![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/12/s_587750cf379bd/526599_1.png) | Федеральное агентство по образованию России ГОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж» |
Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ВОЗБУЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА » по дисциплине: «Гражданский процесс» для специальности 030503 «Правоведение».
Преподаватель:
Анисимова Л.Н.
Барнаул 2006
Рассмотрено и утверждено ЦПК социальных и правовых дисциплин Протокол № ___________ “_____”_____________ 2006 Председатель: __________ (Л.А.Балакирева | Утверждаю Зам. директора по НМР ____________ И.Б. Дедяева “___” ________________2006 |
Методические рекомендации для преподавателей
ЛУЧШЕ ЦЕЛИТЬСЯ В СОВЕРШЕНСТВО И НЕ ПОПАСТЬ,
ЧЕМ ЦЕЛИТЬСЯ В НЕСОВЕРШЕНСТВО И ПОПАСТЬ.
Настоящий урок предназначен для использования в качестве практического занятия по учебной дисциплине «Гражданский процесс». Его содержание отвечает требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Правоведение». Он призван сформировать у студента навыки практического применения гражданского процессуального законодательства в конкретных ситуациях, складывающихся при производстве по гражданскому делу.
Урок по теме «Возбуждение гражданского дела» напрямую связан с такими темами курса как «Субъекты гражданского процесса», «Представительство», «Подведомственность и подсудность», «Иски», в которых студенты уже изучили понятие и классификацию субъектов гражданского процесса, процессуальную правосубъектность, стороны, понятие процессуального представительства и его виды, полномочия представителя, понятие и элементы иска, классификацию.
Работа организуется в малых группах по 2-3 человека и если студенты привыкли к подобной деятельности, то проблем с их делением на группы не будет. Они уже сами распределяют функции и потому работают быстро и слажено. А так как он проводится со студентами 3 курса, то и работа на компьютере для них не нова.
Уроку предшествует выдача большого количества теоретического материала на предыдущих занятиях. Возможно, подготовка к деятельности будет успешнее, если активизировать студентов перед уроком, используя предложенные тесты, задачи и оформление процессуальных документов из «Практикума по гражданскому процессу» (составитель Анисимова Л.Н., Красногорское, «Принт-технология», 2006).
Урок возможен как интегрированный или бинарный, для этого увеличивается количество заданий или их сложность. Однако, если группа слабая, то лучше ситуацию не «загромождать» количеством заданий, а по возможности - свести их к минимуму и изменить критерии оценки: не учитывать скорость выполнения работы и её оформление, а увеличить количество баллов за правильность составления документа.
Работа на уроке может оцениваться преподавателем, экспертной группой студентов данной группы или старшекурсниками, даже специалистом, если урок проходит с его участием.
И ГЛАВНОЕ! УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ!
ДЕРЗАЙТЕ!
Дисциплина
Гражданский процесс
Тема
«Возбуждение гражданского дела»
Преподаватель
Анисимова Лариса Николаевна
Исполнители
Группа П51, П52
Межпредметные связи:
Делопроизводство
Гражданское право
Внутрипредметные связи:
Субъекты гражданского процесса
Представительство
Подведомственность и подсудность
Иски
Цели занятия
Образовательные:
Закрепить теоретические знания и выработать устойчивые навыки анализа работы с законодательными актами и компьютерными программами.
Развивающие:
Создать условия для развития продуктивного мышления каждого учащегося, развить умения и навыки самостоятельно ставить и решать проблемные вопросы и задачи, составлять процессуальные документы.
Воспитательные:
Воспитать чувство ответственности за принятое решение, профессиональной значимости.
Тип занятия:
Практическое занятие.
Вид занятия:
Деловая игра
Форма организации учебно-познавательной деятельности:
Малыми группами
Метод проведения:
Анализ конкретных ситуаций
Средства обучения:
Гражданский кодекс РФ
Гражданско-процессуальный кодекс РФ
ФЗ «О защите прав потребителей»
Гражданский процесс. /Под ред. М.К.Треушникова. - М.: Спарк, 2001.
Гражданское процессуальное право России. /Под ред. М.С.Шакарян. -М, 1998.
Судебная практика по гражданским делам. - М., 2002.
Практикум по гражданскому процессу. /Под ред. М.К.Треушникова. -М: Спарк, 1998.
ПЭВМ с операционной системой WINDOWS
Проектор
Квалификационные требования к знаниям и умениям студентов:
Должны знать:
-содержание и процессуальный порядок подачи и принятия искового заявления;
-правила оформления документа
Должны уметь:
-составлять исковые заявления;
-работать на ПК;
-работать с программным обеспечением Microsoft Word и КонсультантПлюс
Структура и содержание занятия:
1. Организация начала занятия:
Приветствие
Проверка готовности аудитории к занятию
Отметка отсутствующих
2. Мотивация учебной деятельности:
Сообщение темы и целей занятия
Постановка задач и вопросов, решаемых на занятии
Указание на связь темы с изучаемыми предметами
3. Актуализация опорных знаний студентов:
Методом фронтального опроса студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие права имеет потребитель, если ему продан товар с недостатком?
Каковы особенности удовлетворения требований потребителя в отношении технически сложных товаров?
Укажите порядок предъявления и удовлетворения требований потребителя по товарам, приобретенным с недостатками.
Каков порядок исчисления гарантийного срока товара, а также срока его службы?
Укажите особенности исчисления этих сроков для сезонных товаров.
Какие установлены сроки предъявления покупателями требований по поводу недостатков, обнаруженных в купленных товарах?
Охарактеризуйте права потребителя в случае приобретения им товара надлежащего качества.
Охарактеризуйте порядок расчетов с покупателями в случае приобретения ими товара надлежащего качества.
Особенности расчетов с покупателями в случае расторжения договора купли-продажи, если товар был продан в кредит.
4. Решение практического задания
Определить, в соответствии с принципом о подсудности дел, суд, в который будет адресовано исковое заявление.
Указать стороны судебного спора (истца, ответчика, других заинтересованных лиц).
В содержательной части искового заявления необходимо изложить те обстоятельства, которые необходимы для подтверждения исковых требований истца. Доводы должны быть подкреплены соответственно конкретными статьями ГПК РФ, а в необходимых случаях ГК РФ и ФЗ «О защите прав потребителей».
В заключительной части искового заявления необходимо изложить требования с просьбой о защите нарушенного или оспариваемого права.
Необходимо указать список прилагаемых к исковому заявлению документов, подписать, поставить дату составления искового заявления.
5. Обсуждение и проверка выполненного задания.
6. Подведение итогов занятия
Критерии оценки
Преподаватель ________________Анисимова Л.Н.
Блок-схема занятия
1. Организация начала занятия: 3 мин.
2. Мотивация учебной деятельности: 2 мин.
3. Актуализация опорных знаний студентов: 5 мин.
4. Решение практического задания 55 мин.
5. Обсуждение и проверка выполненного задания. 10 мин.
6. Подведение итогов занятия 5 мин.
Практические задания
Вариант 1
Покупатель настаивает на обмене телевизора, купленного два месяца назад. Свое требование он мотивирует тем, что телевизор имеет плохое изображение, не подлежащее настройке, что подтверждает справка гарантийной мастерской. Продавец не соглашается с требованием покупателя и предлагает ему произвести гарантийный ремонт и предоставить вентилятор «Лада» на время ремонта.
Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Если продавец в данной ситуации считает, что недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации телевизора, то кто должен доказать этот факт?
Вариант 2
П.С.Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила П. С. Иванову сделать перевод за 50 долларов.
П.С.Иванов нанял переводчика, но телевизор уже частично вышел из строя вследствие неправильной эксплуатации. П.С.Иванов требует неустойки, так как это нанесло ущерб его предпринимательской деятельности.
Права покупателя в данной ситуации.
Вариант 3
Покупательница приобрела телевизор (12000 руб.), набор посуды (2300 руб.) и холодильник на общую сумму 20100 руб. Холодильник сломался на десятом месяце гарантии. Она сдала его в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом потребовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок службы холодильника кончился.
Работники мастерской в данной ситуации не правы. Докажите это.
Вариант 4
Покупатель В. И. Петров 10 февраля купил в магазине без примерки полуботинки для сына стоимостью 282 руб. 22 февраля этого же года обратился к директору магазина с требованием обменять полуботинки, ссылаясь на то, что они не подошли сыну по размеру.
Каковы действия директора магазина в данной ситуации?
Экспресс - задания
Ситуация № 1
5 мая покупательница В. С. Дымова купила в магазине 3,5 метра шерстяной ткани. 7 мая она пришла в магазин и попросила обменять этот отрез на другой — 4-метровый, так как в ателье сказали, что на пальто нужно 4 метра данной ткани. Однако директор магазина отказалась удовлетворить просьбу покупательницы.
Права ли директор? Ответ обоснуйте.
Ситуация № 2
Покупателю А. К. Семенову был продан батон пшеничного хлеба, который оказался некачественным: в его разрезе обнаружен непромес. Покупатель принес батон обратно и потребовал заменить его.
Как должен поступить в данной ситуации продавец?
Ситуация № 3
Покупатель купил комплект постельного белья 1 марта. Данный товар не понравился членам семьи по расцветке.
Имеет ли покупатель право на обмен? Если — да, то какой срок обмена?
Ситуация № 4
Покупатель купил мужскую сорочку. Через два часа вернулся и попросил взять сорочку назад и вернуть ему деньги. Заведующий секцией отказался вернуть деньги.
Прав ли он? Ваши действия в качестве заведующего секцией.
Ситуация № 5
Покупательница обратилась с просьбой обменять сумку, которая не подошла дочери по цвету. Сумка новая (сохранен ярлык и товарный чек, куплена в данном магазине неделю назад).
Как должен поступить заведующий магазином?
В __________________________________
районный (городской) суд
____________________________________
области (края, республики)
ИСТЕЦ: ____________________________
____________________________________
(ФИО, адрес)
ОТВЕТЧИК: ________________________
____________________________________
(наименование, адрес)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об обмене недоброкачественного товара
(о расторжении договора купли-продажи
и взыскании уплаченной суммы)
« _______» _______________ 20 _ г. ____________________________________________
(наименование торговой
______________________________ я приобрел ____________________________________
организации) (указать какой товар)
за который уплатил _____________________________________________ руб. __________коп.
Предприятие-изготовитель гарантировало качество вещи в течение
______________ со дня ____________________________________________________________
(указать со дня продажи или выпуска)
После покупки вещи в ней обнаружены следующие неисправности __________________
Выявленные недостатки устранить в гарантийной мастерской не представляется возможным _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(причины)
Поскольку дефекты купленной вещи обнаружены в период гарантийного срока, я обратился в магазин с просьбой обменять ее (взять обратно и вернуть мне деньги). Однако магазин положительного ответа не дал (отказался взять (заменить) бракованный товар) _________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(причины)
Действиями ответчика мне причинен моральный вред, который оцениваю в сумме ________________________________________________________________________________.
На основании ст. Закона РФ «О защите прав потребителей»
ПРОШУ:
Обязать _____________________________________________________________________
(наименование торговой организации)
_________________________________________________________________________________
обменять (взять обратно)___________________________ и взыскать с ответчика в мою пользу
(наименование вещей)
уплаченные деньги в сумме _________________________ руб. _________________ коп.)
Взыскать с ответчика моральный вред в сумме ________________________ руб.
Приложение:
Подпись
Дата
Список использованных источников Нормативно-правовые акты
Конституция РФ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «06 исполнительном производстве».
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями от 7 ноября 2000 г.).
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. М 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О6 обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» (с изменениями и дополнениями от 20 августа 1996 г, 19 июля 1997г., 21 июля 1998 г., 13 апреля 1999г.).
Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 21.12.2004) «О защите прав потребителей»
Литература
Гражданский процесс. /Под ред. М.К.Треушникова. - М.: Спарк, 2001.
Гражданское процессуальное право России. /Под ред. М.С.Шакарян. -М, 1998.
Сборник постановлений пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. - М., 2001.
Судебная практика по гражданским делам. - М., 2002.
Практикум по гражданскому процессу. /Под ред. М.К.Треушникова. -М: Спарк, 1998.
Метод «Анализ конкретных ситуаций»
Включается дополнительная информация ненужная для решения.
Вопросы сформулированы не четко.
Информация подаётся не в логической последовательности.
Проблему определяют сами обучающиеся.
Основная цель: выработать оптимальный вариант решения
Технология проведения метода
Описание ситуации: место действия, время, действующие лица, суть происшедших событий, решение, которое приняли действующие лица.
Индивидуальное решение.
Решение группы.
Анализ предложенного группой решения.
Выбор наиболее интересно описанной ситуации и её решение.
На педсовете была представлена методическая разработка урока проводимого на основании этого метода.