МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА НА ТЕМУ
«Доли. Обыкновенные дроби»
Выполнила учитель математики
Ткачук Галина Васильевна
2016
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Доли. Обыкновенные дроби»
Место урока в теме (взаимосвязь с другими темами)
В курсе математики тема «Обыкновенные дроби» является одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в дробной форме, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У обучающихся формируются представления выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями, о приемах сравнения обыкновенных дробей, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
Цель: Формировать понятие доли, обыкновенной дроби. Сформировать у учащихся понимание того, что показывает числитель и знаменатель дроби. Научить учащихся определять числитель и знаменатель дроби.
Задачи:
Познавательные задачи: построить графическую модель обыкновенной дроби;
Воспитательные задачи: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
Развивающие задачи: учить выделять главное, строить аналогии, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Предметные результаты:
формирование навыка чтения обыкновенных дробей;
формирование умения определять числитель и знаменатель дроби;
развитие понимания того, что показывает числитель и знаменатель дроби.
Метапредметные УУД:
Познавательные - систематизировать поступающую информацию и представлять ее в наглядном виде.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); оценивать результаты работы.
Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество; с достаточной полнотой составлять вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: сформировать положительное отношение к изучению данной темы, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные уровни):
понимать точку зрения одноклассников и учителя;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять поиск нужной информации;
уметь читать обыкновенные дроби;
понимать необходимость использования обыкновенных дробей в жизни человека.
Познавательные УУД:
формировать навыки чтения и записи обыкновенных дробей;
применять полученные знания при решении практических задач.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
выражение своих мыслей, аргументация;
постановка вопросов, инициативное сотрудничество
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе его выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Способы контроля за результатами: фронтальный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль в группах
Основные виды учебной деятельности обучающихся: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Основной уровень активности: воспроизведение, интерпретация, творчество.
Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: технология проблемного обучения, проблемный диалог.
Используемый УМК (основной и дополнительный): интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для работы в группах,
Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска.
Технологическая карта урока математики в 5 классе
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организа-ция класса (2 мин) | Создать благоприятный психологичес- кий настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализа-ция и фик-сирование умений в пробном учебном действии. (3 мин) | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1. В жизни нередко приходится пользоваться не только целыми величинами, но и их долями. СЛАЙД 1 2. Где в жизни мы называем части величин? 3. Как в математике можно назвать такие числа? 3. Какие знания вам помогли ответить на эти вопросы? Зафиксируем наши умения на доске. СЛАЙД 2 | Фронтальная беседа, ответы на вопросы. - мы говорим: полметра, четверть часа, три четверти года и т. п. - дробные числа. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Создание проблемной ситуации (2 мин) | Обеспечение мотивации учения детьми | 1. Как вы думаете, каким должен быть следующий этап урока? 2. Удобно ли числовую информацию воспринимать на слух? 3. А в какой, на ваш взгляд, форме должна быть представлена дробная числовая информация, чтобы она легче воспринималась? СЛАЙД 3 | Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. - высказывают свои мнения, в том числе о неудобстве восприятия числовых дробных данных на слух, указывают на необходимость наглядного представления дроби. Могут быть предложены способы изображения дроби с закрашенными частями прямоугольника и других фигур. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, изложение своего мнения, аргументируя его; выражение мысли с достаточной полнотой в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: критически оценивать поступающую информацию |
4. Формули-рование проблемы (темы и цели урока) (3 мин) | Принятие обучающимися целей урока | 1. Разные формы представления дробей наглядны. Но дроби это числа, значит над числами можно выполнять арифметические действия, а следовательно нужна единая форма записи. 2. Сформулируйте тему нашего урока. СЛАЙД 4, 5 3. Составим план изучения обыкновенных дробей. 4. В чем затруднения? Каких умений вам для этого будут нужны? Зафиксируем на доске. | - Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения, формулируют учебную проблему и тему урока. - Дети называют действия, которые не умеют делать. Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
5. Открытие и усвоение новых знаний и способов усвоения. Физкульт-минутка (10 мин) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изученной темы: обыкновенные дроби | 1. Что же такое обыкновенная дробь? Предлагаю начать работу с формирования навыка их чтения. Ответьте на вопросы: - Как удобно записывать обыкновенные дроби? - Что показывает число, записанное над чертой? - Что показывает число, записанное под чертой? - Числа стоящие над чертой дроби и по чертой имеют собственные названия: числитель и знаменатель. 2. Приступаем к формированию навыков чтения обыкновенных дробей и отработке понятий «числитель» и «знаменатель» СЛАЙД 8,9 3. Предлагаю придумать несколько заданий с обыкновенными дробями и задать их соседу по парте. № 730 – устно 4.Проанализируйте эти дроби, чем они отличаются друг от друга? | Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. Выполняют задания из учебника. Коллективная работа. Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
6. Первичное закрепление (10 мин) | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Организует деление класса на группы Предлагает выполнить задания по карточкам взаимного опроса: - Прочитайте запись 3/20 , назовите числитель и знаменатель дроби. Объясните, что они показывают. СЛАЙД 5 - Начертите прямоугольник и закрасьте ¾ этого прямоугольника. Организует выполнение № 743 (абв), 744 (абв) - Сформулируйте вопросы, которые вы могли бы задать своим одноклассникам. СЛАЙД 7 Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Консультирование. | Выполняют задание в группах. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы группы. Выполняют задание с комментированием у доски | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Организа-ция первич-ного конт-роля. Рефлексия. (10 мин) | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоцио-нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | 1. Организует самостоятельную работу на интерактивной доске по чтению дробей, названных учащимися и изображает на интерактивной доске эти дроби 2. Анализирует и обсуждает решение вопросов при необходимости. СЛАЙД 6, СЛАЙД 11 | Самостоятельное решение. Самопроверка. Обсуждение вопросов. Принимают активное участие в рефлексии | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8. Подведение итогов урока (3 мин) | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | 1. Что изучили сегодня на уроке? - Какова цель урока? Обратиться к доске, где зафиксированы умения. - Что мы еще научились делать? 2. Оценить отдельных учащихся | Отвечают на вопросы. Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
10. Информа-ция о домашнем задании (2 мин) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Называет задания для домашней работы: 1 уровень – номера из учебника, повторяющие задания, выполненные на уроке № 731, 743 (г,д,е), 744 (г,д,е) 2 уровень – найти интересную информацию об обыкновенных дробях в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Древней Руси. Представить данные на листе формата А4 3 уровень – найти интересную информацию об обыкновенных дробях, которая используется в современной жизни. Представить эту информацию в виде сочинения на листе формата А4. | Определяют для себя задания | Личностные: самоопределение. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карточка взаимного опроса:
1). Прочитайте запись , назовите числитель и знаменатель дроби. Объясните, что они показывают.
2). Начертите прямоугольник и ¾ закрасьте этого прямоугольника.
3). Какие дроби называются правильными и какие неправильными?
4). Запишите три дроби со знаменателем 6 и три со знаменателем 8.
5). Расскажите, что показывают числитель и знаменатель.
6). Сформулируйте вопросы, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.
Приложение 2
Возможные сообщения об истории появления дробных чисел.
Дроби в Древнем Египте
Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:
Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений – папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.
Дроби в Древнем Риме
У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо римляне говорили «одна унция», – «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.
Дроби в Древней Греции
В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например, означало три пятых.
Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.
Дроби на Руси
Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
– половина, полтина, – треть,
– четь, – полтреть,
– полчеть, – полполтреть,
– полполчеть, – полполполтреть (малая треть),
– полполполчеть (малая четь), – пятина,
– седьмина, – десятина.
10