СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия по теме: «Возбуждение гражданского дела»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия по теме: «Возбуждение гражданского дела»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия по теме: «Возбуждение гражданского дела»»

Федеральное агентство по образованию России

ГОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж»










Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «ВОЗБУЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА » по дисциплине: «Гражданский процесс» для специальности 030503 «Правоведение».













Преподаватель:

Анисимова Л.Н.







Барнаул 2006

Рассмотрено и утверждено

ЦПК социальных и правовых

дисциплин

Протокол № ___________

“_____”_____________ 2006

Председатель: __________

(Л.А.Балакирева

Утверждаю

Зам. директора по НМР

____________ И.Б. Дедяева

“___” ________________2006









































Методические рекомендации для преподавателей


ЛУЧШЕ ЦЕЛИТЬСЯ В СОВЕРШЕНСТВО И НЕ ПОПАСТЬ,

ЧЕМ ЦЕЛИТЬСЯ В НЕСОВЕРШЕНСТВО И ПОПАСТЬ.

Настоящий урок предназначен для использования в качестве практического занятия по учеб­ной дисциплине «Гражданский процесс». Его содержание отвечает тре­бованиям государственного образовательного стандарта среднего профес­сионального образования по специальности «Правоведение». Он призван сформировать у студента навыки практиче­ского применения гражданского процессуального законодательства в конкрет­ных ситуациях, складывающихся при производстве по гражданскому делу.

Урок по теме «Возбуждение гражданского дела» напрямую связан с такими темами курса как «Субъекты гражданского процесса», «Представительство», «Подведомственность и подсудность», «Иски», в которых студенты уже изучили понятие и классификацию субъектов гражданского процесса, процессуальную правосубъектность, стороны, понятие процессуального представительства и его виды, полномочия представителя, понятие и элементы иска, классификацию.

Работа организуется в малых группах по 2-3 человека и если студенты привыкли к подобной деятельности, то проблем с их делением на группы не будет. Они уже сами распределяют функции и потому работают быстро и слажено. А так как он проводится со студентами 3 курса, то и работа на компьютере для них не нова.

Уроку предшествует выдача большого количества теоретического материала на предыдущих занятиях. Возможно, подготовка к деятельности будет успешнее, если активизировать студентов перед уроком, используя предложенные тесты, задачи и оформление процессуальных документов из «Практикума по гражданскому процессу» (составитель Анисимова Л.Н., Красногорское, «Принт-технология», 2006).

Урок возможен как интегрированный или бинарный, для этого увеличивается количество заданий или их сложность. Однако, если группа слабая, то лучше ситуацию не «загромождать» количеством заданий, а по возможности - свести их к минимуму и изменить критерии оценки: не учитывать скорость выполнения работы и её оформление, а увеличить количество баллов за правильность составления документа.

Работа на уроке может оцениваться преподавателем, экспертной группой студентов данной группы или старшекурсниками, даже специалистом, если урок проходит с его участием.



И ГЛАВНОЕ! УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ!

ДЕРЗАЙТЕ!

Дисциплина

Гражданский процесс

Тема

«Возбуждение гражданского дела»

Преподаватель

Анисимова Лариса Николаевна

Исполнители

Группа П51, П52

Межпредметные связи:

Делопроизводство

Гражданское право

Внутрипредметные связи:

Субъекты гражданского процесса

Представительство

Подведомственность и подсудность

Иски

Цели занятия

Образовательные:

Закрепить теоретические знания и выработать устойчивые навыки анализа работы с законодательными актами и компьютерными программами.

Развивающие:

Создать условия для развития продуктивного мышления каждого учащегося, развить умения и навыки самостоятельно ставить и решать проблемные вопросы и задачи, составлять процессуальные документы.

Воспитательные:

Воспитать чувство ответственности за принятое решение, профессиональной значимости.

Тип занятия:

Практическое занятие.

Вид занятия:

Деловая игра

Форма организации учебно-познавательной деятельности:

Малыми группами

Метод проведения:

Анализ конкретных ситуаций

Средства обучения:

  • Нормативно-правовые акты:

Гражданский кодекс РФ

Гражданско-процессуальный кодекс РФ

ФЗ «О защите прав потребителей»

  • Учебная литература:

Гражданский процесс. /Под ред. М.К.Треушникова. - М.: Спарк, 2001.

Гражданское процессуальное право России. /Под ред. М.С.Шакарян. -М, 1998.

Судебная практика по гражданским делам. - М., 2002.

Практикум по гражданскому процессу. /Под ред. М.К.Треушникова. -М: Спарк, 1998.

  • Раздаточный материал для самостоятельной работы

  • Техническое оснащение:

ПЭВМ с операционной системой WINDOWS

Проектор

Квалификационные требования к знаниям и умениям студентов:

Должны знать:

-содержание и процессуальный порядок подачи и принятия искового заявления;

-правила оформления документа

Должны уметь:

-составлять исковые заявления;

-работать на ПК;

-работать с программным обеспечением Microsoft Word и КонсультантПлюс




Структура и содержание занятия:


1. Организация начала занятия:

Приветствие

Проверка готовности аудитории к занятию

Отметка отсутствующих



2. Мотивация учебной деятельности:

Сообщение темы и целей занятия

Постановка задач и вопросов, решаемых на занятии

Указание на связь темы с изучаемыми предметами



3. Актуализация опорных знаний студентов:

Методом фронтального опроса студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Какие права имеет потребитель, если ему продан то­вар с недостатком?

  • Каковы особенности удовлетворения требований по­требителя в отношении технически сложных товаров?

  • Укажите порядок предъявления и удовлетворения тре­бований потребителя по товарам, приобретенным с недостатками.

  • Каков порядок исчисления гарантийного срока това­ра, а также срока его службы?

  • Укажите особенности исчисления этих сроков для се­зонных товаров.

  • Какие установлены сроки предъявления покупателя­ми требований по поводу недостатков, обнаруженных в купленных товарах?

  • Охарактеризуйте права потребителя в случае приоб­ретения им товара надлежащего качества.

  • Охарактеризуйте порядок расчетов с покупателями в случае приобретения ими товара надлежащего каче­ства.

  • Особенности расчетов с покупателями в случае рас­торжения договора купли-продажи, если товар был продан в кредит.

4. Решение практического задания

    • Составить исковое заявление в суд общей юрисдикции о защите нарушенных прав и законных интересов, исходя из условий практической ситуации с учетом требований гражданского процессуального законодательства:

Определить, в соответствии с принципом о подсудности дел, суд, в который будет адресовано исковое заявление.

  • Указать стороны судебного спора (истца, ответчика, других заинтересованных лиц).

  • В содержательной части искового заявления необходимо изложить те обстоятельства, которые необходимы для подтверждения исковых требований истца. Доводы должны быть подкреплены соответственно конкретными статьями ГПК РФ, а в необходимых случаях ГК РФ и ФЗ «О защите прав потребителей».

  • В заключительной части искового заявления необходимо изложить требования с просьбой о защите нарушенного или оспариваемого права.

  • Необходимо указать список прилагаемых к исковому заявлению документов, подписать, поставить дату составления искового заявления.

    • Решение практической ситуации.

    • Ответы на поставленные вопросы.

5. Обсуждение и проверка выполненного задания.

6. Подведение итогов занятия

  • Оценка деятельности студентов на занятии

Критерии оценки

    • Скорость выполнения работы 1 балл

    • Правильность составления документа 3 балла

    • Оформление работы 1 балл

  • Выводы

  • Задание на дом

Преподаватель ________________Анисимова Л.Н.

















Блок-схема занятия



1. Организация начала занятия: 3 мин.

2. Мотивация учебной деятельности: 2 мин.

3. Актуализация опорных знаний студентов: 5 мин.

4. Решение практического задания 55 мин.

5. Обсуждение и проверка выполненного задания. 10 мин.

6. Подведение итогов занятия 5 мин.





























Практические задания


Вариант 1

Покупатель настаивает на обмене телевизора, купленного два месяца назад. Свое требование он мотивирует тем, что те­левизор имеет плохое изображение, не подлежащее настройке, что подтверждает справка гарантийной мастерской. Продавец не соглашается с требованием покупателя и предлагает ему про­извести гарантийный ремонт и предоставить вентилятор «Лада» на время ремонта.

Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте.

Если продавец в данной ситуации считает, что недостаток возник вследствие нарушения потребителем правил экс­плуатации телевизора, то кто должен доказать этот факт?


Вариант 2

П.С.Иванов купил корейский телевизор, к которому при­ложена инструкция только на корейском, английском и японс­ком языках. Фирма предложила П. С. Иванову сделать пере­вод за 50 долларов.

П.С.Иванов нанял переводчика, но телевизор уже частично вышел из строя вследствие неправильной эксплуатации. П.С.Иванов требует неустойки, так как это нанесло ущерб его предпринимательской деятельности.

Права покупателя в данной ситуации.


Вариант 3

Покупательница приобрела телевизор (12000 руб.), набор посуды (2300 руб.) и холодильник на общую сумму 20100 руб. Холодильник сломался на десятом месяце гарантии. Она сдала его в гарантийную ма­стерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом потребовали оплаты ремонта под предло­гом, что гарантийный срок службы холодильника кончился.

Работники мастерской в данной ситуации не правы. Докажите это.


Вариант 4

Покупатель В. И. Петров 10 февраля купил в магазине без примерки полуботинки для сына стоимостью 282 руб. 22 фев­раля этого же года обратился к директору магазина с требова­нием обменять полуботинки, ссылаясь на то, что они не подо­шли сыну по размеру.

Каковы действия директора магазина в данной ситуации?








Экспресс - задания


Ситуация № 1

5 мая покупательница В. С. Дымова купила в магазине 3,5 метра шерстяной ткани. 7 мая она пришла в магазин и по­просила обменять этот отрез на другой — 4-метровый, так как в ателье сказали, что на пальто нужно 4 метра данной ткани. Однако директор магазина отказалась удовлетворить просьбу покупательницы.

Права ли директор? Ответ обоснуйте.


Ситуация № 2

Покупателю А. К. Семенову был продан батон пшенично­го хлеба, который оказался некачественным: в его разрезе об­наружен непромес. Покупатель принес батон обратно и потре­бовал заменить его.

Как должен поступить в данной ситуации продавец?


Ситуация № 3

Покупатель купил комплект постельного белья 1 марта. Данный товар не понравился членам семьи по расцветке.

Имеет ли покупатель право на обмен? Если — да, то какой срок обмена?


Ситуация № 4

Покупатель купил мужскую сорочку. Через два часа вер­нулся и попросил взять сорочку назад и вернуть ему деньги. Заведующий секцией отказался вернуть деньги.

Прав ли он? Ваши действия в качестве заведующего секцией.


Ситуация № 5

Покупательница обратилась с просьбой обменять сумку, которая не подошла дочери по цвету. Сумка новая (сохранен ярлык и товарный чек, куплена в данном магазине неделю на­зад).

Как должен поступить заведующий магазином?
















В __________________________________

районный (городской) суд

____________________________________

области (края, республики)

ИСТЕЦ: ____________________________

____________________________________

(ФИО, адрес)

ОТВЕТЧИК: ________________________

____________________________________

(наименование, адрес)



ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об обмене недоброкачественного товара

(о расторжении договора купли-продажи

и взыскании уплаченной суммы)


« _______» _______________ 20 _ г. ____________________________________________

(наименование торговой

______________________________ я приобрел ____________________________________

организации) (указать какой товар)

за который уплатил _____________________________________________ руб. __________коп.

Предприятие-изготовитель гарантировало качество вещи в течение

______________ со дня ____________________________________________________________

(указать со дня продажи или выпуска)

После покупки вещи в ней обнаружены следующие неисправности __________________




Выявленные недостатки устранить в гарантийной мастерской не представляется возможным _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(причины)

Поскольку дефекты купленной вещи обнаружены в период гарантийного срока, я обратился в магазин с просьбой обменять ее (взять обратно и вернуть мне деньги). Однако магазин положительного ответа не дал (отказался взять (заменить) бракованный товар) _________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(причины)

Действиями ответчика мне причинен моральный вред, который оцениваю в сумме ________________________________________________________________________________.

На основании ст. Закона РФ «О защите прав потребителей»

ПРОШУ:

Обязать _____________________________________________________________________

(наименование торговой организации)

_________________________________________________________________________________

обменять (взять обратно)___________________________ и взыскать с ответчика в мою пользу

(наименование вещей)

уплаченные деньги в сумме _________________________ руб. _________________ коп.)

Взыскать с ответчика моральный вред в сумме ________________________ руб.


Приложение:


Подпись


Дата

















Список использованных источников Нормативно-правовые акты


  1. Конституция РФ.

  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ.

  3. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «06 исполнительном производстве».

  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями от 7 ноября 2000 г.).

  6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. М 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  7. Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О6 обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

  8. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» (с изменениями и дополнениями от 20 августа 1996 г, 19 июля 1997г., 21 июля 1998 г., 13 апреля 1999г.).

  9. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 21.12.2004) «О защите прав потребителей»


Литература


  1. Гражданский процесс. /Под ред. М.К.Треушникова. - М.: Спарк, 2001.

  2. Гражданское процессуальное право России. /Под ред. М.С.Шакарян. -М, 1998.

  3. Сборник постановлений пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. - М., 2001.

  4. Судебная практика по гражданским делам. - М., 2002.

  5. Практикум по гражданскому процессу. /Под ред. М.К.Треушникова. -М: Спарк, 1998.












Метод «Анализ конкретных ситуаций»


  1. Включается дополнительная информация ненужная для решения.

  2. Вопросы сформулированы не четко.

  3. Информация подаётся не в логической последовательности.

  4. Проблему определяют сами обучающиеся.


Основная цель: выработать оптимальный вариант решения


Технология проведения метода


  1. Описание ситуации: место действия, время, действующие лица, суть происшедших событий, решение, которое приняли действующие лица.

  2. Индивидуальное решение.

  3. Решение группы.

  4. Анализ предложенного группой решения.

  5. Выбор наиболее интересно описанной ситуации и её решение.


На педсовете была представлена методическая разработка урока проводимого на основании этого метода.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!