СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен сборник заданий по развитию скорочтения на уроках литературы и русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



















Сборник заданий для формирования уений скорочтения у первоклассников на уроках литературного чтения























Красноярск, 2017





Сборник заданий составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Авторы – составители: А.В. Плотникова, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах», И.А. Абраменко, преподаватель методики русского языка и литературного чтения КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», преподаватель высшей квалификационной категории.

Сборник заданий для формирования скорочтения у первоклассников в период обучения грамоте. Составитель Плотникова А.В., научный руководитель Абраменко И.А., КГБОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2017- с. Красноярск, 2017.


Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой сборник заданий, для совершенствования беглости чтения, а также развития формирования скорочтения у первоклассников в период обучения грамоте.

Данная методическая разработка содержит задания, которые могут повысить уровень и качество чтения учащихся в период обучения грамоте.

Задания, которые внесены в сборник, могут быть использованы учителями начальной школы для повышения и отслеживания процесса формирования скорочтения у обучающихся 1 классов на уроках литературного чтения по различным учебно-методическим комплектам (УМК). Так же это пособие могут использовать студенты как дополнительный источник информации.





Оглавление

Введение с.4

Задания на развитие совершенствования беглости чтения и скорочтения в период обучения граммоте ...…………………………………………………..с.5



Заключение с.12

Список литературы: с.13




Итак, чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) мо­дели. Если принять современную терминологию, письмо можно назвать процессом кодирования устной речи путем перевода ее в графическую (буквенную) знаковую модель, а чтение — процес­сом декодирования, процессом перехода от графической (буквен­ной) модели слова к его первоначальной устной звуковой форме. В нашем определении чтения в качестве предметного содержа­ния действия читающего выделена материальная звуковая сторона языка. Не буквы или их названия выступают предметным со­держанием действий читающего, а звуковая сторона языка — фоне­мы и их последовательность. Собственно, чтение вслух есть своеобразное говорение по графи­ческой (буквенной) модели. В подчеркивании некоторыми авторами момента догадки, свое­образного открытия, которое ученик делает «вдруг» и после чего дело идет быстро и без труда,—только часть истины. Она (истина) заключается в том, что воссоздание звуковой формы слова по его буквенной (графической) модели не происходит на основе простой ассоциации между буквами и их звуковыми значениями, а пред­ставляет собой сложное интеллектуальное действие. Это действие нельзя описать ни путем анализа уже готового, сокращенного и прошедшего длительный путь формирования чтения хорошо чи­тающего человека, ни путем наблюдения за чтением начинающего. Как будет происходить воссоздание звуковой формы слова, если буква не указывает на тот оттенок фонемы, который возникает в каждом конкретном, единичном случае? Это возможно только на основе открытого Н. И. Жинкиным механизма упреждения. Так как наиболее общий случай представ-1лен при чтении прямого слога, состоящего из согласной и следующей за ней гласной фонемы, то и наиболее общее правило чтения может быть выражено так: надо найти ближайшую букву, обозначающую гласную фонему, приготовиться произнести эту фонему и с этой позиции проговорить предшествующие ей согласные фонемы, обозначенные соответствующими буквами, и вслед за ними гласную фонему.

До сих пор считалось, что произнесению предшествует после­довательное движение глаз по буквам и оно (произнесение) есть Последовательное нанизывание одной фонемы на другую. Основную функцию глаза видели в том, чтобы различать одну букву от другой, Ибо без этого невозможно чтение. Конечно, для того чтобы читать! Надо уметь быстро отличать одну букву от другой, а тем самым уста­навливать их фонемные значения. Однако функция глаза этим не счерпывается. Она — еще и в том, чтобы находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, останавливать на них вни­мание читающего, заставляя тем самым приготовиться к их произнесению, и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие согласные фонемы. Подготовка не обязательно должна касаться внешнего артикулярного аппарата; главное — подготовка глубокого аппарата глоточной трубки.

Так как произнесение всех предшествующих согласных фонем должно производиться с позиции следующей за ними гласной фо-емы, мы назвали этот основной принцип позиционным принципом чтения. При обучении грамоте он требует: во-первых, формировать детское различение всех гласных и согласных фонем; во-вторых, ознакомить детей прежде всего со всеми гласными фонемами и их буквенными обозначениями; в-третьих, учить находить гласные фонемы в словах; в-четвертых, усваивать согласные фонемы в сочетании всеми гласными. В методике должны быть найдены средства, при эмоции которых формировались бы выделение гласных фонем при чтении.

управление воссозданием звуковой формы слова при чтении состоит из двух взаимосвязанных звеньев, В первом звене происходит ориентация на следующую за согласной гласную букву для определения фонемного значения согласной; во втором проис­ходит ориентация на следующую за согласной фонемой гласную фонему с целью правильного произнесения позиционного оттенка предшествующей согласной фонемы. Оба этих звена представляют собой нерасторжимое единство, и в обоих звеньях имеет место уп­реждающая, забегающая вперед, предварительная ориентация.

Между движениями глаз, осуществляющими эту ориентацию, и работой произносительного аппарата существуют сложные от­ношения. Глаз все время производит движения вперед и назад, а произносительный аппарат вступает в действие (вернее, должен вступать в действие) только после того, как глаз произвел всю необходимую для ориентации работу. Нам только кажется, что глаз

последовательно движется от буквы к букве, а произносительный аппарат вслед за ним и совершенно синхронно нанизывает одну фонему за другой. У хорошо читающего, натренированного чело­века вся предварительная ориентация в буквенном и фонемном со­ставе слова уже свернута, сокращена и автоматизирована и поэ­тому процесс чтения производит впечатление одномоментного схва­тывания. Но он не дается в готовом виде с самого начала — таким его надо сформировать. При формировании главное, определяющее значение имеет ориентировочная часть действия.

Как мы уже показали, ориентировочная часть действия чтения как воссоздания звуковой формы слова в русском языке состоит из двух органически связанных между собой звеньев. Второе зве­но — всеобщее и обязательное для чтения на любом языке, пись­менность которого построена по фонемно-буквенному принципу.






















Введение

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер.

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения (скорочтения) от класса к классу.


Целью создания методической разработки является развитие скорочтения у первоклассников в период обучения грамоте

.

Данный Сборник представляет задания, которые направлены на развитие совершенствования беглости чтения и скорочтения в период обучения граммоте .


Задания на развитие совершенствования беглости чтения и скорочтения в период обучения граммоте.

1.Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа 

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок 

 

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

 

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

 

2) Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

3) Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

4)“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

5)Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

6)Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

7)Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

 

Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

8)Восполнение пропусков букв в словах:

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

9)Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

10)“Игра в прятки”:

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

11)“Мнимое слово”:

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

12)Использование таблицы Шульте.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.



10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

 

13) Пирамида

Ребенку предлагается воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

 Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.

Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.































Заключение

Проблема формирования скорочтения является одной из самых актуальных проблем современного мира. Полноценный навык чтения в жизни современного человека имеет существенное значение, поскольку образовательная деятельность человека строится на основе чтения.

Навык чтения, сформированный в начальной школе- залог успешного обучения учащихся в средней ступени образования, основа их самообразования в дальнейшем, средство ориентации во все нарастающем потоке информации. В период начального образования навык чтения является целью обучения родному языку и одновременно средством обучения на других уроках.

Это отражено в докуметах ФГОС НОО, где програмные требования к этому общеучебному навыку отражены в двух разделах: «2.2.Чтение. Работа с текстом (метапердметный результат)» и «2.4.Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке».[1]

Сборник предназначен для педагогов начальных классов и призван оказать помощь в работе над формированием скорочтения младших школьников в период обучения грамотности.

В нём предлагаются задания направленные на формирование беглости чтения , развития поле чтения.

Надеемся, что представленный сборник заинтересует педагогов начальных классов и будет использован на уроках литературного чтения для формирования скорочтения у первоклассников в период обучения грамоте.









Список литературы



1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!