Главное управление образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
Методическая разработка внеклассного мероприятия
учебной дисциплины (МДК) | Право |
тема | Экстремизм |
преподаватель: Анисимова Лариса Николаевна
группа студентов: 1 курс, Тр-1613
специальность: 43.02.10 «Туризм»
2016
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________ И. Б. Дедяева
«___» ________________2016 г.
Рассмотрено и утверждено | |
на заседании ПЦК социогуманитарных дисциплин протокол № ____________ от «___» ______________2016 г. Председатель: ______ С.В. Щербакова | |
Дата проведения: ____________________
Преподаватель: _________________ Л.Н. Анисимова
Оглавление
Методические рекомендации для преподавателей ……………………. | 4 |
План занятия………………………………………………………………... | 6 |
Список использованных источников……………………………………… | 11 |
Приложение А Презентация.....………………................................……… | 12 |
Рецензия……………………………………………………………………... | 14 |
| |
| |
Методические рекомендации для преподавателей
Терроризм — не персонифицированное зло,
а следствие пороков огромного числа людей.
Александр Николаевич Сокуров
Современное российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.
Никто не станет спорить, что подрастающие поколения попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия.
Разработка содержит план занятия и приложения позволяющее провести занятие компетентному педагогу.
Мероприятие проводится в форме беседы для студентов первого курса.
Преподаватель выступает в роли ведущего. Начинает и заканчивает занятие, координирует ход дискуссии учащихся.
Целью данного мероприятия является актуализация правовых знаний студентов.
В мероприятии участвуют студенты 1 курса специальности 43.02.10 «Туризм».
При проведении мероприятия используются:
-проектор;
-ПК;
-видеосюжеты «Кто остановит юных экстремистов и что толкает молодежь на преступления», «Дума одобрила поправки, ужесточающие наказание за терроризм и экстремизм», «Экстремизм в сети».
В подготовительной части определяются ведущие, оформляется доска, назначается дежурство.
После мероприятия подводятся итоги: определяются положительные и отрицательные стороны, вносятся корректировки.
Тема: Экстремизм
Методическая идея: активизация познавательной деятельности студентов при приобретении первичных профессиональных навыков.
Цели внеклассного мероприятия:
- формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций
Задачи внеклассного мероприятия:
к теоретическим задачам относится формирование коммуникативной, информационной компетентности, которые заключаются:
- в уважительном отношении к разным этнокультурам и религиям (коммуникативная компетентность);
- в знании основных рисков и угроз национальной безопасности России (информационная компетентность).
в практические задачи входит:
- знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
- знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая компетентность);
- умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире в целом (информационная компетентность);
- повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности (социально-психологическая компетентность).
воспитательные задачи связаны с формированием социально-личностных компетенций, состоящих:
- в принятии различий и мультикультурности, готовности и способности взаимодействовать в поликультурной и инокультурной среде;
- в формировании гражданственности и социальной активности.
Тип внеклассного мероприятия: изучение новых знаний
Методы обучения: беседа.
Оснащение
Оборудование: мультемедийный проектор
Программное обеспечение: ОС Windows XP, текстовый редактор Word, программа PowerPoint.
Методическое обеспечение: УК РФ.
Отведенное время: 45 минут
Этап деятельности | Время, мин. | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1 Организационный момент | 2' | Терроризм — не персонифицированное зло, а следствие пороков огромного числа людей. Александр Николаевич Сокуров Здравствуйте. Обращение к студентам: "Ответь для себя на вопрос?" "Я хочу..........., потому что могу..................." А для этого нам необходимо........ Сегодня мы поговорим с вами о проблемах современного общества. Знания по данной теме Вам будут необходимы в повседневной жизни. Работать на внеклассном мероприятии будем в группах и индивидуально. Для работы Вам предлагается УК РФ. | Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие. Я хочу получать знания, потому что могу учиться. Быть активными на занятии. | Слайд №1 |
2 Актуализация знаний. | 6' | Наша Родина - Россия - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Каждый народ вносит свою лепту в яркую палитру культур России. Только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что и происходило на нашей земле на протяжении многих веков.
Актуализация знаний с помощью видеосюжетов. Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего занятия. Как вы думаете, какова цель занятия? | | Видеосюжеты |
3 Постановка учебной задачи | 2' | Составим план достижения цели: изучить понятие "экстремизм". рассмотреть виды экстремизма. определить ответственность за проявление экстремизма. | | Слайд № 1 |
4 Реализация плана А) Открытие нового знания | 20' | Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм — это осуществление политики крайними методами.
Виды экстремизма: Политический экстремизм Националистический экстремизм Религиозный экстремизм Экологический экстремизм Антиглобалистский экстремизм Моральный экстремизм Подростково-молодежный экстремизм
Политический экстремизм Крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.
Радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.
Религиозный экстремизм Жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.
Экологический экстремизм Радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных.
Антиглобалистский экстремизм Радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.
Моральный экстремизм Крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.
Подростково-молодежный экстремизм Взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. | Студенты, прослушав информацию, задают вопросы, обсуждают возможность изменения правовых норм. | Слайд № 2-11 |
Б) Первичное закрепление | 1' | Как Вы думаете, какая ответственность следуем за подобные деяния? | Административная, уголовная ответственность. | |
5 Презентация продукта и его обсуждение | 5' | Давайте определим статьи УК РФ и наказание за данные деяния.
Со скольки лет наступает ответственность?
| УК РФ ст. 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. … лишением свободы на срок до пяти лет. УК РФ ст. 282.1. Организация экстремистского сообщества. … лишением свободы на срок от шести до десяти лет. • УК РФ ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации. … лишением свободы на срок от шести до десяти лет.
Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) статья 20. Уголовная ответственность наступает в России с 16 лет. Но если совершены особо тяжкие преступления, то с 14 лет. • | Слайд № 12 |
6Подведение итогов. Домашнее задание. | 3' | Крайности— это границы, за которыми кончается жизнь… Давайте подведем итоги. Вы сможете применить полученные знания? Что вы еще хотели бы узнать из этой сферы? | Студенты отвечают, вносят предложения. | |
7Проведение рефлексии | 2' | Какова была цель нашего занятия? Какова тема нашего занятия? Спасибо за внимание. До свидания. | | |
Список использованных источников
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ : ред. от 22.11.2016. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
Интернет ресурсы:
Экстремизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Кто остановит юных экстремистов и что толкает молодежь на преступления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2009/05/31/167973-kto_ostanovit_yunyh_ekstremistov_i_chto_tolkaet_molodezh_na_prestupleniya
Дума одобрила поправки, ужесточающие наказание за терроризм и экстремизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2753370
Экстремизм в сети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=aeQwOwJM4QI
Приложение А
Рецензия
на методическую разработку внеклассного мероприятия
по дисциплине «Право» на тему:
«Экстремизм»
преподавателя Анисимовой Л.Н.
Данная разработка создана с целью методической помощи кураторам в проведении классных часов по правовому воспитанию. Мероприятие по предложенному автором плану рассчитано на студентов первого курса и проводится в форме беседы.
В методической разработке Анисимова Л.Н. рассматривает основные этапы подготовительной работы, цели проведения мероприятия. Кроме того, приведены необходимые средства обучения, используемые для мероприятия.
В методическую разработку включен подбор следующих материалов:
С помощью видеосюжетов проводится актуализация знаний, совместно со студентами ставится цель. Сообщения сопровождаются презентацией. Студенты активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, вносят предложения по проведению воспитательных мероприятий правовой направленности.
Тема актуальна в связи с необходимостью формирования у молодежи интереса к учебному процессу и искоренению правового нигилизма.
Содержание методической разработки способствует формированию систематических знаний в области права.
Структура изложения материала логична.
С одной стороны использование данной разработки дает возможность провести мероприятие самостоятельно, так как в ней подробно и последовательно изложен необходимый материал, а с другой стороны позволяет компоновать и изменять материал под возможности и потребности студентов и преподавателя.
Рецензенты: С.М. Щербакова
Т.Н. Ерохина