СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы преподавания и методические приемы изучения детского танца в современной хореографии.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного построения творческого процесса на уроках хореографии, а также решения поставленных задач, каждый педагог-хореограф должен знать и применять на практике различные методические приемы изучения детского танца.

Просмотр содержимого документа
«Методы преподавания и методические приемы изучения детского танца в современной хореографии.»

Методы преподавания и методические приемы изучения детского танца в современной хореографии.


Главной целью преподавания детского танца в современной хореографии является развитие творческой стороны личности, индивидуального воображения и артистизма. Педагогу необходимо научить детей исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно, тогда поза превращается в выразительный жест танца, способна характеризовать различные образы, стили, чувства и переживания человека. Чтобы через танец дети могли выражать не только настроение, но и внутреннее качество

личности, черты характера.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится детскому танцу. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Занимаясь хореографическим воспитанием можно преследовать различные цели: например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, или их двигательных навыков, артистичности и т.д. Очень часто при этом музыка используется лишь как фон, либо только как регулятор темпо ритма. Ярким примером этого является занятия шейпингом, гимнастикой, аэробикой.

Танец – искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально- ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в младшем школьном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение,

наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях

воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.


Общие методы преподавания детского танца в современной

хореографии


Набор детей в коллектив современного танца не предполагает строгого отбора по физическим, музыкальным данным, принимаются все. Возникает еще одна сложность, а также особенность преподавания этого вида хореографии – это индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрытие его творческой стороны, превращение его недостатков в индивидуальную особенность исполнения. Но все-таки хореографические коллективы (будь то народного, классического или современного танцев) объедены общими методами преподавания.

Так методы преподавания хореографических дисциплин должны

обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В

соответствии с этим можно выделить несколько групп методов:

-всестороннего развития,

-обучения техники и совершенствование в ней,

-нравственное воспитание,

-психологическая подготовка и воспитание волевых качеств,

-теоретическая подготовка по общим вопросам.

Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы организации целенаправленного педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать методы преподавания, такие как:

Метод вербального общения. Процесс и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения.

Метод наглядности – заключается в том, что педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее – в том виде, как его выполняют на уроке; после выявления и исправление ошибок.

Научности – означает обоснованность элементов, движений и всего

построения урока в целом.

Всесторонности – повышения уровня всестороннего развития-главного условия. При этом методе у учащихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие опорно- двигательного аппарата, для выполнения движений той или иной сложности. Здесь рассматривается не только гармоничное физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых качеств.

Сознательности и активности – понимание целей и задач уроков,

сознательное и активное использование средств учебного процесса. Если учащийся занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.

Повторности и систематичности. Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерывы в уроках отрицательно сказываются на организме, падает работоспособность, забываются элементы техники, поэтому необходимо систематическое проведение уроков (обычно 2-3 раза в неделю).

Постепенности – отражает научный взгляд на основные принципы

жизнедеятельности человека. Равномерное нарастание нагрузки в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач – все эти положения основаны на принципе постепенности.

Доступности – показывает зависимость системы планирования занятий в зависимости от подготовки учащихся. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.


Методические приемы изучения детского танца


Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь

объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать

за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с

музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое

Внимание на технических особенностях танца. А игры- превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем

арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.


Несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающему педагогу-хореографу избежать типичных ошибок при проведении занятий по хореографии:


  • При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие ребенка. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данный танцевальный элемент, необходимо выполнить его совместно с ребенком, затем дать ему возможность исполнить танцевальный элемент самостоятельно и под музыку. Считать вслух допустимо только в начале проучивания нового танцевального элемента.

  • Каждый новый танцевальный элемент надо начинать и заканчивать препорасьоном, делать постоянно акцент на исходную позицию.

  • Танцевальные способности следует развивать в равной степени, работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не получится полное, должное впечатление от исполнения.

  • На занятиях выполнение танцевальных элементов строго дозируется. Сложные элементы чередуются с легкими, движения, требующие большего мышечного напряжения – с движениями на расслабление. После выполнения движений в быстром темпе необходимо выполнить движения на восстановление дыхания.

  • Занятия необходимо проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с занятия с чувством удовлетворения, и чтобы с каждым занятием они приобретали все больше знаний и навыков.

  • Не следует весь урок громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит, занимающихся, соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.

  • Не использовать при работе с детьми ласкательно уменьшительные слова (головка, ручки, ножки …)

  • На каждое танцевальное движение использовать новое музыкальное произведение.

  • Необходима одинаковая нагрузка во время занятия на левую и правую ногу.

  • Не показывать детям как неправильно они исполняют то или иное танцевальное движение и не сравнивать их исполнение с чем-либо.


Резюмируя вышесказанное можно отметить следующее.

Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических

качеств, не просто показ движений, а творческой фантазии личности, которая может находить яркие и образные сравнения.

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности

подрастающего человека.

Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы организации целенаправленного педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать различные методы преподавания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!