СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка комбинированного урока по теме: «Особый порядок судебного разбирательства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка комбинированного урока по теме: «Особый порядок судебного разбирательства»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка комбинированного урока по теме: «Особый порядок судебного разбирательства»»

Федеральное агентство по образованию России

ГОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж»










Методическая разработка комбинированного урока

по теме: «Особый порядок судебного разбирательства »

по дисциплине: «Уголовный процесс» для специальности 030503 «Правоведение».













Преподаватель:

Анисимова Л.Н.







Барнаул 2006

Рассмотрено и утверждено

ЦПК социальных и правовых

дисциплин

Протокол № ___________

“_____”_____________ 2006

Председатель: __________

Л.А. Балакирева

Утверждаю

Зам. директора по НМР

____________ И.Б. Дедяева

“___” ________________2006









































Методические рекомендации для преподавателей


ЛУЧШЕ ЦЕЛИТЬСЯ В СОВЕРШЕНСТВО И НЕ ПОПАСТЬ,

ЧЕМ ЦЕЛИТЬСЯ В НЕСОВЕРШЕНСТВО И ПОПАСТЬ.

Настоящий урок предназначен для использования в качестве комбинированного по учеб­ной дисциплине «Уголовный процесс». Его содержание отвечает тре­бованиям государственного образовательного стандарта среднего профес­сионального образования по специальности «Правоведение». Он призван сформировать у студента навыки практиче­ского применения уголовного процессуального законодательства в конкрет­ных ситуациях, складывающихся при производстве по уголовному делу.

Урок по теме «Особый порядок судебного разбирательства » напрямую связан с такими темами курса как «Участники уголовного судопроизводства», «Возбуждение уголовного дела», «Предварительное расследование», «Производство в суде первой инстанции», в которых студенты уже изучили понятие и классификацию субъектов уголовного процесса, следственные действия, порядок и условия судебного разбирательства.

Работа организуется в малых группах по 2-3 человека и если студенты привыкли к подобной деятельности, то проблем с их делением на группы не будет. Они уже сами распределяют функции и потому работают быстро и слажено. А так как он проводится со студентами 3 курса, то и работа на компьютере для них не нова.

Уроку предшествует выдача большого количества теоретического материала на предыдущих занятиях. Возможно, подготовка к деятельности будет успешнее, если активизировать студентов перед уроком, используя предложенные тесты, задачи и оформление процессуальных документов из «Практикума по уголовному процессу» (составитель Анисимова Л.Н., Красногорское, «Принт-технология», 2006).

Урок возможен как интегрированный или бинарный, для этого увеличивается количество заданий или их сложность. Однако, если группа слабая, то лучше ситуацию не «загромождать» количеством заданий, а по возможности - свести их к минимуму и изменить критерии оценки: не учитывать скорость выполнения работы и её оформление, а увеличить количество баллов за правильность составления документа.

Работа на уроке может оцениваться преподавателем, экспертной группой студентов данной группы или старшекурсниками, даже специалистом, если урок проходит с его участием.



И ГЛАВНОЕ! УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ!

ДЕРЗАЙТЕ!



Дисциплина

Уголовный процесс

Тема

Особый порядок судебного разбирательства

Преподаватель

Анисимова Лариса Николаевна

Исполнители

Группа П-51, П-52 специальности

030503 «Правоведение» 3 курса

Межпредметные связи:

Делопроизводство

Уголовное право

Внутрипредметные связи:

Участники уголовного судопроизводства

Возбуждение уголовного дела

Предварительное расследование

Производство в суде первой инстанции

Цели занятия

Образовательные:

Закрепить теоретические знания и выработать устойчивые навыки анализа работы с законодательными актами и компьютерными программами.

Развивающие:

Создать условия для развития продуктивного мышления каждого учащегося, развить умения и навыки самостоятельно ставить и решать проблемные вопросы и задачи, составлять процессуальные документы.

Воспитательные:

Воспитать чувство ответственности за принятое решение, профессиональной значимости.

Тип занятия:

Комбинированный урок

Вид занятия:

Урок

Форма организации учебно-познавательной деятельности:

Малыми группами

Метод проведения:

Частично-поисковый

Место проведения:

Компьютерный класс ГОУ СПО БТЭК

Средства обучения:

Уголовный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Раздаточный материал для самостоятельной работы

ПЭВМ с операционной системой WINDOWS

Проектор

Квалификационные требования к знаниям и умениям студентов:

Должны знать:

-содержание и процессуальный порядок оформления процессуальных документов;

-правила оформления документа

Должны уметь:

-составлять процессуальные документы;

-работать на ПК;

-работать с программным обеспечением Microsoft Word и КонсультантПлюс




Структура и содержание занятия:


1. Организационный момент:

Приветствие

Проверка готовности аудитории к занятию

Отметка отсутствующих



2. Мотивация деятельности студентов:

Сообщение темы и целей занятия

Постановка задач и вопросов, решаемых на занятии

Указание на связь темы с изучаемыми предметами

Актуализация опорных знаний студентов:

Методом фронтального опроса студентам предлагается ответить на следующие вопросы:


  1. В какой форме производится принятие судом дел к своему производству в уголовном процессе?

  2. Укажите вопросы, подлежащие выяснению при принятии судом дела к своему производству.

  3. Какое решение может принять судья по поступившему в суд уголовному делу?

  4. В чем заключается равенство прав участников судебного разбирательства?

  5. Из каких частей состоит судебное разбирательство?

  6. Кому в судебном заседании может быть заявлен отвод?

  7. Кто может заявить ходатайства в судебном заседании?



3. Получение новых знаний

4. Решение практического задания

  • Составить протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, исходя из условий практической ситуации с учетом требований уголовно-процессуального законодательства:

  • Определить, в соответствии с принципом подследственности, должностное лицо, расследующее дело.

    • Указать участников процессуального действия.

    • В содержательной части протокола необходимо изложить обстоятельства, указанные в практической ситуации.

    • В заключительной части протокола необходимо изложить ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства.

5. Обсуждение и проверка выполненного задания



6. Решение ситуационных задач



7. Подведение итогов занятия

  • Оценка деятельности студентов на занятии

Критерии оценки

    • Скорость выполнения работы 1 балл

    • Правильность составления документа 3 балла

    • Оформление работы 1 балл

  • Выводы

  • Задание на дом

Преподаватель ________________Анисимова Л.Н.







































Блок-схема занятия

1. Организационный момент 3 мин

2. Мотивация деятельности студентов 5 мин

3. Получение новых знаний 20 мин

4. Решение практического задания 25 мин

5. Обсуждение и проверка выполненного задания. 10 мин

6. Решение ситуационных задач 12 мин

7. Подведение итогов занятия 5 мин































Практические задания

ПРОТОКОЛ

ознакомления обвиняемого

и (или) его (ее) защитника с материалами

уголовного дела


_____________________ "__" ____________ г.

(место составления)


Следователь (дознаватель) ____________________________________

(наименование органа

__________________________________________________________________

предварительного следствия или дознания, классный чин

__________________________________________________________________

или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя))

в помещении ______________________________________________________

(каком именно)

на основании ходатайства _________________________________________

(фамилии, имена, отчества обвиняем___ и

__________________________________________________________________

(или) его (ее) защитника)

об ознакомлении с материалами уголовного дела ___________________,

(совместно или

раздельно)

руководствуясь ст. 217 УПК РФ, предъявил _______________ материалы

(кому именно)

уголовного дела N ________________________________________________

__________________________________________________________________

(процессуальное положение, фамилии, инициалы обвиняем___

__________________________________________________________________

и (или) его (ее) защитника)

был_ ознакомлен_ с материалами уголовного дела, содержащимися в __

__________________________________________________________________

(указываются количество томов, номер каждого тома

__________________________________________________________________

и количество листов в томе)

в подшитом и пронумерованном виде, с вещественными

доказательствами _________________________________________________

(какими именно)

_________________________________________________________________,

иными материалами ________________________________________________

(аудио-, видеозаписями, фотографиями и т.п.)

путем ____________________________________________________________

(личного ознакомления или оглашения и кем именно)

по ходатайству ____________________ была воспроизведена ______

(фамилия, инициалы)

__________________________________________________________________

(аудио-, видеозапись)

Ознакомление с материалами уголовного дела начато "__"

_____________ г. в __ ч __ мин., окончено "__" ____________ г. в

__ ч __ мин. согласно прилагаемому графику (при его наличии).

После ознакомления с материалами уголовного дела от

обвиняем___ и (или) его (ее) защитника ___________________________

(фамилии, инициалы)

ходатайства или иные заявления ___________________________________

(поступили, не поступили)

Содержание ходатайств или иных заявлен__: ____________________

__________________________________________________________________


Обвиняем___ _________________

(подпись)


Защитник _________________

(подпись)


по ознакомлении с материалами уголовного дела мне разъяснены

права, предусмотренные частью пятой ст. 217 УПК РФ:

1) ходатайствовать о рассмотрении моего уголовного дела судом

с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных п. 1

части третьей ст. 31 УПК РФ;

2) ходатайствовать о применении особого порядка судебного

разбирательства - в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ;

3) ходатайствовать о проведении предварительных слушаний - в

случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ.

Правом, предусмотренным _____________________________________,

(п. 1, 2 или 3 части пятой

ст. 217 УПК РФ)

воспользоваться __________________________________________________

(желаю, не желаю)


Обвиняем___ _________________

(подпись)


Защитник _________________

(подпись)


Протокол прочитан ____________________________________________

(лично или вслух следователем

(дознавателем))

Замечания к протоколу ________________________________________

(содержание замечаний либо указание

__________________________________________________________________

на их отсутствие)


Обвиняем___ _________________

(подпись)


Защитник _________________

(подпись)


Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166, 167 и

218 УПК РФ.

Следователь (дознаватель) __________________(подпись)




Задачи


Задача 1

Поступившее в районный суд уголовное дело по обвинению Сизова по ч. 1 ст.105 УК было назначено к рассмотрению судом с применением особого порядка судебного разбирательства.

Соблюдено ли в данном случае законодательство о применении особого порядка судебного разбирательства?

Если нет, то в чем выразилось нарушение, какие нормы УПК нарушены и какие процессуальные последствия может повлечь данное нарушение?


Задача 2

Предварительным следствием было установлено, что Аваров и Белов по предварительному сговору покушались на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Аваров заявил ходатайство о рассмотрении дела судом с применением особого порядка судебного разбирательства. Белов, не соглашаясь с обвинением, настаивал на «обычном» порядке рассмотрения дела. Судья решил рассмотреть дело в особом порядке, так как сроки содержания под стражей ограничены.

Соблюдено ли в данном случае законодательство?

Если нет, то в чем выразилось нарушение, какие нормы УПК нарушены?


Задача 3

Рассматривая в судебном заседании уголовное дело по обвинению Котова, суд установил необходимость переквалификации преступления с ч. 1 ст. 127 УК РФ на ч. 1 ст. 126 УК РФ. Котов решил заявить ходатайство о рассмотрении дела судом с применением особого порядка судебного разбирательства, понимая, что тяжесть преступления увеличилась.

Удовлетворит ли суд ходатайство?

Если нет, то как должен поступить суд?


Задача 4

Горохов и Васин, имея условно-досрочное освобождение, совершают угон ВАЗ 2106. Они заявляют ходатайство о рассмотрении дела судом с применением особого порядка судебного разбирательства, однако, потерпевший заявил возражения в зале суда, изменив свою позицию.

Какое решение должен принять суд?









Список использованных источников Нормативно-правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации М., 2002 г.

  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. - СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 г.

  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. - СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 г.

  4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 10 декабря 1984 г. - СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989 г.

  5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. (Российская газета от 05.04.1995 г.).

  6. Федеральный закон РФ от 30.03.1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» (СЗ РФ, 1998 г., № 14).

  7. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. (Российская газета от 05.04.1995 г.)

  8. Федеральный закон РФ от 28.03.1998 г. «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней» (СЗ РФ, 1998г.,№13).

  9. 7. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 года (ВВС, 1991 г., №52).

  10. 8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 18 декабря 2001 г. (Российская газета от 22 декабря 2001 г.).

  11. 9. Федеральный закон Российской Федерации «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2001 г. (Российская газета от 22 декабря 2001г.).

  12. 10. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 г. (СЗ РФ,1996г.,№18).

  13. 11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят 08 января 1997 г. (СЗ РФ, 1997 г., № 2).

  14. 19. Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995 г., № 47).

  15. 20. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (ВВС, 1991г.,№16).

  16. 21. Федеральный закон Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995 г., № 15).



Литература
  1. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., издательство «Норма», 2002 г.

  2. Глушков А .И. Уголовный процесс: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., издательский центр «Академия», 2000 г.

  3. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под редакцией Гуценко К.Ф. М., издательство «Зерцало», 1998 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!