СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателя по теме "Решение задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид занятия: комбинированный урок.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий (ЭОР, мультимедийная презентация), репродуктивный,  метод  дифференцированного обучения.

 

Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателя по теме "Решение задач"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение новосибирской области «Барабинский медицинский колледж»





Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

для преподавателя






Дисциплина: Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия


Раздел 4 «Геометрия»



Тема 4. 5 «Решение задач»


для специальности 34.02.01 Сестринское дело

по программе базовой подготовки




курс 1








Барабинск, 2016 г


Рассмотрена на заседании

ЦМК ОГСЭД

Протокол № ___________

От ____________ 2016 г.

Председатель ЦМК

______________________

(Ф. И. О.)


______________________

(подпись)






Разработчик:

Преподаватель 1 квалификационной категории Вашурина Т. В.




























Содержание

Методический лист

4

Формирование требований ФГОС при изучении темы

5

Выписка из тематического плана дисциплины «Математика:

алгебра и начала математического анализа; геометрия»


6

Актуальность изучения математики

7

Примерная хронокарта занятия

8

Блок информации по теме

11

План самостоятельной работы студентов

13

Приложение №1

14

Приложение №2

17

Домашнее задание

18

Перечень оборудования и оснащения

19

Список использованных источников

19





















Методический лист


Тема 4. 5 «Решение задач»


Вид занятия: комбинированный урок.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий (ЭОР, мультимедийная презентация), репродуктивный, метод дифференцированного обучения.


Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)


Образовательные цели: сформировать умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранные геометрические фигуры; способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений.

Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде.


Развивающие цели: способствовать выработке навыков выполнения упражнений на построение призм и параллелепипедов.
















Формирование требований ФГОС при изучении темы

«Решение задач»


Результаты обучения:

  • владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации.


Изучение темы 4.5 способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций:


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.


ОК 6. Работать в коллективе и команде.





















Выписка из тематического плана

дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

специальность Сестринское дело




Тема 4. 5


Решение задач


Содержание учебного материала

2


Применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.

Призма, параллелепипед. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Решение стереометрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Выполнение чертежей по условиям задач

Лабораторная работа

-

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.60-71 , зад. 220, 226, ];

- работа с конспектом лекции.


1















Актуальность изучения геометрии


     Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – все имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли  нам Геометрия?»

     Во-первых, геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека. Мировая наука начиналась с геометрии. Ребенок, еще не научившийся говорить, познает геометрические свойства окружающего мира. Многие достижения древних геометров (Архимед, Аполлоний) вызывают изумление у современных ученых, и это несмотря на то, что у них полностью отсутствовал алгебраический аппарат.

     Во-вторых, геометрия является одной составляющей общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одними из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал геометрию; геометрия возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека.

     Основой курса геометрии является принцип доказательности всех утверждений. И это единственный предмет, включая даже предметы математического цикла, полностью основанный на последовательном выводе всех утверждений. Людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать.

     Итак, Геометрия — один из важнейших предметов, причем не только среди предметов математического цикла, но и вообще среди всех изучаемых предметов. Ее целевой потенциал охватывает необычайно широкий арсенал, включает в себя чуть ли не все мыслимые цели образования.











Примерная хронокарта занятия по теме: «Решение задач»

(время занятия 90 минут)


Этапы занятия

Деятельность

Цель этапа занятия

Оснащение этапа

Мин.

преподавателя

студентов

1

Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности аудитории.

Дежурный информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида студентов.

Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию.

Журнал группы.

1

2

Актуализация опорных знаний.

Проводит фронтальный опрос группы (не оценивая), анализирует степень усвоения предыдущей темы, проверяет и оценивает выполнение письменного задания.

Устно отвечают на вопросы, на доске записывают упражнения из домашней работы.

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степень усвоения материала по предыдущей теме. Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Вопросы для фронтального опроса группы (устно)

(Приложение №1), доска для письменных ответов.

15

3

Сообщение темы занятия, постановка цели, обозначение актуальности данной темы.

Сообщает тему занятия, определяет цель, обосновывает значимость изучаемой темы.

Слушают, записывают дату и тему занятия в рабочих тетрадях.

Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание.

Методическая разработка, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.

2

4

Закрепление ранее полученных знаний, выполнение упражнений.

Выполняет пошаговую проверку деятельности учащихся, оказывает помощь, консультирует.

Работают в коллективе, выполняя одинаковые задания.

Закрепление и систематизация материала, ликвидация пробелов в понимании в полученных знаниях. Сформировать представления об основных понятиях и свойствах пространственных геометрических фигур, умения распознавать на чертежах многогранные геометрические фигуры. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения упражнений, оценка их выполнения.

Методическая разработка, презентация.

Приложение №2 (учебник Геометрия. Учебник для 10-11классов средней школы под ред. Атанасяна Л.С. № 219, 221, 222, 227)


30

5

Задание на самостоятельную работу.

Определяет набор заданий для самостоятельной работы, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов.

Слушают преподавателя, задают вопросы. Всем даётся один и тот же набор задач, которые можно выполнять, консультируясь только с преподавателем.

Развитие скорости восприятия и переработки информации, пунктуальности.

Слайд презентации с инструкциями, раздаточный материал каждому студенту с заданиями на отдельных листах для самостоятельной работы.


2

6

С. р. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний.

Наблюдает за работой учащихся, оказывает помощь, консультирует

Работают индивидуально, используют текст учебника, решают задачи по образцу.

Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать. Формирование умения принимать решения. Контроль усвоения знаний и умений учащихся.

Задания для итогового контроля.

Приложение №2

15

7

Итоговый контроль.

Контролирует взаимопроверку (работа в команде), поясняет критерии оценки.

Предоставляют выполненное задание, работают в паре, (работа в малой группе), сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки.

Закрепление знаний по ранее изученным темам, выявление степени усвоения материала.

Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки (приложение №3).

3

8

Подведение итогов занятия, выставление оценок.

Оценивает индивидуальную работу, обоснование полученных студентами оценок.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать самостоятельно.

Журнал группы.

1

9

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают, записывают, задают вопросы.

Оптимизация самоподготовки, определение объема самостоятельной внеаудиторной работы.

Слайд презентации с домашним заданием.

1



Блок информации

Изложение учебного материала


Выполнение упражнений 219, 221, 222, 227 учебника.


219












221

222


227














План самостоятельной работы студентов


Тема: «Решение задач»

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Актуализация опорных знаний.

Проверка выполнения домашнего задания. Повторяют, отвечают устно на вопросы по предыдущей теме, записывают упражнения на доске.

Приложение №1.

Выявление степени усвоения материала по предыдущей теме.

15

2

Закрепление ранее полученных знаний.

Выполняют одинаковые задания (учебник Геометрия. Учебник для 10-11классов средней школы под ред. Атанасяна Л.С. № 219, 221, 222, 227).


Закрепление полученных ранее знаний, формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать. Формирование представления об основных понятиях пространственных геометрических фигур, их основных свойствах.

30

3

Контроль конечного уровня знаний.

Выполнение задания для итогового контроля (листы с тестовыми заданиями для каждого студента).

Приложение №2.


Контроль усвоения знаний и умений учащихся. Выработка умения оценивать конечный результат. Выявление степени достижения цели занятия.

15




Приложение №1

Вопросы для фронтальной беседы по предыдущей теме:

«Пирамида»

  1. Дайте определение пирамиды.

Ответ: Многогранник составленный из n-угольника А1А2...Аn и n треугольников, называется пирамидой. Многоугольник А1А2...Аn называется основанием, а треугольники - боковыми гранями пирамиды. Точка Р называется вершиной пирамиды, а отрезки РА1, РА2, ..., РАn - её боковыми рёбрами.

  1. Дайте определение высоты пирамиды.

Ответ: Перпендикуляр, проведённый из вершины пирамиды к плоскости основания, называется высотой пирамиды.


3. Дайте определение и запишите формулу площади полной поверхности пирамиды.

Ответ: Площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех её граней (т.е. основания и боковых граней), а площадью боковой поверхности пирамиды - сумма площадей её боковых граней. Поэтому

Sполн = Sбок + Sосн

4.Сформулируйте определение правильной пирамиды.

Ответ: Пирамида называется правильной, если её основание - правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является высотой.

5. Что называют апофемой?


Ответ: Высота боковой грани правильной пирамиды, проведённая из её вершины, называется апофемой.

6. Дайте определение площади боковой поверхности правильной пирамиды.

Ответ: Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему.



7. Дайте определение высоты усеченной пирамиды.

Ответ: Перпендикуляр, проведённый из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется высотой усечённой пирамиды.


8. Дайте определение правильной усеченной пирамиды.

Ответ: Усечённая пирамида называется правильной, если она получена сечением правильной пирамиды. Основания правильной усечённой пирамиды - правильные многоугольники, а боковые грани - равнобедренные трапеции. Высоты этих трапеций называются апофемами.

9. Сформулируйте теорему о площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды.

Ответ:  Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды равна произведению полу суммы периметров оснований на апофему.





Проверка выполнения упражнений из домашней работы:

с.72 зад. 241



Критерии оценки за письменную работу:

«3» - выполнена часть задания;

«4» - выполнено все задание, имеются недочеты или ошибки при расчетах;

«5» - выполнено задание полностью, и студент ответил на дополнительный вопрос по теме.





Приложение №2

Задания для самостоятельной работы (итоговый контроль)

Тест по теме «Призма. Параллелепипед»

1.Определение призмы

1 Многогранник, составленный из двух п-угольников и п параллелограммов.

2. Многогранник, составленный из двух равных п-угольников, расположенных в параллельных плоскостях, и п параллелограммов.

3. Многогранник, составленный из п-угольников и п параллелограммов.

4. Многогранник, составленный из двух равных п-угольников и п параллелограммов.

2.Что представляет собой боковая поверхность призмы?

1. Параллелограмм 2. Круг

3. Прямоугольник 4. Треугольник

3. Определение прямой призмы.

1. Если боковые ребра параллельны основанию.

2. Если боковые ребра перпендикулярны основанию.

3. Если боковые ребра равны.

4. Если боковые ребра параллельны.

4. Определение правильной призмы.

1. Прямая призма называется правильной, если в основании лежит правильный многоугольник.

2. Призма называется правильной, если в основании лежит правильный многоугольник.

3. Прямая призма называется правильной, если в основании лежит многоугольник.

4.Призма называется правильной, если в основании лежит многоугольник.

5. Сколько боковых граней имеет треугольная призма?

1. Одну. 2. Две. 3. Три. 4. Много.

6.Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?

  1. 6 2) 12 3) 18 4) 14


7.Сколько граней у куба?

  1. 8 2) 4 3) 6 4) 12

8.Какая фигура является гранью куба?

  1. Прямоугольник 2) Квадрат 3) Четырехугольник 4)Параллелограмм

9.Как одним словом называется длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда?

  1. Измерения 2) Периметр 3) Размеры 4) Объем

10.Является ли куб прямоугольным параллелепипедом?

  1. Да 2) Нет



Критерии оценки: «5» баллов – 9-10 верно выполненных заданий

«4» балла – 7-8 верно выполненных заданий

«3» балла – 6 верно выполненных заданий



Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

2

1

2

1

3

2

3

3

1

1


Домашнее задание

Цель: Определить объем информации для самостоятельной работы, обратить внимание на значимые моменты.


Работа с учебником Геометрия. Учебник для 10 - 11 классов средней школы / Атанасян Л.С. [и др.], выполнение упражнения [зад. 220, 226];

Определения и формулы повторить по конспекту лекции, подготовиться к контрольной работе.

Перечень оборудования и оснащения


1. Доска

2. Компьютерное и мультимедийное оборудование

3. Учебник с заданиями для первичного закрепления знаний, раздаточный материал с заданиями итогового контроля каждому студенту

4. Мультимедийная презентация (26 слайдов)




Список использованных источников


  1. Геометрия. Учебник для 10-11классов [Текст] Учебник для 10 - 11 классов средней школы / Атанасян Л.С. [и др.] 18-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 255 с.


  1. ГДЗ  - готовое домашние задание по геометрии за 10-11 класс к учебнику Атанасяна онлайн [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ggddzz.ru/reshebnik/gdz-po-geometrii-10-11-klass-atanasjan/list/218/

  2. Современный учительский портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://easyen.ru/load/math/ege/test_prjamougolnyj_piramida_zadanija_v9/43-1-0-2978


4. Тесты по геометрии 10-11 класс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://simplymath.ru/prepare_ege/ege60/000004.pdf

















Тест по теме «Призма. Параллелепипед»

1.Сформулируйте определение призмы.

1 Многогранник, составленный из двух п-угольников и п параллелограммов.

2. Многогранник, составленный из двух равных п-угольников, расположенных в параллельных плоскостях, и п параллелограммов.

3. Многогранник, составленный из п-угольников и п параллелограммов.

4. Многогранник, составленный из двух равных п-угольников и п параллелограммов.

2.Что представляет собой боковая поверхность призмы?

1. Параллелограмм 2. Круг

3. Прямоугольник 4. Треугольник

3. Определение прямой призмы.

1. Если боковые ребра параллельны основанию.

2. Если боковые ребра перпендикулярны основанию.

3. Если боковые ребра равны.

4. Если боковые ребра параллельны.

4. Определение правильной призмы.

1. Прямая призма называется правильной, если в основании лежит правильный многоугольник.

2. Призма называется правильной, если в основании лежит правильный многоугольник.

3. Прямая призма называется правильной, если в основании лежит многоугольник.

4.Призма называется правильной, если в основании лежит многоугольник.

5. Сколько боковых граней имеет треугольная призма?

1. Одну. 2. Две. 3. Три. 4. Много.

6.Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?

  1. 6 2) 12 3) 18 4) 14


7.Сколько граней у куба?

  1. 8 2) 4 3) 6 4) 12

8.Какая фигура является гранью куба?

  1. Прямоугольник 2) Квадрат 3) Четырехугольник 4)Параллелограмм

9.Как одним словом называется длина, ширина и высота прямоугольного параллелепипеда?

  1. Измерения 2) Периметр 3) Размеры 4) Объем

10.Является ли куб прямоугольным параллелепипедом?

  1. Да 2) Нет




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!