СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70- летию Великой Победы, "Расстрелянное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час построен в форме монологов детей-героев Великой отечественной войны. Материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий, а также уроков истории, посвященных темам: «Тыл в годы Великой Отечественной войны» и «Партизанское движение» в старших классах школы или на 1 курсе СПО.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70- летию Великой Победы, "Расстрелянное детство"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»









Методическая разработка

открытого классного часа, посвященного

70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: « Расстрелянное детство»

























г. Хабаровск 2015


Рассмотрено на заседании ПЦК Утверждено НМС

общих гуманитарных и КГБ ПОУ

социально-экономических дисциплин «Хабаровский торгово-

экономический техникум Протокол ___________ Протокол __________

от __________________ от _______________

Председатель ПЦК Заместитель директора по НМР

______ (В.В. Рыбайкина) __________ Т.В.Кириленко





Разработала:

Преподаватель: Рыбайкина В.В. – преподаватель истории и обществознания КГБОУ СПО «Хабаровский торгово - экономический техникум»




Рецензент: Подругина Е.Д, методист КГБОУ СПО «Хабаровский торгово- экономический техникум»





Тема Великой Отечественной войны всегда волнует русских людей, но особенно актуальна она в этом, 2015 году, когда наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. От мала до велика поднялись на битву с врагом... Нелегко досталась нам эта победа. Но особенно тяжело военное время переживали дети.

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты… Война искалечила тысячи детских судеб.

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети были ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев.

Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Классный час построен в форме монологов детей-героев Великой отечественной войны с использованием презентации и музыкальных фрагментов. Материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий, а также уроков истории, посвященных темам: «Тыл в годы Великой Отечественной войны» и «Партизанское движение». Рецензия

на классный час В.В. Рыбайкиной по теме «Расстрелянное детство» (посвященный 70-летию Победы Великой Отечественной войны.).


Классный час В.В. Рыбайкиной, преподавателя истории и обществознания, а также классного руководителя группы Ю-1, КГБОУ СПО «Хабаровский торгово-экономический техникум», прошел на высоком методическом уровне. Это классный час, основной целью которого является стремление преподавателя познакомить студентов с героическими страницами истории России; сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности детей военных лет, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Все этапы четко спланированы и выдержаны. Преподаватель верно поставил цель мероприятия, на которую методически грамотно вывел обучающихся.

Учебная деятельность соответствует заданному плану.

В течение мероприятия шла активная развивающая деятельность обучающихся, в ходе которой использовались опережающие задания, учащиеся сами рассказывали о детях – героях Великой Отечественной войны.

При выступлении учащихся наблюдается хорошая домашняя подготовка, речь – свободная, грамотная, выразительная. Преподаватель применял следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, которые чередовались на разных этапах, творческое задание, музыкальное сопровождение. Преподавателю удалось создать атмосферу сопереживания тем событиям, людям, той теме, которым был посвящен классный час. В том числе, это удалось, благодаря «живому» личному исполнению преподавателем военной песни, в сопровождении гитары.

Формы, методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся. Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.

Рыбайкина В.В. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, познавательной активности учащихся. Классный час, проведенный В.В. Рыбайкиной, представляет собой целостную систему. Структура соответствует его содержанию и поставленным целям. Применение ИКТ оправдано.

Дети активны. Содержание и методика способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, развитию обучающихся.

Классный час продуман и хорошо спланирован. Поставленные цели достигнуты.

Методист КГБ ПОУ «Хабаровского торгово-экономического техникума»

Е.Д. Подругина.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет внеклассное воспитание.

В сферу деятельности преподавателя, который к тому же является классным руководителем, входят задачи не только образовательные, но и воспитательные, которые в современных образовательных учреждений, при отсутствии детских общественных организаций, учитывая специфику времени (доступность информации с одной стороны, ограниченный объем материала в школьной программе гуманитарного цикла с другой) становятся очень важными.

Среди множества форм внеклассной воспитательной работы, особое место занимают литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, подготовленные к таким значимым памятным датам, как День Победы. Они являются составной частью направлений «Нравственность», «Патриотизм», цель которого – обучение пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирование у учащихся осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям.

При подготовке композиции в полной мере использованы принципы сотворчества, обратной связи, успешности.

 

Цель:  показать учащимся великий подвиг и героизм детей и подростков времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

•способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

•воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

•развивать творческие способности детей, умение работать в ученическом коллективе;

•развивать навыки нетрадиционной работы в группе.

Данный материал ориентирован на учащихся старшей возрастной группы, также может быть использован в работе драматического кружка при подготовке литературно-музыкальных композиций.

Мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее, а также формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям: сохранение, уход за памятниками, героически павших героев Великой Отечественной Войны.

 





Тема классного часа: "Расстрелянное детство" (посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).

План мероприятия:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью классного часа.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Расстрелянное детство”.

4. Музыкальный видеоклип «Дети войны»

5. Выступления учащихся.

6. Исполнение учителем песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

7.Заключительное слово учителя.

Цели :

  1. познакомить учащихся с биографией детей – героев Великой Отечественной войны.

  1. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как милосердие, человечность, совесть, патриотизм.

  2. подвести учащихся к осмыслению героических подвигов, совершенных во время войны их ровесниками;

  3. сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать биографии пионеров-героев;

  1. Индивидуальные задания:

  • подготовить рассказ о деятельности комсомольской организации в Краснодоне “Молодая гвардия”;

  • подготовить рассказ о подвиге партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской;

  • выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне.


Эпиграф к уроку:

«Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы

На чёлках детских – седые полосы»

(Л. Голодяевская «Дети войны»)


Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор, ноутбук, гитара.

  • презентация учителя “Расстрелянное детство”

  • плакат «Родина - Мать зовет»

  • выставка книг, посвященных подвигам детей во время ВОВ.



Слайд 1 Эпиграф

 Слайд 2. Вступительное слово учителя.

9 Мая. День Победы.
Самая страшная в истории человечества война всё дальше уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
Вслушайтесь в эти цифры и вдумайтесь…
От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война закончилась, - 1600 км. Итого 2600 км… Если по прямой… поездом, менее 4 суток, если самолётом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 долгих года!
4 года! 1418 дней ЭТО 27 миллионов погибших.Это значит каждую минуту погибало 13 человек… Если по каждому из погибших в стране объявить Минуту молчания, страна будет молчать… 43 года!
А кто подсчитает, сколько детей убила война? Сегодня мы с вами попробуем увидеть войну глазами детей.


Звучит Клип« Дети войны»

Вернуть слайд 2 Учитель. Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Гостеприимно распахнули для ребят свои двери пионерские лагеря. И вдруг – как гром среди ясного неба… Не звонкими пионерскими кострам, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля июньским рассветом сорок первого года.
Дети военной поры. Маленькие, слабые, беззащитные – они на себе испытали весь ужас войны. Войны, которая отняла у них детство…

Слайд 3 Звучит фонограмма «бомбёжка». На экране фотографии с изображением бомбёжки, взрывов.


Слайд 4 Студентка. Одиннадцатилетнюю Тамару Пархимович война застала в пионерском лагере: «Мы спим, а наш лагерь бомбят. Выскочили из палаток, бегаем и кричим: «Мама, мама!»  Потом все наскоро оделись и пошли пешком в Минск. По дороге многих детей встречали родители. Но моей мамы не было. Вдруг говорят: «Немцы уже в городе…»  Повернули назад. Кто-то мне сказал, что видел мою маму убитою… И тут у меня провал в памяти. Как доехали до Пензы – не помню. 
Потом помню, иду из столовой, а мне говорят: «Твоя мама приехала». А мама снилась мне каждую ночь. И вдруг она наяву. Я вижу её и не верю, думаю, что это сон. Несколько дней меня уговаривали, а я боялась к маме подходить. Мама плачет, а я кричу: « Не подходи! Мою маму убили!»

Слайд 5. На экране фотографии с изображением расстрела. 

Учитель. Что такое война? Это когда невинных детей убивают бомбой, и страхом, и пулей…
Студентка читает стихотворение «Чулочки»

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский,
Наивный, чистый и живой:

- Чулочки тоже снять мне, дядя? –
Не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трёхлетней девочки глаза.

- Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении обмяк солдат,
Рука сама собой с волненьем
Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,
И, кажется, он в землю врос:
- Глаза, как у моей Неминьи, -
Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью, 
Проснулась в ужасе душа.
Её убить? Её не сможет…
И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, скажи, что, если б дочка
Твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты ж человек, не только немец.
Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз,
Впервые, может, эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
- Чулочки тоже, дядя, снять?

Слайд 6 На слайде изображения блокадного Ленинграда

Учитель. Блокадный Ленинград. Девятьсот дней ужаса. В городе оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: «Скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде.» 125 граммов хлеба на день… Маленький чёрный кусочек хлеба – и больше никаких продуктов. 
«Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Дети – старички, без улыбчивые, молчаливые, вялые. Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей.

Студентка.

Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, даже если не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград.
                                                                           (Ю.Воронов  «Сотый день»)

Слайд 7 Изображение дневника Тани Савичевой.

Студентка. Таня Савичева – десятилетняя девочка из блокадного Ленинграда.   Савичевы жили большой и дружной семьёй. В их семье было пятеро детей. Когда началась война, Таня училась в третьем классе. Девять страничек из её дневника, с трудом заполненных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. На Нюрнбергском процессе над главарями фашистской Германии этот дневник был одним из обвинительных документов.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
(И.Малышев)


-«Женя умерла 28 декабря, в 12ч. 30 мин. утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января, в 3 ч. дня 1942 года». 
«Лёка умер 17 марта, в 5 ч. утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 ч. ночи 1941 года».
«Дядя Лёша умер 10 мая, в 4 ч. дня 1942 года».
«Мама – 13 мая, в 7ч. 30 мин. утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня».

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь – картонную коробку с маминой свадебной фатой, положила в неё несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое, словно окаменелое, лицо, огромные сухие глаза…
В августе 1942 года 140 детей вывезли из блокадного Ленинграда. Среди них была и Таня Савичева. Но спасти её уже было нельзя…

Слайд 8 На экране фотографии мемориального комплекса «Хатынь».


Учитель. Война – это когда беззащитных стариков, женщин и детей сжигают заживо… Студентка. Хатынь – белорусская деревня, население – 149 человек, 75 из них – дети. 22 марта 1943 года жители Хатыни были сожжены заживо… Чудом удалось выжить только троим. Один из них, Виктор Желобкович вспоминает: « Я видел полураздетых детей. Фашисты никому не разрешили одеться. Согнали всех в сарай. Люди успокаивали друг друга, что попугают и отпустят. Мы сидели около часа. Потом сквозь щели я увидел, как стали под стены солому подбрасывать и обливать бензином. Люди обезумели от страха. Все бросились к двери, но  снаружи была крепкая задвижка…
Когда мы с мамой смогли вырваться из горящего сарая, попали под шквальный пулемётный огонь. Мы упали, мама накрыла меня собой и шепнула, чтобы я не двигался. Я почувствовал, как мне пулей обожгло плечо. Я сказал маме, но в этот момент она вздрогнула и затихла. Больше она мне не отвечала. Пламя начало сильно жечь, мне удалось незаметно отползти в сторону. Я лежал тихо, пока не окончилась стрельба…» Свыше 5 тысяч населённых пунктов фашисты стёрли с лица земли вместе с мирным населением.

Слайд 9.

Студентка читает стихотворение.


Слайд 10. На экране фотографии детей за колючей проволокой концлагеря.

Учитель. Война  это  когда дети становились узниками концлагерей, где их делали донорами для немецких солдат.


Студентка рассказывает о воспоминаниях узников концлагерей.


Слайд 11. На слайде кадры, изображающие детей-заключенных фашистских концлагерей.

Студентка. Из воспоминаний немецкого солдата "- Когда не было газовых камер, мы расстреливали по средам и пятницам. Дети пытались прятаться в эти дни. Теперь печи крематория работают днем и ночью и дети больше не прячутся. Дети привыкли.
- Как вы живете, дети?
- Мы живем хорошо, здоровье наше хорошее. Приезжайте.
- Меня в газовку не надо, я могу еще давать кровь.
- Мою пайку крысы съели, вот кровь и не пошла.

- Я назначен загружать уголь в крематорий завтра.
- А я могу сдать кровь.
- И я...Берите.
- Ложитесь, это не больно, как будто заснешь. Ложитесь!
- Что это с ними?
- Зачем они легли?
- Дети наверное думали, что им дали яд..."

Слайд 12.

Студентка.

Вспоминает Валя Кожановская. Ей тогда было 11 лет:
«Привезли нас в концлагерь. Там мы увидели: на грязной соломе сидят детки, а по ним ползают вши. Солому возили с полей, которые начинались сразу за колючей проволокой с током. Каждое утро стучал железный засов, входили смеющийся офицер и красивая женщина, она по-русски нам говорила: « Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведём вас кормить.» Они шутили, смеялись, а дети толкались, спотыкались, каши хотели все.
Надо только 25 человек, - пересчитывала женщина. – Не ссорьтесь, подождите до завтра.
Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?»  Садилась под самую железную дверь при входе, и, когда нас уже было мало, женщина всё равно меня не замечала. Она всегда стояла и считала ко мне спиной. 
Как долго это продолжалось, не скажу. Но однажды слышим шум, крики, стрельбу. Стучит железный засов – в барак к нам врываются наши солдаты с криком: « Детушки!» Солдаты берут нас на плечи, на руки по несколько человек. Целуют, обнимают и плачут, что мы такие лёгкие, что у нас одни кожа да косточки. Выносят на улицу, и мы видим…чёрную трубу крематория.
Несколько дней нас кормили, лечили. Когда мы окрепли, повезли в ту сторону, откуда солнце восходит. Домой…»

Учитель. В фашистских концлагерях  погибло более 5 млн. детей.
Из них -  1млн. 200 тыс. юных граждан нашей страны. Но дети войны не только умирали в немецких лагерях смерти. Но и совершали трудовой подвиг в тылу. Это очень важная тема в истории войны и недавно, студентки нашей группы Степанова Анастасия и Корженевская Екатерина посвятили ей научно-исследовательскую работу, с которой выступили на научной конференции. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент этой работы.

Слайд 13. Фотографии военного тыла.

Студентка. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу.
В тылу дети, заменив ушедших на фронт отцов и братьев, вместе с женщинами и стариками трудились на полях, на фабриках и заводах. Тяжёлой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта.

Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу…
Мы просто честно фронту помогали…

«Всё для фронта, всё для Победы!», «В труде, как в бою!», «Работать не только за себя, но и за ушедших на фронт отцов!» - под такими лозунгами работали в те годы малолетние труженики тыла. Недоедая, недосыпая, работали по 12 часов, отдавая последние силёнки, и чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, борющейся с фашистами. 

Слайд 14. На слайде изображение орденов и медалей ВОВ.

Студент. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах и в партизанских отрядах, проявляя необыкновенный героизм и мужество. Из дневника немецкого солдата: «Мы никогда не победим русских, потому что у них даже дети воюют и погибают как герои. Январь 1942 года ». За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены боевыми орденами. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». 15 249 пионеров – медалью «За оборону Ленинграда». Свыше 20 тысяч -  медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Слайд 15 На слайде портрет пионера-героя Зины Портновой.
Студентка. Зина Портнова. Член подпольной организации. Распространяла листовки. Зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. При выполнении боевого задания попала в засаду. Фашисты жестоко надругались над ней, прежде чем расстрелять, выкололи глаза, отрезали уши, выкрутили руки… 

Слайд 16 На слайде портрет пионера-героя Вали Котика.

Студентка. Валя Котик. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Погиб от немецкой пули, выполняя боевое задание…

Слайд 17 На слайде портрет пионера-героя Марата Казея.
Студентка. Марат Казей. Партизан – разведчик, добыл немало полезных сведений. В очередной разведке он попал в окружение. Чтобы не сдаться врагам, дождался, пока кольцо фашистов сомкнётся вокруг него, и взорвал себя гранатой вместе с ними…

Слайд 18 На слайде портрет пионера-героя Володи Дубинина.

Студент. Володя Дубинин. Пионер-разведчик. Проникал в тылы врага, добывал очень ценную информацию, погиб в бою.

Слайд 19 На слайде портрет пионера-героя Лёни Голикова.

Студент. Лёня Голиков. Партизан – разведчик. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей. Однажды, выполняя боевое задание, подорвал гранатой машину, в которой ехал немецкий генерал. Добытые Лёней важные документы немедленно самолётом были отправлены в Москву.
Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из боёв Лёня Голиков погиб.

Слайд 20. Студентка читает стихотворение.

Учитель. Война, когда юноши и девушки 14-18 лет брали в руки оружие уходили в подполье и в партизанских отрядах.

Слайд 21. На слайде изображение подвига Зои Космодемьянской.

Студентка. Зо́я Космодемья́нская  — партизанка диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Родилась Зоя  13 сентября  1923 года в селе Осино-Гай  Тамбовской области, в семье учителей. В 1940 году она перенесла острый менингит, после которого проходила реабилитацию в санатории по нервным болезням в Сокольниках, где подружилась с лежавшим там же писателем Аркадием Гайдаром. В том же году окончила 9-й класс.

31 октября 1941 года Зоя в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в московский кинотеатр «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части. После короткого обучения в составе диверсионной группы переброшена в район Волоколамска, где минировала дороги.

17 ноября 1941 года из ставки Главнокомандующего вышел Приказ ВГК № 428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немцев из всех населённых пунктов на холод в поле и заставить мёрзнуть под открытым небом», с этой целью « сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск.»

Для исполнения этого приказа, 18 ноября командиры диверсионных групп( куда входила и Зоя) получили задание сжечь в течение 5дней - 10 населённых пунктов, в том числе деревню Петрищево  Московской области.

27 ноября в 2 часа ночи Зоя Космодемьянская подожгла в Петрищеве три дома. Так же ей удалось сжечь немецкий узел связи.

Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила остаться в Петрищево и продолжить поджоги.

Вечером 28 ноября, при попытке поджечь сарай ,Космодемьянская была схвачена немцами. На допросе она назвалась Таней и ничего не сказала. Её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе, вырвали ногти и вырезали на спине звезду.

В 10:30 следующего утра Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов».

До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице и стали её фотографировать… Она крикнула: «Граждане! Не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть — это моё достижение». Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами.» Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик выбили из-под ног. Ей только исполнилось 18 лет.

Слайд 22. На слайде изображение подвига Зои Космодемьянской.

Студентка читает отрывок из поэмы Маргариты Алигер «Зоя».

Учитель. И еще одна история «детской войны».

Слайд 23.

Студент. В 1943-1945 г. г советский писатель Александр Фадеев пишет одну из популярнейших книг о войне, о подвиге Краснодонской подпольной комсомольской организации - "Молодая гвардия". В основу сюжета легли реальные события. Когда маленький украинский город Краснодон  был оккупирован немецкими войсками, комсомольцы создали антифашистскую организацию "Молодая гвардия".

Слайд 24."...Клянусь мстить беспощадно за разорённые города и сёла, за кровь наших людей. Если для этой мести потребуется моя жизнь,  я отдам её без минуты колебания." 

Слайд 25. Подпольщики устраивали диверсию, распространяли листовки, помогали партизанам, - и все это силами юношей и девушек старшего школьного возраста. В конце концов гитлеровцам удалось выйти на след организации, и большинство ее членов были схвачены, подвергнуты страшным пыткам и казнены.

Среди них - Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Ваня Земнухов.  


Слайд 26 …Немцы вошли в город днем. Почти все не успевшие эвакуироваться члены большевистской партии, учителя, инженеры, знатные шахтеры, военные были казнены немцами - закопаны живыми. 

Молодогвардейцы принялись за работу. Они расклеивали подрывные листовки и выпускали сводки Совинформбюро. Повесили полицая-предателя Игната Фомина. Освободили группу советских военнопленных, работавших на рубке леса. Собирали оружие в районе боев на Донце и крали его. 

    Уля Громова ведала работой против вербовки и угона молодежи в Германию. Была подожжена биржа труда, и вместе с ней сгорели списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. На дорогах района и за его пределами действовали три постоянные боевые группы "Молодой гвардии". Одна нападала преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами.  

  Ночью сгорел немецкий штаб. Поджег его Сергей Тюленин.

Комсомолка Любовь Шевцова была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она закончила военно-десантные курсы, а затем курсы радистов.

Руководил организацией 17-летний Олег Кошевой.

В ноябре, декабре 1942 г. - завершалась битва под Сталинградом. 

Вечером 30 декабря ребята обнаружили немецкую машину, груженную новогодними подарками для солдат рейха. Машину обчистили, а часть подарков решили сразу пустить в продажу на рынке: организации нужны были деньги. По этому следу и вышла на подпольщиков давно искавшая их полиция. Вначале взяли Мошкова, Земнухова и Стаховича. 

 

Слайд 27 Узнав об аресте, Кошевой отдал приказ - уходить из города всем членам «Молодой гвардии». Приказ был отдан в то время, как под пытками Евгений Стахович стал давать показания. Начались аресты. 

    На допросе в гестапо Олег сообщил, что являлся руководителем "Молодой гвардии", один отвечает за все её акции, а потом молчал даже под пытками.

 Всех молодогвардейцев страшно били и пытали. У Ули Громовой на спине вырезали звезду. Полулежа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: "Крепитесь... Все равно наши идут..." 

 Все арестованные подпольщики были казнены: их живыми сбросили в шахту и завалили вагонетками. Перед смертью они пели революционные песни. 

15 февраля в Краснодон вошли советские танки. Самому младшему члену «Молодой гвардии» было 14 лет. И в это юном возрасте они перенесли, узнали, и сделали столько, сколько множество людей не сделало за всю жизнь.

Слайд 28 На экране фотография Вечного огня.

Учитель исполняет песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» в сопровождении гитары.

Заключительное слово учителя. Во время Второй мировой войны  в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – маленькие граждане Мира.



Слайд 1

Учитель. Ребята! Предлагаю вам вернуться к теме нашего классного часа. Предлагаю вам устно выполнить творческое задание: продолжить предложение.

Рефлексия:

    1. Для меня большим открытием на уроке стало…

    2. Слушая рассказы о подвигах наших сверстников, я почувствовал(а)…

    3. Я думаю, что тема «Расстрелянное детство»…

Учитель. Поэт Александр Твардовский когда–то сказал:  «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете!» На этом наше мероприятие закончено, прошу почтить память погибших детей минутой молчания. Звучит метроном.























Список использованной литературы


Художественная литература:


  1. А.Гайдар «Война и дети», дневники , «Дети войны», «Война в истории моей семьи»,

  2. А.Печерская «Дети – герои Великой Отечественной Войны»,

  3. С.Алексеев «Идет война народная»,

  4. М. Водопьянов «В дни войны»,

  5. Л.Воронкова «Девочка из города»,

  6. В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества »,

  7. В. Карасева «Маленькие ленинградцы»,

  8. Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова»,

  9. А. Фадеев «Молодая гвардия»,

  10. М. Алигер «Зоя»


Методические пособия для преподавателя:

  1. Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны (Уроки литературы: 5 кл.: метод. пособие к учебнику под ред. В.Ф. Чертова.- М.: Просвещение, 2008.

  2. Героическое прошлое России. Великая отечественная война.

Курдюмова Т.Ф. ( методические рекомендации).-М.: Дрофа, 2001.



Дополнительная литература:

  1. В. Воронов. Анатолий Алексин: Очерк творчества. М., 1973.

  2. Галанов Б.Е. Валентин Катаев. Очерк творчества.- М., 1982.

  3. Михалева Т.И. Великая Отечественная война в литературе для детей юношества: (60-80- е гг.).-М.,1992.




Наглядно – иллюстративный материал:

Плакат «Родина-Мать зовет», выставка книг, посвященных детям Великой Отечественной войны, эпиграф к уроку; конспект занятия, презентация к уроку, музыкальное оформление ( видеоклип «Дети войны» и песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики», шумовые фонограммы). 









Самоанализ классного часа « Расстрелянное детство»

(посвященного 70-летию Великой Победы).

Хочется отметить, что проблема нашего времени заключается в том, что на протяжении последних десятилетий многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем гордились многие поколения наших соотечественников – победы в войнах, освоение новых территорий, деятельность великих полководцев, подвиги героев – стало рассматриваться исключительно с критических позиций. Патриотизм стал считаться отжившей ценностью. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе в истории своей страны. Болезненными для общества проблемами стали: растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде, рост числа молодежных организаций откровенно фашистской ориентации. Поэтому в наши дни тема Великой Отечественной войны очень важна и актуальна.

Основная цель данного внеклассного мероприятия

  • помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как милосердие, человечность, совесть, патриотизм. Данная цель, думаю,

  • поможет сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению,

  • а также подвести учащихся к осмыслению героических подвигов, совершенных во время войны их ровесниками.

Основной задачей классного часа было:

  • создание условий для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных особенностей.

  • Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности обучающегося через сопереживание, сочувствие тем событиям и подвигам, о которых они узнали в ходе классного часа.

Также решались следующие задачи:
Образовательной задачей является:
- учить добывать знания из художественных и документальных текстов;
Развивающей:
- развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, воспроизводить монолог от лица героя;

- развивать умение характеризовать героев через их речь и портретные детали, развивать творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивать умение анализировать, систематизировать и структурировать прочитанный материал;

- развивать выразительное чтение стихотворений.
Воспитывающие:
- формировать устойчивые нравственные и морально-этические понятия, нормы взаимоотношений человека. 
Мною были использованы следующие принципы:

- воспитывающего и развивающего обучения;

- принцип научности;

-доступность;

- наглядность;

- связи с жизнью;

- последовательности;

- самостоятельности;

Решение данных целей и задач поможет учащимся проявить свои знания не только на данном классном часу, но и на других дисциплинах.

Используемые технологии:

- технология критического мышления (стадия вызова - вопросы, на стадии изучения - составление сопоставительных характеристик, погружение в текст);

- ценностно-ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);

- диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);
умение публично выступать, вести диалог;
- информационно-коммуникативные технологии (работа с текстом, с другими источниками).
Использовались следующие общие методы обучения:

  • Монологическое изложение;

  • Рассказ;

  • Эвристическая беседа;

  • Исследовательские задания.

Организационный момент был направлен на установление взаимодействия с учащимися, формирования положительной мотивации к мероприятию.
На этапе погружения в тему были поставлены задачи формирования
нравственных понятий, развитие умения выделять главное. Определена тема. Эпиграф к уроку призван акцентировать внимание учащихся на определение ценностных ориентиров в современной жизни. Правильное понимание эпиграфа позволило сформулировать личностные цели учащихся.
На этапе актуализации знаний ставились задачи сравнительной характеристики прошлых поколений и современной молодежи, определить смысловое наполнение понятия «война». Подготовка сообщения учащимися позволили продолжить развитие формирования умения работать с художественной литературой, готовить сообщения на заданную тему, развивать монологическую речь. Проблемный вопрос о значении слова «война» обеспечило развитие, как мыслительной деятельности учащихся, так и осмысление нравственных понятий.
На этапе обобщения изученного и рефлексии главной задачей было определить связана ли тема военного подвига с сегодняшним днем.

 Считаю, что все элементы классного часа были взаимосвязаны, последовательны и работали на разрешение проблемы. 
Средства: тексты, презентация, музыкальное оформление. 
Думаю, что мне удалось достичь главной цели классного часа: помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как милосердие, человечность, совесть, патриотизм. А также, какое место эти понятия занимают в современном мире.








































Приложение 1






































Булат Окуджава Приложение 2

До свидания, мальчики



   Ах война, что ж ты сделала подлая 
   Стали тихими наши дворы 
   Наши мальчики головы подняли 
   Повзрослели они до поры
    
   На пороге едва помаячили 
   И ушли за солдатом солдат 
   До свидания мальчики мальчики 
   Постарайтесь вернуться назад 
    
   Нет не прячьтесь вы будьте высокими 
   Не жалейте ни пуль ни гранат 
   И себя не щадите вы и все-таки 
   Постарайтесь вернуться назад 
    
   Ах война что ж ты подлая сделала 
   Вместо свадеб разлуки и дым 
   Наши девочки платьица белые 
   Раздарили сестренкам своим 
    
   Сапоги ну куда от них денешься 
   Да зеленые крылья погон 
   Вы наплюйте на сплетников девочки 
   Мы сведем с ними счеты потом 
    
   Пусть болтают что верить вам не во что 
   Что идете войной наугад 
   До свидания девочки девочки 
   Постарайтесь вернуться назад 
   До свидания девочки девочки 
   Постарайтесь вернуться назад



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!