СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Лекция по предмету "Беседы об изобразительном искусстве" на тему "Искусство Западной Европы XVII века. Эстетика барокко" (для учащихся 2 класса художественного отделения ДШИ)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для урока по истории изобразительного искусства. Составлен в соответствии с программными требованиями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Лекция по предмету "Беседы об изобразительном искусстве" на тему "Искусство Западной Европы XVII века. Эстетика барокко" (для учащихся 2 класса художественного отделения ДШИ)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2015г.


Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)



Тема 5: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII ВЕКА

Искусство эпохи Возрождения оказало огром­ное влияние на развитие художественной куль­туры последующих столетий. Сохранялся интерес к античности, стремление к объектив­ному познанию действительности, углублялся и творчески развивался реалистический метод искусства. Вместе с тем гуманистические идеалы Возрождения, стремление воплотить образ гармонической и совершенной личности, отошли в прошлое.

Характер искусства XVII в. определяется важными социально-экономическими процес­сами. Развиваются буржуазные отношения. Вместе с тем в некоторых странах утверждают­ся абсолютистские монархии. Прогресс в об­щественной жизни в одних государствах и реак­ционные режимы в других, буржуазная рево­люция в Англии 1640—1660 гг., протест народ­ных масс против монархического гнета и хищ­нической эксплуатации нарождающейся бур­жуазии — все эти сложные и противоречивые процессы находят свое отражение в развитии искусства. Благотворное влияние на художе­ственную культуру оказывают наука, передовая вольнолюбивая мысль.

По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психоло­гически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутрен­него мира, ярче и определеннее выступают на­циональные черты. Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды.

К XVII в. утверждается жанровая структура европейского искусства. Наряду с мифологи­ческим жанром самостоятельное место завое­вывают исторический и бытовой жанры, порт­рет, пейзаж и натюрморт. Успешно развивают­ся рисунок и гравюра, разные виды скульпту­ры: памятники-монументы, садово-парковые композиции, скульптурные группы, портрет. Станковая и монументальная живопись, скуль­птура, развитие синтеза искусств, дворцо­вые ансамбли, парки и градостроительство XVII в.— ярчайшее проявление человеческого гения. Основные художественные направления эпохи — барокко, классицизм и реализм, отве­чавший интересам передовых сил общества. Появляется новый круг социальных тем и сю­жетов. Многих мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Как в живописи, так и в скульптуре большое внимание уделяется выразительности поз, жестов, мимики. В живописных полотнах усиливается тональность колорита, цвет при­обретает тонкую нюансировку, широко исполь­зуются рефлексы, светотень. Художники ищут связь между пластической формой и простран­ством, предметами и световоздушной средой. В XVII в. формируются новые национальные художественные школы и возникают новые художественные центры. Развитие искусства определяется борьбой и сменой отдельных стилей и направлений.


Формирование национальных школ. Разрушение целостного поэтического восприятия мира, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Титаны, воспетые эпохой Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Стремление к широкому показу действительности        привело        к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве самостоятельное значение завоевывают светские жанры:        бытовой        жанр,        пейзаж, портрет, натюрморт. Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают разнообразие художественно-идейных течений. Развиваются два больших стиля - барокко и классицизм. Наравне с ними возникает реалистическое искусство. К величайшим мастерам реализма принадлежат - Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский.



5.1. Эстетика барокко.


Итальянское слово «барокко» означает бук­вально «странный», «причудливый», и это соответствует особенностям художественного стиля, преобладавшего с конца XVI до середи­ны XVIII в. в искусстве Европы. Стиль барок­ко, связанный с дворянско-церковной культу­рой (преимущественно в монархических госу­дарствах), был призван прославлять и пропа­гандировать могущество знати и церкви, тя­готел к парадной торжественности и пышно­сти. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, измен­чивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, сре­де, окружению человека, который стал вос­приниматься как часть мира. Человек в искус­стве барокко предстает как сложная, много­плановая личность со своим миром пережива­ний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слия­нию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ан­самбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитек­тура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы теку­чих форм, криволинейностью планов и очерта­ний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифо­логического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живопис­ность целого, свободная, темпераментная твор­ческая манера. Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупней­ший архитектор и скульптор Л. Бернини, ар­хитекторы Ф. Борромини, Г. Гварини, живо­писцы — глава демократического реализма Караваджо, вожди академизма братья Карраччи, виртуозный мастер стенописи Дж. Б. Тьеполо. Жизнерадостные реалисти­ческие начала свойственны барокко во Фланд­рии (живописцы П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс). Барокко получило распространение в Испании, Португалии (и их колониях в Америке и Азии), на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. В России реформы Петра I, рост и укрепление дворянской монархии в первой половине XVIII в. способствовали расцвету искусства барокко, в котором отразилось не только стремление знати к новому образу жизни, но и широкие общественные настрое­ния, чувство гордости за успехи государства и народа. Архитектура русского барокко достигла величественного размаха, большой цельности, динамичности в городских и заго­родных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (г. Пушкин), Москвы — архитекторы В. Растрелли, Д. Ух­томский, С. Чевакинский. Изобразительные искусства обратились к светским обществен­ным темам, к образу государственного деятеля. В портретах парадность композиции сочета­лась с достоверностью характеристики персо­нажа (скульптура К. Б. Растрелли, живопись И. Н. Никитина, А. П. Антропова).





*СЛОВАРЬ*


БАРОККО

Так называется один из главных стилей в искусстве, архитектуре, литературе и музыке европейских стран XVI середины XVIII века. Название происходит от итальянского слова Ьагоссо — причудливый, странный.

Если в эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, то на рубеже XVI-XVII веков эти идеи уступили место размышлениям о сложности и несовершен­стве общественных отношений, мыслям о разъединенно­сти людей. Подобные идеи были выдвинуты самой жиз­нью: именно в эту эпоху сильно обострился конфликт меж­ду личностью и обществом. Поэтому главной задачей искус­ства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты барокко — драматическая патетика, склонность к заострен­ным контрастам, динамичность, порой преувеличенная экс­прессия, смятенность эмоций, и словно в противовес этому — уход от насущных проблем, тяготение к фантастике, пыш­ности, а нередко к преувеличенной декоративности.

Время утверждения стиля барокко — эпоха интенсивно­го образования европейских государств. Поэтому для искус­ства барокко характерны грандиозность, пышность, дина­мика, пристрастие к различного рода эффектам, яркая зрелищность. Постройки обязательно украшались причудливыми фасадами, форма которых скрывалась за украшениями.

Парадные интерьеры также приобрели разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульпту­рой, лепкой, различными орнаментами. Комнаты нередко теряли привычную для глаза прямоугольную форму. Зер­кала и росписи расширяли истинные размеры помещений, а красочные плафоны создавали иллюзию отсутствия кры­ши. Даже окна и картины нередко изменяли свои прямо­угольные очертания в угоду фантазии художника.

В различных странах Европы проявления этого стиля отличались своими особенностями. Например, в Нидер­ландах это были картины П.П.Рубенса, где мифологиче­ские сюжеты переданы с огромной экспрессией и преуве­личенной яркостью чувств и красок, а в Италии — слож­ные, прихотливо скомпонованные плафоны и картины Пьетро ди Кортоны, рассматривая которые даже не сразу угадаешь, где кончается картина и начинается стена. Во Франции барокко проявилось прежде всего в планировке дворцовых интерьеров. Оно превратилось в так называе­мый «большой стиль» и уже в конце XVII века уступило место классицизму.

Русское барокко, расцвет которого приходится на пер­вую половину XVIII века, также обладало неповторимыми особенностями. В частности, церкви этого времени благодаря многоярусным колоннам, широким лестницам, различ­ным пристройкам начинают походить на дворцы. Русское барокко характеризуется придворной пышностью — пере­груженностью причудливыми деталями, переходящей гра­ницы разумного. По имени князей Нарышкиных, во владе­ниях которых появились оригинальные и самобытные ба­рочные постройки, этот стиль принято называть «нарыш­кинским барокко».

Влияние барокко проявилось и в других видах искусст­ва — в поэзии и музыке, в том числе драме, лирике и опере. Использование мифологических и исторических сюжетов привело к появлению повышенного интереса к истории ан­тичности. Как в Италии, так и в других странах, в первую очередь в Англии и Франции, стали возникать собрания про­изведений античного искусства. В различные районы Гре­ции и Малой Азии отправлялись научные экспедиции, в результате которых были собраны многие произведения ис­кусства.

Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей, ху­дожников, архитекторов, создавших поистине классические творения. Однако ни один вид искусства не мог сравниться с музыкой по дерзновенной силе и глубинному новаторству. Зарождение оперы, кантаты, оратории, интенсивное разви­тие инструментальной музыки (фуга, concerto grosso, ансам­блевая и сольная сонаты) — все это свидетельствовало о начале новой эпохи в истории музыкального искусства. В XVII — начале XVIII века черты барокко ярче всего прояви­лись в музыкальном искусстве Италии и Германии. Во Фран­ции в это же время сложился классицизм. С начала XVIII века в Европе параллельно с искусством барокко стал разви­ваться и галантный стиль. Вместе с тем некоторые выдаю­щиеся явления этой эпохи не вмещались в рамки барокко (равно как и любого другого художественного стиля). Это в первую очередь относится к творчеству И.С.Баха и Г.Ф.Ген­деля, а также К.Монтеверди, Г.Шютца, Г.Пёрселла, А.Ви­вальди, АКорелли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!