![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/12/s_5877517d1ddaf/526608_1.png) | Федеральное агентство по образованию России ГОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» |
Методическая разработка комбинированного урока по теме: «Особый порядок судебного разбирательства »
по дисциплине: «Уголовный процесс» для специальности 030503 «Правоведение».
Преподаватель:
Анисимова Л.Н.
Барнаул 2006
Рассмотрено и утверждено ЦПК социальных и правовых дисциплин Протокол № ___________ “_____”_____________ 2006 Председатель: __________ Л.А. Балакирева | Утверждаю Зам. директора по НМР ____________ И.Б. Дедяева “___” ________________2006 |
Методические рекомендации для преподавателей
ЛУЧШЕ ЦЕЛИТЬСЯ В СОВЕРШЕНСТВО И НЕ ПОПАСТЬ,
ЧЕМ ЦЕЛИТЬСЯ В НЕСОВЕРШЕНСТВО И ПОПАСТЬ.
Настоящий урок предназначен для использования в качестве комбинированного по учебной дисциплине «Уголовный процесс». Его содержание отвечает требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Правоведение». Он призван сформировать у студента навыки практического применения уголовного процессуального законодательства в конкретных ситуациях, складывающихся при производстве по уголовному делу.
Урок по теме «Особый порядок судебного разбирательства » напрямую связан с такими темами курса как «Участники уголовного судопроизводства», «Возбуждение уголовного дела», «Предварительное расследование», «Производство в суде первой инстанции», в которых студенты уже изучили понятие и классификацию субъектов уголовного процесса, следственные действия, порядок и условия судебного разбирательства.
Работа организуется в малых группах по 2-3 человека и если студенты привыкли к подобной деятельности, то проблем с их делением на группы не будет. Они уже сами распределяют функции и потому работают быстро и слажено. А так как он проводится со студентами 3 курса, то и работа на компьютере для них не нова.
Уроку предшествует выдача большого количества теоретического материала на предыдущих занятиях. Возможно, подготовка к деятельности будет успешнее, если активизировать студентов перед уроком, используя предложенные тесты, задачи и оформление процессуальных документов из «Практикума по уголовному процессу» (составитель Анисимова Л.Н., Красногорское, «Принт-технология», 2006).
Урок возможен как интегрированный или бинарный, для этого увеличивается количество заданий или их сложность. Однако, если группа слабая, то лучше ситуацию не «загромождать» количеством заданий, а по возможности - свести их к минимуму и изменить критерии оценки: не учитывать скорость выполнения работы и её оформление, а увеличить количество баллов за правильность составления документа.
Работа на уроке может оцениваться преподавателем, экспертной группой студентов данной группы или старшекурсниками, даже специалистом, если урок проходит с его участием.
И ГЛАВНОЕ! УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ!
ДЕРЗАЙТЕ!
Дисциплина
Уголовный процесс
Тема
Особый порядок судебного разбирательства
Преподаватель
Анисимова Лариса Николаевна
Исполнители
Группа П-51, П-52 специальности
030503 «Правоведение» 3 курса
Межпредметные связи:
Делопроизводство
Уголовное право
Внутрипредметные связи:
Участники уголовного судопроизводства
Возбуждение уголовного дела
Предварительное расследование
Производство в суде первой инстанции
Цели занятия
Образовательные:
Закрепить теоретические знания и выработать устойчивые навыки анализа работы с законодательными актами и компьютерными программами.
Развивающие:
Создать условия для развития продуктивного мышления каждого учащегося, развить умения и навыки самостоятельно ставить и решать проблемные вопросы и задачи, составлять процессуальные документы.
Воспитательные:
Воспитать чувство ответственности за принятое решение, профессиональной значимости.
Тип занятия:
Комбинированный урок
Вид занятия:
Урок
Форма организации учебно-познавательной деятельности:
Малыми группами
Метод проведения:
Частично-поисковый
Место проведения:
Компьютерный класс ГОУ СПО БТЭК
Средства обучения:
Уголовный кодекс РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Раздаточный материал для самостоятельной работы
ПЭВМ с операционной системой WINDOWS
Проектор
Квалификационные требования к знаниям и умениям студентов:
Должны знать:
-содержание и процессуальный порядок оформления процессуальных документов;
-правила оформления документа
Должны уметь:
-составлять процессуальные документы;
-работать на ПК;
-работать с программным обеспечением Microsoft Word и КонсультантПлюс
Структура и содержание занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие
Проверка готовности аудитории к занятию
Отметка отсутствующих
2. Мотивация деятельности студентов:
Сообщение темы и целей занятия
Постановка задач и вопросов, решаемых на занятии
Указание на связь темы с изучаемыми предметами
Актуализация опорных знаний студентов:
Методом фронтального опроса студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
В какой форме производится принятие судом дел к своему производству в уголовном процессе?
Укажите вопросы, подлежащие выяснению при принятии судом дела к своему производству.
Какое решение может принять судья по поступившему в суд уголовному делу?
В чем заключается равенство прав участников судебного разбирательства?
Из каких частей состоит судебное разбирательство?
Кому в судебном заседании может быть заявлен отвод?
Кто может заявить ходатайства в судебном заседании?
3. Получение новых знаний
4. Решение практического задания
Указать участников процессуального действия.
В содержательной части протокола необходимо изложить обстоятельства, указанные в практической ситуации.
В заключительной части протокола необходимо изложить ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства.
5. Обсуждение и проверка выполненного задания
6. Решение ситуационных задач
7. Подведение итогов занятия
Критерии оценки
Преподаватель ________________Анисимова Л.Н.
Блок-схема занятия
1. Организационный момент 3 мин
2. Мотивация деятельности студентов 5 мин
3. Получение новых знаний 20 мин
4. Решение практического задания 25 мин
5. Обсуждение и проверка выполненного задания. 10 мин
6. Решение ситуационных задач 12 мин
7. Подведение итогов занятия 5 мин
Практические задания
ПРОТОКОЛ
ознакомления обвиняемого
и (или) его (ее) защитника с материалами
уголовного дела
_____________________ "__" ____________ г.
(место составления)
Следователь (дознаватель) ____________________________________
(наименование органа
__________________________________________________________________
предварительного следствия или дознания, классный чин
__________________________________________________________________
или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя))
в помещении ______________________________________________________
(каком именно)
на основании ходатайства _________________________________________
(фамилии, имена, отчества обвиняем___ и
__________________________________________________________________
(или) его (ее) защитника)
об ознакомлении с материалами уголовного дела ___________________,
(совместно или
раздельно)
руководствуясь ст. 217 УПК РФ, предъявил _______________ материалы
(кому именно)
уголовного дела N ________________________________________________
__________________________________________________________________
(процессуальное положение, фамилии, инициалы обвиняем___
__________________________________________________________________
и (или) его (ее) защитника)
был_ ознакомлен_ с материалами уголовного дела, содержащимися в __
__________________________________________________________________
(указываются количество томов, номер каждого тома
__________________________________________________________________
и количество листов в томе)
в подшитом и пронумерованном виде, с вещественными
доказательствами _________________________________________________
(какими именно)
_________________________________________________________________,
иными материалами ________________________________________________
(аудио-, видеозаписями, фотографиями и т.п.)
путем ____________________________________________________________
(личного ознакомления или оглашения и кем именно)
по ходатайству ____________________ была воспроизведена ______
(фамилия, инициалы)
__________________________________________________________________
(аудио-, видеозапись)
Ознакомление с материалами уголовного дела начато "__"
_____________ г. в __ ч __ мин., окончено "__" ____________ г. в
__ ч __ мин. согласно прилагаемому графику (при его наличии).
После ознакомления с материалами уголовного дела от
обвиняем___ и (или) его (ее) защитника ___________________________
(фамилии, инициалы)
ходатайства или иные заявления ___________________________________
(поступили, не поступили)
Содержание ходатайств или иных заявлен__: ____________________
__________________________________________________________________
Обвиняем___ _________________
(подпись)
Защитник _________________
(подпись)
по ознакомлении с материалами уголовного дела мне разъяснены
права, предусмотренные частью пятой ст. 217 УПК РФ:
1) ходатайствовать о рассмотрении моего уголовного дела судом
с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных п. 1
части третьей ст. 31 УПК РФ;
2) ходатайствовать о применении особого порядка судебного
разбирательства - в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ;
3) ходатайствовать о проведении предварительных слушаний - в
случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ.
Правом, предусмотренным _____________________________________,
(п. 1, 2 или 3 части пятой
ст. 217 УПК РФ)
воспользоваться __________________________________________________
(желаю, не желаю)
Обвиняем___ _________________
(подпись)
Защитник _________________
(подпись)
Протокол прочитан ____________________________________________
(лично или вслух следователем
(дознавателем))
Замечания к протоколу ________________________________________
(содержание замечаний либо указание
__________________________________________________________________
на их отсутствие)
Обвиняем___ _________________
(подпись)
Защитник _________________
(подпись)
Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166, 167 и
218 УПК РФ.
Следователь (дознаватель) __________________(подпись)
Задачи
Задача 1
Поступившее в районный суд уголовное дело по обвинению Сизова по ч. 1 ст.105 УК было назначено к рассмотрению судом с применением особого порядка судебного разбирательства.
Соблюдено ли в данном случае законодательство о применении особого порядка судебного разбирательства?
Если нет, то в чем выразилось нарушение, какие нормы УПК нарушены и какие процессуальные последствия может повлечь данное нарушение?
Задача 2
Предварительным следствием было установлено, что Аваров и Белов по предварительному сговору покушались на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Аваров заявил ходатайство о рассмотрении дела судом с применением особого порядка судебного разбирательства. Белов, не соглашаясь с обвинением, настаивал на «обычном» порядке рассмотрения дела. Судья решил рассмотреть дело в особом порядке, так как сроки содержания под стражей ограничены.
Соблюдено ли в данном случае законодательство?
Если нет, то в чем выразилось нарушение, какие нормы УПК нарушены?
Задача 3
Рассматривая в судебном заседании уголовное дело по обвинению Котова, суд установил необходимость переквалификации преступления с ч. 1 ст. 127 УК РФ на ч. 1 ст. 126 УК РФ. Котов решил заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с применением особого порядка судебного разбирательства, понимая, что тяжесть преступления увеличилась.
Удовлетворит ли суд ходатайство?
Если нет, то как должен поступить суд?
Задача 4
Горохов и Васин, имея условно-досрочное освобождение, совершают угон ВАЗ 2106. Они заявляют ходатайство о рассмотрении дела судом с применением особого порядка судебного разбирательства, однако, потерпевший заявил возражения в зале суда, изменив свою позицию.
Какое решение должен принять суд?
Список использованных источников Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации М., 2002 г.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. - СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. - СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 г.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10 декабря 1984 г. - СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 г.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. (Российская газета от 05.04.1995 г.).
Федеральный закон РФ от 30.03.1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» (СЗ РФ, 1998 г., № 14).
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (Российская газета от 05.04.1995 г.)
Федеральный закон РФ от 28.03.1998 г. «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней» (СЗ РФ, 1998г.,№13).
7. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 года (ВВС, 1991 г., №52).
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 18 декабря 2001 г. (Российская газета от 22 декабря 2001 г.).
9. Федеральный закон Российской Федерации «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2001 г. (Российская газета от 22 декабря 2001г.).
10. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 г. (СЗ РФ,1996г.,№18).
11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят 08 января 1997 г. (СЗ РФ, 1997 г., № 2).
19. Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995 г., № 47).
20. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (ВВС, 1991г.,№16).
21. Федеральный закон Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995 г., № 15).
Литература Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., издательство «Норма», 2002 г.
Глушков А .И. Уголовный процесс: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., издательский центр «Академия», 2000 г.
Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под редакцией Гуценко К.Ф. М., издательство «Зерцало», 1998 г.