СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме урока: "Возникновения земледелия и скотоводства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме урока: "Возникновения земледелия и скотоводства".Разработана  в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме урока: "Возникновения земледелия и скотоводства"»

Предмет : история

Класс : 5

Тема урока : Возникновения земледелия и скотоводства

Цели урока :

Образовательная получение систематических знаний о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.

Деятельностная - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач, работы со схемами.

Задачи урока :

  • Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

  • Развивать навык работы с исторической картой

  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать и презентовать ее.

  • Развивать умение - составлять учебную задачу

  • Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе



Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Метапредметные :

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе.

Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Личностные :

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению



Условия реализации урока :

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Учебная литература

1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2011-12.

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

1.Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. – 284 с. Крючкина Н.Б.

2.Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

3.Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004

Оборудование

1.Аудиоколонки колонки.

2.Видеопроектор.

3.Персональный компьютер.

4.Принтер.

5.Экран.



Основные понятия : серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.



Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников



I. Мотивация к учебной деятельности



Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности



Продолжительность:








Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)



Организует работу мини-групп (парами)






1.По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить.

2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них?

3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?

Определите место понятий «охота и собирательство» в схеме.



Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.













Заполнение схемы

Присваивающее

Охота собирательство



II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий



Продолжительность:




Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.



На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?






Обсуждение в классе, предложенных вопросов.



Как ?

Почему?

Что изменилось?






III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.



Продолжительность:
































Организует презентацию подготовленных группами заданий.

Предоставляет ресурсы для работы.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.

Задания для мини-групп (пары)





1.Работа с картой –изучить карту придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами , придумать значки и прикрепить к карте .



2. Найти в учебнике , дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев.

Выделить понятия для «Словаря в картинках»

Составить схему –«Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями»





3. Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие» которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных.

Определит понятия дл«Словаря в картинках»

Составить схему –соответствия и объяснить взаимосвязи.



4.Найти в источнике информацию о возникновении ремесел.

Определите понятия для «Словаря в рисунках»

Составьте текст в который надо вставить слова-понятия.

Предложите вставить слова в текст классу .

ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти.





5.Заполните схему управления племенем.

В источнике найдите понятия, которые характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.



Задание классу :

Определить как называется хозяйство к которому относится земледелие и охота

Определите место новых занятий в кластере.

Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?



Задание всему классу:

К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и - )













Земледелие

Ячмень

Пшеница

Мотыга

Серп

Зернотерка

Оседлость

Жилище



Молоко собака

Мясо овца

Шкуры коза

Шерсть корова



























Племя

Совет старейшин

Соседская община





1.Начало кочевого образа жизни

2.Переход к оседлому образу жизни

3.Занятия собирательством

4.Выращивание злаковых растений.

5.Переход к производящему хозяйству

6.Накопление запасов жизни

7.Изменение образа жизни людей


IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Продолжительность










































Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание.

Познавательная рефлексия:















Социальная рефлексия:





Психологическая рефлексия:





Д.З.

Обязательное :

Проект «Словарь в рисунках»

Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору:

Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или
«Первобытный обряд захоронения » или

используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы.


vЗнакомая информация

+Новая информация

--Я думал (думала) иначе

?Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше





Игрушки повесить на ёлочку.





Выбери смайлик



Планируемые предметные результаты:



Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.



Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.



Универсальные учебные действия:



Познавательные. Исследовать географию районов перивичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и ско-товодства.



Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.



Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!