Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Методическая разработка урока
по основам философии
ТЕМА: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Преподаватель:
Сафина Валентина Германовна
Холмск
2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема занятия: «Античная философия».
Место темы в структуре дисциплины. Тема является исходной и основополагающей в процессе изучения истории европейской философской мысли и общей философской проблематики.
Тип урока:
Урок общеметодологической направленности
Продолжительность: 2 часа
Методическая цель урока: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Образовательная цель: определение значения античной философии в духовной культуре человека; распознавание онтологических и гносеологических проблем в спектре других философских проблем, выявление их специфики
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично – поисковый, исследовательский, практический.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Междисциплинарные связи: история, литература, политология, социология, русский язык и культура речи
Средства обучения: учебники и учебные пособия; наглядные средства обучения (изобразительные и текстовые); презентации, видеоролики.
Личностный результат обучающихся:
Формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;
Метапредметные результаты:
Овладения навыками оценки результатов своей деятельности.
Формирование морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества.
Развитее умения устанавливать факты, различать причины и следствия.
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать: основные идеи и положения философии античности (кинизм, стоицизм, скептицизм)
Сценарий урока
Этапы учебного занятия | Элемент занятия, содержание учебного материала | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Средства обучения |
1.Орг. момент | приветствие присутствующих, - проверка наличия студентов, - готовность группы к занятию | Приветствует обучающихся | Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку | Ориентация в социальных ролях | |
Этап целеполагания | Формулировка темы занятия Постановка целей занятия | Создание условий для положительной мотивации к обучению | Фиксация темы занятия в тетради Участие в постановке целей занятия | Положительный настрой на обучение | |
2.Подготовка к восприятию новой темы: - актуализация опорных знаний студентов; - мотивация учебной деятельности (в течение всего урока) | Вопросы: 1.Где и когда появилась философия? В чём её назначение? 2. Что такое философия? Какова её структура? 3. Каков основной вопрос философии? 4. Назвать функции философии. 5. Назвать этапы развития философии. | Анализирует и оценивает степень усвоения учебного материала студентами | Отвечают на вопросы преподавателя. Формулируют цель урока 3.Анализируют ответы товарищей | Личностные. - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: -Умение анализировать, - Выделение необходимой информации -Выделение и формулирование познавательной цели | |
3.Изучение нового материала | Постановка проблемы: в чём отличия философских взглядов представителей раннего и позднего средневековья? 1. Основные идеи и положения философии античности. 2. Философы античности: Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Эпикур. 3. Направления античной философии: кинизм, стоицизм, скептицизм. | Таблица Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии (прложение1) Объясняет с демонстрацией портретов античных философов. Работа с учебником, стр. 27-30. Таблица «Античные философские школы»- приложение 1 | Запись в тетради: Причины возникновения философии Древней Греции: -наличие гражданских прав и свобод; -отсутствие религиозных догм; -развитие искусства мотивации. | Личностные. - формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы. Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: -Умение анализировать, - Выделять необходимую информацию | |
4.Закрепление. Фронтальная работа Самостоятельная работа | Вопросы: 1. Назвать этапы и характерные черты античной философии? 2. Назвать античных философов. Кто из них показался вам наиболее интересным? 3. Что для вас значат слова Сократа: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»? 4.Почему Сократ не удовлетворялся натурфилософией? 5.На какой вопрос трудно ответить в рамках этики Сократа? 6.Опишите три этапа диалектики Сократа. 7.Как объяснял Сократ свою приверженность философии ненасилия? Игра «вопрос философу» Три студента в роли: - Аристотеля, - Платона и Сократа отвечают студентам на их вопрос. Например: 1.Что такое материя? 2. Что такое идея? 3. Можно ли познать мир? 4.Какой метод познания более эффективный? Практические задания: Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы: О какой науке идет речь в данном отрывке? 2).Сформулируйте главную онтологическую проблему, которая решалась в античной философия? 3).Назовите гносеологические корни философии, согласно Аристотелю? 4).Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте. Задание 2. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы: 1.В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей постпозитивизма Л. Лаудана и Т. Куна с другой на проблему истины? 2.К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ. | Таблица Античная философия (приложение Оценивает степень усвоения новых знаний Оценивает степень усвоения знаний Внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов. Ответы занесите в тетрадь | Комментируют приведённую цитату, высказывают свою точку зрения Запись в тетради. Сократ совершил в философии коренной переворот, не физику, а этику ставил он на первое место. Диалектика – искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них. Задают вопросы Самостоятельно выполняют работу используя текст (приложение1) Самостоятельно выполняют работу используя текст (приложение1) | Личностные. Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: Знание основных категорий и понятий философии; Знание роли философии в жизни человека и общества | Требования к оформлению выполненных заданий 1.Ответы оформите в рабочих тетрадях, стараясь не допускать грамматических, орфографических и стилистических ошибок. 2.Ответы могут иметь краткую или развернутую форму. 3.Не дублируйте формулировки заданий и вопросов в тетрадях. Критерии оценивания: Каждый ответ оценивается в баллах. 2 балла – ответ полностью совпадает с эталоном; грамотный с точки зрения логической, грамматической, орфографической и стилистической составляющей; 1 балл – ответ содержит как совпадения, так и отклонения от эталона, имеются нарушения правил логики, грамматики, орфографии. 0 баллов – ответ отсутствует либо не совпадает с эталоном. Критерии оценивания Оценка «5» (отлично) – 100-90% правильных ответов Оценка «4» (хорошо) – 89-75% правильных ответов Оценка «3» (удовлетворительно) – 74-60% правильных ответов Оценка «2» (неудовлетворительно) – менее 60% правильных ответов. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки и оценкой преподавателя. | Закончи предложение сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что…
теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… | Диагностика степени понимания учебного материала Выявление трудностей в понимании | Обоснованно формулируют своё отношение к ученому материалу | Личностные. Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: Знание основных категорий и понятий философии; Знание роли философии в жизни человека и общества | |
5.Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания. | Преподаватель подводит итоги: говорит о том, что удалось, что не получилось в выступлениях обучающихся, выставляет оценки. | Домашнее задание Информация к выполнению задания: Представьте, что вы представляете определенную философскую школу. Подготовьтесь к публичному выступлению с ее презентацией и дискуссии. | Студенты выбирают школу: Милетскую Элейскую Пифагорейская Классическая (Сократ, Платон, Аристотель) | Личностные. Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: Знание основных категорий и понятий философии; Знание роли философии в жизни человека и общества | |
приложениек уроку
АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
школы и течения |
Ранний период (VII – VI вв. до н.э.) | Милетская школа | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен |
Пифагорейская школа | Пифагор и последователи |
Элейская школа | Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс |
Диалектическая натурфилософия | Гераклит |
Период расцвета (V – IV вв. до н.э.) | Атомисты | Левкипп, Демокрит |
Софисты | Протагор, Горгий, Гиппий, Продик |
Этический рационализм | Сократ и последователи |
Академия, или платонизм | Платон и последователи |
Ликей, или аристотелизм | Аристотель и последователи |
Периоды заката и упадка (IV в. до н.э. – VI в.) | Эпикуреизм | Эпикур, Метродор, Гермарх, Лукреций Кар |
Перипатетики | Теофраст, Аристоксен, Дикеарх, Стратон |
Киническая школа | Антисфен, Диоген |
Мегарская школа | Евклид из Мегара, Евбулид, Стильпон |
Киренская школа | Аристипп, Антипатр, Феодор, Гегесий |
Стоицизм | Зенон, Клеанф, Хрисипп, Сенека, Марк Аврелий |
Скептицизм | Пиррон, Секст Эмпирик, Энесидем |
Эклектизм | Филон, Цицерон, Антиох, Боэций, Посидоний |
Неоплатонизм | Саккас, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл |
КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
|
|
|
последователей Орфея (орфизм) |
|
ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Этап | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальные субстанции Число Монолит Атомы + пустота |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, Платон) Форма (Аристотель) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Текст для практического задания№1
«Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика»)
Текст для практического задания№2
Американский философ и методолог Ларри Лаудан, представитель постпозитивистской философии науки, считает, что наука призвана не объяснять факты, а решать проблемы. С точки зрения Лауданавопросы истинности в науке обычно не волнуют ученых, когда они определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от нашего общего теоретического видения мира. Американский философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость Истины. Поэтому, если научная рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется в ее классическом, непрагматическом смысле, то наука иррациональна (нерациональна). В то же время, Лауданотрицает в научном познании не истинность как таковую, а ее значимость для ученого, который в своей повседневной научно-исследовательской деятельности руководствуется прагматическими (или наоборот, метафизическими) критериями, позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы.
По мнению Томаса Куна, известного историка и методолога науки, цель деятельности ученого - не истина (этот термин оказывается излишним при описании научной деятельности), а решение концептуальных или инструментальных «головоломок». Успех вознаграждается признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере. Поэтому, с одной стороны, научное сообщество крайне консервативно в своих оценках собственной рациональности (эта консервативность - условие единства и общности, с другой стороны, оно настроено почти всегда на полное отрицание «иной» рациональности, претендующей на решение тех же «головоломок».