Метр. Таблица мер длин.
I. Организация учащихся на урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
А еще проверьте, детки,
Карандаш, линейку, ластик.
– Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Садитесь. Ребята, меня зовут Татьяна Геннадьевна, сегодня я буду вашим учителем математики. Я желаю Вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, а также новых открытий.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
- А как вы готовы вычислять мы сейчас проверим.
1. Ребята, посмотрите на доску и назовите:
а) Самое маленькое трёхзначное число … (100)
б) На первом месте в числе справа стоят …(единицы)
в) В числе 48 - … дес. … ед.
г) 1 дм = … см (10)
д) 1 с. - … ед (100)
е) 10 дес.- это …(сотня)
2. А теперь проверим, помните ли вы двузначные числа. Для этого мы с вами выполним №3 на стр. 13. Запишите все возможные двузначные числа, используя цифры 4,7,0 (!не повторяя одну и ту же цифру дважды)
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадью, давайте проверим, какие числа у вас получились: 40, 47, 74, 70
- Обменяйтесь обратно тетрадями. Кто нашел все 4 числа поднимите руки?
III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
- А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма “38 попугаев”. Будьте внимательны, вам нужно будет ответить на вопросы что делают герои этого мультфильма, о какой величине идет речь, какие мерки использовали герои.
- Итак, ребята, что делали герои?
- О какой величине идёт речь? (о длине)
- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава? (мартышку, попугая).
- А в математике используют такие мерки? (Нет)
- А какие мерки использовали бы герои, если бы знали математику? Все мерки, которые вы назвали в математике называют единицами измерения, и сейчас мы с вами составим таблицу единиц измерения.
Единицы измерения:
1 мм
1 см = 10мм
1дм = 10см = 100мм
1м=10дм=100см
- Ребята, покажите своему соседу по парте мм, а см, а дм. А мартышке нужно было измерить целого удава.
- Что же мы должны сегодня узнать? (Какой единицей длины удобно измерить удава)
- Правильно, ребята. Сегодня мы узнаем новую единицу – метр, и научимся сравнивать это единицу с другими величинами.
IV. Открытие детьми нового знания
-Давайте выяснять, чем же удобно измерять более длинные отрезки. Чем воспользоваться и где найти информацию? (в учебнике. Метр – еще одна единица длины).
- Так как называется новая единица измерения длины? Давайте запишем ее в нашу таблицу.
- Для чего служит эта мера длины?
- Так чем же нужно было героям измерить длину удава?
- Но мы не выяснили с вами, а сколько это один метр?
- Сейчас мы с вами будем настоящими исследователями. Мне нужно 6 добровольцев. (2 на каждый предмет). Остальные ребята будут исследовать иллюстрацию в учебнике.
-Выясните сколько дм и см в одном метре?
ВНИМАНИЕ!
Вопрос 1гр (метр складной)
- Из скольких звеньев состоит ваш метр? Какова длина каждого звена? Сколько дм в одном метре? А см?
Вопрос 2 гр. и 3 гр.:
-Сколько дм в 1метре у вас получилось? А см?
- А у вас?
- А у исследователей иллюстрации?
- Давайте запишем это в нашу таблицу.
- Ребята, в Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись другие единицы: косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев). Потом стали существовали другие разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др. Но они не были такими точными. И ученые продолжали исследования по поиску новой единицы измерения. И в конце 18 века во Франции появилась единица измерения – метр.
VI. Физкультминутка
- Мы с вами ответили на главные вопросы нашего урока, теперь давайте отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Руки в стороны)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть.
VII. Закрепление изученного материала.
- А сейчас давайте закрепим полученные знания. Мы будем выполнять на с.13 №2. Запишите в тетрадях №2. Прочитайте задание. Итак, нам нужно сравнить величины. Что значит сравнить величины? Запишем первое выражение.
- Можно ли сравнивать 2 разные величины? А сколько см в 1м? …………….................................................................................................................
- Молодцы, ребята. А теперь давайте снова побудем исследователями. Мы с вами будем работать в парах. Давайте измерим длину вашей парты. Перед вами лежат полоски-мерки? Что это за мерка? (1дм)
- Сколько раз данная мерка уложилась в длине?
VIII. Итог урока
- У вас на столах лежит листочек. Переверните его. Сейчас я буду вам зачитывать вопросы, а вы должны подчеркнуть один правильный вариант ответа.
Подчеркни правильный ответ
1.С какой величиной работали на уроке?
а) масса;
б) длина;
в) время.
2.Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр;
б) метр;
в) диаметр;
г) дециметр.
3.В какой единице удобнее измерять длину класса?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
4.В какой единице удобнее измерить путь от школы домой?
а) в метрах;
б) в дециметрах;
в) в сантиметрах.
Проверим. Ответы (слайд):
1. б – длина
2. в – диаметр
3. в – в метрах
4. а – в метрах
IX. Рефлексия
-Перед вами …(что это ребята?) правильно, мишень. У нее есть 4 части.
1. Урок полезен, все понятно
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно
3. Еще придется потрудться
4. Да, трудно все-таки учиться.
- У вас у каждого есть магнитик, прикрепите его в одну из 4 частей, которая показывает ваш настрой после нашего урока.