Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
межсессионного задания
по МДК 03.03.
«Теория и методика экологического образования дошкольников»
для студентов 4 курса 41 группы
социально-педагогического (заочного) отделения
по специальности 44.02.01
«Дошкольное образование»
на 7 семестр 2018 – 2019 учебного года
Преподаватель: Константинова С.М.
Материал утвержден на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности
Протокол № 2 от 28.02.2017 года
Зав.кафедрой_________________ Константинова С.М.
Студенты выбирают одну из предложенных тем для выполнения:
Тема 1: Наблюдение как основной метод экологического воспитания дошкольников
Вопросы для конспекта:
1. Сущность наблюдения как познавательной экологической деятельности.
2. Особенности развития наблюдения в разных возрастных группах детского сада, методика руководства распознающим наблюдением.
3. Организация и методика руководства распознающим наблюдением с использованием раздаточного материала.
4. Организация и методика руководства наблюдением за ростом и развитием живых объектов, изменениями явлений природы.
Задания и форма отчетности:
• Раскрыть сущность наблюдения как познавательной деятельности, выделить его структурные компоненты, определить виды наблюдения по характеру познавательных задач и освоить характеристику каждого вида наблюдения.
• Выделить особенности развития наблюдения на каждом возрастном этапе, проследить становление компонентов деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
• Определить условия, при которых наблюдение может стать деятельностью, ориентированной на экологическое развитие детей. Показать возможности его организации.
- по характеру решаемых задач;
- по особенностям компонентов наблюдения;
- по организации и проведению наблюдения.
Результаты изучения литературы отражаются по выбору студента в виде:
- Таблицы:
Возраст | Особенности познавательной деятельности наблюдения | Приемы руководства распознающим наблюдением | Приемы руководства наблюдением с раздаточным материалом | Приемы руководства наблюдением за ростом и развитием | Условия, обеспечивающие экологический характер наблюдения |
Младший | | | | | |
Средний | | | | | |
Старший | | | | | |
Тема 2: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для конспекта:
1. Понятие модель, моделирование.
2. Функции и значение моделей и моделирования в экологическом развитии детей.
3. Особенности использования моделей разного вида для решения задач экологического образования дошкольников.
Задания:
• Проанализировать литературу, составить краткий конспект в соответствии с вопросами для обсуждения.
• Придумать и изготовить модель для детей дошкольного возраста. Подготовить психолого-педагогическое обоснование использования модели для решения задач экологического образования (задание выполняется в творческой подгруппе по 2-3 человека).
Формы отчетности:
Краткий конспект по вопросам.
Изготовление модели.
Тема 3: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Вопросы для конспекта:
1. Понятие «элементарной поисковой деятельности» и значение ее использования в экологическом развитии детей.
2. Методика организации элементарной поисковой деятельности в экологической работе с детьми.
3. Обсуждение составленных студентами конспектов организации элементарной поисковой деятельности.
Задания:
• Проанализировать литературу, составить краткий конспект в соответствии с вопросами для обсуждения.
•Разработать конспект элементарного опыта для детей старшего возраста.
• Проанализировать конспект опыта, составленный другим студентом по следующему плану:
1. Выделить дидактическую задачу опыта.
2. Определить структуру опыта (постановка познавательной задачи, высказывание предположений, их обсуждение, создание условий для решения детьми познавательной задачи, подведение их к самостоятельным выводам и обобщениям).
3. Раскрыть развивающее значение опыта (выявление скрытых особенностей, установление причинно-следственных связей, развитие познавательной активности, развитие речи-доказательства и др.)
Формы отчетности:
Краткий конспект по вопросам.
Тема 4: Теоретические основы построения системы экологических знаний для дошкольников
Вопросы для конспекта:
1. Понятие «система знаний», «систематизация».
2. Центральное понятие (ведущая идея) системы экологических знаний.
3. Иерархия внутрисистемных связей. Иерархия понятий.
4.Тип системы знаний (системные знания, систематизированные знания).
5. Этапы формирования систематизированных знаний.
6. Методы систематизации знаний и опыта детей.
Задания:
• При изучении литературы по данной теме студентам необходимо определить содержание понятий «система знаний», «системность знаний», «систематизация», «ведущая идея», «центральное понятие», «иерархия понятий и связей» и осознанно оперировать ими, уметь применять общепедагогические понятия к экологическому содержанию.
• Анализируя исследования, студенты выделяют теоретические основы отбора и структурирования экологических знаний и умений, устанавливают характер системы знаний, определяют влияние знаний на развитие экологического сознания дошкольников.
Формы отчетности:
1. Краткий конспект изученной литературы.
2. План ответа на вопросы для обсуждения.
Тема 5: ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы для конспекта:
1. Своеобразие построения и развертывания программы системных экологических знаний.
2. Организация педагогического процесса освоения системных знаний и умений:
а) этапы работы, их закономерность и взаимосвязь;
б) система обучающих занятий и их взаимосвязь;
в) система работы в повседневной жизни, ее связь с занятиями.
Задания:
•Конспектируя рекомендуемую литературу студенты уточняют содержание понятия «системные знания», отмечают своеобразие структурирования системных экологических знаний.
• В ходе изучения литературы студентам необходимо выделить этапы работы по формированию системных экологических знаний, определить задачи и содержание каждого этапа, наиболее эффективные методы и приемы.
• Студенты разрабатывают систему знаний об объектах или явлениях природы и представляют ее в таблице или схеме.
Формы отчетности:
1. Конспект литературы.
2. Разработанная система занятий об объектах или явлениях природы.
Тема 6: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогические условия воспитания гуманного отношения к природе у дошкольников.
2. Роль экологических знаний и накопления эмоционально-чувственного опыта как основа становления у дошкольников экологически правильного отношения к природе.
3. Детская природоведческая литература, ее место и значение в воспитании гуманного отношения к природе, методика использования.
Задания:
-Найти ответы на основные вопросы плана.
- Подобрать литературное произведение, содержащее научные знания о связях и зависимостях в природе и затрагивающее эмоции и чувства ребенка. Обосновать выбор.
Формы отчетности:
1. Конспект изученной по теме литературы.
2. Письменное обоснование выбранного литературного произведения (место в системе работы, для решения каких задач экологического воспитания, возраст детей).
Тема 7: РОЛЬ ИГРЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Вопросы для конспектирования:
1. Место и значение игры в экологическом воспитании детей.
2. Игры разного вида в решении задач экологического воспитания, их специфика, место в системе экологической работы:
а) настольно-печатные дидактические игры;
б) сюжетно-дидактические игры;
в) игры-драматизации;
г) игры-опыты;
д) строительно-конструктивные игры с природным материалом;
е) предметные игры с природным материалом;
ж) словесные игры.
3. Специфика игр, способствующих воспитанию гуманного отношения к природе.
Задания:
• Изучить литературу и составить конспект по обозначенным вопросам.
• Составить картотеку дидактических игр: а) способствующих формированию экологических знаний, б) способствующих воспитанию бережного, гуманного отношения. В картотеке необходимо указать название игры, для какого возраста рекомендуется.
• Разработать экологическую игру. Указать вид игры, название, дидактическую задачу (или воспитательную), игровые правила, игровые действия, место в системе работы.
Формы отчетности:
1. Конспект по вопросам
2. Картотека дидактических игр.
3. Самостоятельно разработанная дидактическая игра.
Тема 8: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Вопросы для конспекта:
1. Предметно-развивающая среда, ее сущность, значение для развития личности, требования к организации.
2. Экологически развивающая среда как условие формирования экологически направленной детской деятельности (труд по выращиванию живых объектов и уходу за ними, деятельность общения с объектами природы, игры с природным материалом, экспериментирование и др.).
3. Роль самостоятельного познания особенностей природы, через предметно-развивающую среду, для формирования экологической культуры личности.
4. Стиль общения воспитателя, как условие организации самостоятельной экологически ориентированной деятельности в предметно-развивающей среде.
Задания:
• Изучить литературу и составить конспект по вопросам.
• Выявить специфику организации самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, роль стиля общения педагога.
Формы отчетности:
Составление конспекта по вопросам.
Тема 9: Специфика организации экологической развивающей среды в детском саду
Вопросы для конспекта:
1. Экологически развивающая среда детского сада и ее компоненты.
2. Уголок природы и его организация.
3. Комната природы, как развивающая среда, ее взаимосвязь с
уголком природы.
4. Лаборатория природы, особенности ее организации и значение для развития самостоятельного познания природы дошкольниками.
5. Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми.
6. Маршруты в природу.
Задания:
• При анализе литературы необходимо выделить компоненты экологически развивающей среды, познакомиться с характеристикой каждого из них, определить специфику организации и методику использования.
• Разработать проект организации одного из компонентов экологически развивающей среды на выбор студента (уголок природы, лаборатория, комната природы, экологическая тропа и др.) Определить место детской деятельности в развивающей среде, в системе общей работы по экологическому воспитанию.
Формы отчетности:
1. Конспекты изученной литературы.
2. Проект организации и построения одного из компонентов экологически развивающей среды.
Тема 10: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Вопросы для конспекта:
1. Принципы организации образовательного процесса экологического развития дошкольников.
2. Структура процесса экологического образования, основные блоки и их взаимосвязь.
3. Этапы организации образовательного процесса.
4. Структура педагогического взаимодействия в образовательном процессе экологического воспитания и ее специфика.
5. Планирование экологической работы в детском саду, его значение.
6. Перспективное планирование и его специфика.
Задания:
• Изучить предложенную литературу, сделать сводный конспект для ответа на вопросы плана.
• Разработать перспективный план экологической работы с детьми на сезон по следующей схеме:
- задачи экологического развития (данной возрастной группы);
- содержание программы «Детство» по разделу «Ребенок открывает мир природы» в соответствии с выбранным сезоном (требования к знаниям, познавательным умениям, трудовым навыкам и умениям, к формированию отношения к природе);
-блок занятий (перспективное планирование основных занятий на сезон);
- блок совместной деятельности педагога и детей (содержание труда, наблюдений, экспериментирования и др. в уголке природы и на участке);
-блок самостоятельной деятельности детей (труд, наблюдения, экспериментирование, дидактические игры, литературно-художественный материал на данный сезон и др.).
Формы отчетности:
1. составить конспект.
2. Составить перспективный план экологической работы с детьми на весенний сезон.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2009 – 246 с.
Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
Захлебный Н.А. На экологической тропе. – М., Владос, 2008– 356 с.
Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Академия 2008 – 350 с.
Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова Л.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. – М., Академия 2007 – 357 с.
Меневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – М., Владос, 2008 – 273 с.
Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., Академия 2008 – 420 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., Академия 2009 – 525 с.
Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., Академия 2010 –215 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М. Педагогический поиск, 2008 – 318 с.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Академия 2010 – 210 с.
Фокина В.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., Владос, 2008 – 236 с.
Дополнительные источники:
Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
Зарипова А.Д. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. – М. Академия 2008 – 215 с.
Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с.
Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова Л.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. – М., Педагогический поиск. 2008 – 278 с.
Меневцова Л.М. Формирования системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста. – М., Владос, 2010 – 273 с.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
Мир природы и ребенок, учебное пособие для пед.колледжей по специальности «Дошкольное образование» под редакцией Каменева Л.А. – М. Владос, 2009 – 286 с.
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей (методические рекомендации для дошкольных учреждений). – М., Академия 2009– 218 с.
Николаева С.Н. Юный эколог: программа и ее реализация в детском саду. – М., Академия 2008 – 162 с.
Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. – М. Владос, 2009 – 318 с.
Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы учебное пособие для пед. колледжей. – М. Владос, 2010 – 436 с.
Пути и средства эстетического воспитания дошкольников./под.ред.Н.И.Киященко/– М., Академия 2008– 315 с.
Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
Переодические издания:
«Дошкольное воспитание» 2008 (№ 1,2,3,5,7,8);
2009 (№ 4,4,5,6,7,8);
2010 (№ 3,5,7,8,9,10);
2011 (№ 2,5,7,10)
«Дошкольные технологии» 2010 (№ 2,3);
2013 (№ 3,5,6,8);
2015 (№ 5,6,7,8,);
Интернет-ресурсы:
www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России)
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт)
http:// www.shool.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http:// www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека
http://www.inter-pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов