парадигмы образования. Задача выявления профессионально-личностных особенностей, основных тенденций, своеобразия профессионализации на этапе обучения в школе становится все более актуальной. 



  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир,  С. Н. Чистякова,  Е. И. Головаха и многих других. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.

С. Л. Рубинштейном были заложены методологические основы проблемы самоопределения, которая рассматривалась им в свете принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте в понятии самоопределения выражается активная природа «внутренних условий».

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива и жизненный план. Данные показатели характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности – потребности в жизненном самоопределении,  следовательно, и в профессиональном.

Исследуя взаимосвязь жизненных целей и планов, ценностных ориентаций молодежи, Е. И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса профессионального самоопределения.

М. Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к настоящему и будущему. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:

- наличием компонентов настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации), включающих широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей;

- наличием компонентов будущего, когда молодой человек видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете и собственно планирование, характеризующееся представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени.

Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, выводит нас на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.

Как утверждает И. С. Кон, «жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности»

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим не заканчивается. Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова отмечают, что «выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития».

Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, итогом которого является профессиональный выбор. Этот процесс можно рассматривать под разными углами зрения.

Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени.

Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых формируется баланс между собственными предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!