СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА НА ТЕМУ «Доли. Обыкновенные дроби»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе математики тема «Обыкновенные дроби» является одной из актуальной тем. Цель данного урока сформировать понятие доли, обыкновенной дроби

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА НА ТЕМУ «Доли. Обыкновенные дроби»»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА НА ТЕМУ

«Доли. Обыкновенные дроби»







Выполнила учитель математики

Ткачук Галина Васильевна











2016



УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «Доли. Обыкновенные дроби»

Место урока в теме (взаимосвязь с другими темами)

В курсе математики тема «Обыкновенные дроби» является одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в дробной форме, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У обучающихся формируются представления выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями, о приемах сравнения обыкновенных дробей, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.


Цель: Формировать понятие доли, обыкновенной дроби. Сформировать у учащихся понимание того, что показывает числитель и знаменатель дроби. Научить учащихся определять числитель и знаменатель дроби.

Задачи:

Познавательные задачи: построить графическую модель обыкновенной дроби;

Воспитательные задачи: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

Развивающие задачи: учить выделять главное, строить аналогии, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Предметные результаты:

  • формирование навыка чтения обыкновенных дробей;

  • формирование умения определять числитель и знаменатель дроби;

  • развитие понимания того, что показывает числитель и знаменатель дроби.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные - систематизировать поступающую информацию и представлять ее в наглядном виде.

  • Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); оценивать результаты работы.

  • Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество; с достаточной полнотой составлять вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • сформировать положительное отношение к изучению данной темы, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные уровни):

  • понимать точку зрения одноклассников и учителя;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять поиск нужной информации;

  • уметь читать обыкновенные дроби;

  • понимать необходимость использования обыкновенных дробей в жизни человека.

Познавательные УУД:

  • формировать навыки чтения и записи обыкновенных дробей;

  • применять полученные знания при решении практических задач.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • выражение своих мыслей, аргументация;

  • постановка вопросов, инициативное сотрудничество

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока;

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • определять цель учебного задания;

  • контролировать свои действия в процессе его выполнения;

  • обнаруживать и исправлять ошибки;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Способы контроля за результатами: фронтальный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль в группах

Основные виды учебной деятельности обучающихся: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Основной уровень активности: воспроизведение, интерпретация, творчество.

Основные методы, формы, технологии и методики, используемые педагогом: технология проблемного обучения, проблемный диалог.

Используемый УМК (основной и дополнительный): интерактивная доска, презентация, раздаточный материал для работы в группах,

Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска.




Технологическая карта урока математики в 5 классе


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организа-ция класса

(2 мин)

Создать благоприятный психологичес-

кий настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.




Включаются в деловой ритм урока.




Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализа-ция и фик-сирование умений в пробном учебном действии.

(3 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1. В жизни нередко приходится пользоваться не только целыми величинами, но и их долями.

СЛАЙД 1

2. Где в жизни мы называем части величин?


3. Как в математике можно назвать такие числа?


3. Какие знания вам помогли ответить на эти вопросы? Зафиксируем наши умения на доске.

СЛАЙД 2


Фронтальная беседа, ответы на вопросы.

- мы говорим: полметра, четверть часа, три четверти года и т. п.

- дробные числа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Создание проблемной ситуации

(2 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми

1. Как вы думаете, каким должен быть следующий этап урока?


2. Удобно ли числовую информацию воспринимать на слух?


3. А в какой, на ваш взгляд, форме должна быть представлена дробная числовая информация, чтобы она легче воспринималась?

СЛАЙД 3

Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

- высказывают свои мнения, в том числе о неудобстве восприятия числовых дробных данных на слух, указывают на необходимость наглядного представления дроби.


Могут быть предложены способы изображения дроби с закрашенными частями прямоугольника и других фигур.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов, изложение своего мнения, аргументируя его; выражение мысли с достаточной полнотой в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: критически оценивать поступающую информацию

4. Формули-рование проблемы (темы и цели урока)

(3 мин)

Принятие обучающимися целей урока

1. Разные формы представления дробей наглядны. Но дроби это числа, значит над числами можно выполнять арифметические действия, а следовательно нужна единая форма записи.

2. Сформулируйте тему нашего урока.

СЛАЙД 4, 5

3. Составим план изучения обыкновенных дробей.

4. В чем затруднения? Каких умений вам для этого будут нужны? Зафиксируем на доске.


- Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения, формулируют учебную проблему и тему урока.




- Дети называют действия, которые не умеют делать.

Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

5. Открытие и усвоение новых знаний и способов усвоения. Физкульт-минутка

(10 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изученной темы: обыкновенные дроби

1. Что же такое обыкновенная дробь?

Предлагаю начать работу с формирования навыка их чтения. Ответьте на вопросы:

- Как удобно записывать обыкновенные дроби?

- Что показывает число, записанное над чертой?

- Что показывает число, записанное под чертой?


- Числа стоящие над чертой дроби и по чертой имеют собственные названия: числитель и знаменатель.

2. Приступаем к формированию навыков чтения обыкновенных дробей и отработке понятий «числитель» и «знаменатель»

СЛАЙД 8,9

3. Предлагаю придумать несколько заданий с обыкновенными дробями и задать их соседу по парте.

№ 730 – устно


4.Проанализируйте эти дроби, чем они отличаются друг от друга?



Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения.

Выполняют задания из учебника.
















Коллективная работа.

Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

6. Первичное закрепление

(10 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организует деление класса на группы Предлагает выполнить задания по карточкам взаимного опроса:

- Прочитайте запись 3/20 ,

назовите числитель и знаменатель дроби. Объясните, что они показывают. СЛАЙД 5


- Начертите прямоугольник и

закрасьте ¾ этого прямоугольника.

Организует выполнение № 743 (абв), 744 (абв)


- Сформулируйте вопросы, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

СЛАЙД 7

Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Консультирование.


Выполняют задание в группах. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы группы.



Выполняют задание с комментированием у доски

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Организа-ция первич-ного конт-роля. Рефлексия.

(10 мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоцио-нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.


1. Организует самостоятельную работу на интерактивной доске по чтению дробей, названных учащимися и изображает на интерактивной доске эти дроби


2. Анализирует и обсуждает решение вопросов при необходимости.

СЛАЙД 6, СЛАЙД 11

Самостоятельное решение.

Самопроверка. Обсуждение вопросов. Принимают активное участие в рефлексии

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Подведение итогов урока

(3 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

1. Что изучили сегодня на уроке?

- Какова цель урока? Обратиться к доске, где зафиксированы умения.

- Что мы еще научились делать?

2. Оценить отдельных учащихся


Отвечают на вопросы.

Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

10. Информа-ция о домашнем задании

(2 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Называет задания для домашней работы:


1 уровень – номера из учебника, повторяющие задания, выполненные на уроке № 731, 743 (г,д,е), 744 (г,д,е)


2 уровень – найти интересную информацию об обыкновенных дробях в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Древней Руси. Представить данные на листе формата А4


3 уровень – найти интересную информацию об обыкновенных дробях, которая используется в современной жизни. Представить эту информацию в виде сочинения на листе формата А4.


Определяют для себя задания

Личностные: самоопределение.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карточка взаимного опроса:

1). Прочитайте запись , назовите числитель и знаменатель дроби. Объясните, что они показывают.

2). Начертите прямоугольник и ¾ закрасьте этого прямоугольника.

3). Какие дроби называются правильными и какие неправильными?

4). Запишите три дроби со знаменателем 6 и три со знаменателем 8.

5). Расскажите, что показывают числитель и знаменатель.

6). Сформулируйте вопросы, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.






Приложение 2

Возможные сообщения об истории появления дробных чисел.



Дроби в Древнем Египте

Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:

Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений – папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.



Дроби в Древнем Риме

У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо римляне говорили «одна унция», – «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.

Дроби в Древней Греции

В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например, означало три пятых.

Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.



Дроби на Руси

Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:

– половина, полтина, – треть,

– четь, – полтреть,

– полчеть, – полполтреть,

– полполчеть, – полполполтреть (малая треть),

– полполполчеть (малая четь), – пятина,

– седьмина, – десятина.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!