Методический семинар
Подготовила:
Поддубная Анастасия Николаевна
учитель математики и информатики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Села Кочубеевского
Поддубная Анастасия Николаевна
Учитель математики и информатики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» села Кочубеевского
Стаж работы : 5 лет
Образование: высшее, Ставропольский Государственный Университет, физико-математический факультет
Педагогическое кредо:
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить.
Тема семинара
Применение игровых форм и методов обучения на уроках математики с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся
Объект исследования –
учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках математики
Предмет исследования –
игровые методы и формы обучения на уроках математики, алгебры и геометрии в средней школе
Основные цели:
- показать проблемы в теории и на практике;
- выявить роли и значения игровых технологий в образовательной деятельности учащихся;
- определить роль игровых технологий на уроках математики в формировании универсальных учебных действий
Важнейшие теоретические источники
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ООО;
- фундаментальное ядро содержания общего образования;
- концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России;
- стандарт профессиональной деятельности педагога
Задачи:
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме;
- рассмотрение возможностей применения в процессе обучения математике активных форм обучения;
- дидактическое наполнение активных форм обучения: дидактические игры, игры-разминки, мозговые штурмы.
Типы уроков, в соответствии с ФГОС
- урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- урок рефлексии
- урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- урок развивающего контроля
Виды игровых форм, применяемых на уроке развивающего контроля
Деловая игра
В 5 классе по теме «Проценты»: в витрине магазина «Детский мир» повесили объявление; «Новогодняя распродажа! Цены снижены на 30%, 50%, 70%». Действующие лица: директор магазина (1 ученик), продавцы (2 ученика), кассиры (2 ученика), покупатели (остальные ученики в классе). На распродаже продаются мягкие игрушки (Мишка, Кот Матроскин, Бегемот)
30 %
50 %
70 %
Старая цена
цена
450 р
750 р
300 р
Мишка
Бегемот
Кот Матроскин
Новая цена
Чтобы приобрести товар, покупатели решают задачи и выясняют изменения в ценниках на товары. Продавцы контролируют ход игры, при необходимости помогают в выборе товара. Кассиры убеждаются в правильности решения задач. Директор магазина осуществляет решение задач при наличии конфликтных ситуаций.
Метод ассоциации
Например, при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, ребята очень часто допускают ошибку, забывая менять знаки на противоположные. Можно предложить им под знаком «=» подразумевать границу нашей страны, чтобы поехать за границу нам обязательно надо поменять российский паспорт на заграничный. И решая уравнения, нужно внимательно определить «едет» ли данное слагаемое за границу (нужно поменять знак на противоположный) или только поменяло место жительства в стране (оставляем с тем же знаком).
Метод рецензирования
Например: решаю сама уравнение, а ученик прилежно списывает:
(2х+5)*2-3=23;
4х+10 -3=23;
4х=23+7 (умышленная ошибка), естественно при проверке ответ не сходится. Я говорю громко: «Найдите ошибку!». В результате все решают самостоятельно и увлеченно.
Мозговой штурм
Например, на уроке алгебры в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
Ситуация: Над вашей Компанией нависла угроза банкротства, в случае невыполнения следующего задания: Докажите, что и являются натуральными числами , фирма будет банкрот.
Игра «Математическое домино»
Эта форма работы проводится при повторении изученного материала.
Описание: в коробку, мешок помещают шарики (свернутые в трубочку бумажки, картонные карточки) с номерами тех пунктов учебника, которые повторяют.
Класс делится на группы (по рядам: мальчики – девочки).
Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Учитель или помощник просит достать из коробки шарик показывает номер пункта. Соперники поочередно задают друг другу вопросы. Вопрос оценивается от 1 – 3 балла. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы и определяется победитель .
Игра «Юный художник»
- проводила по теме «Координатная плоскость». На доске записала координаты точек: (0;12),(4;10),(0;10),(6;7),(0;7),(7;4),(1;4),(1;1),(-1;1),(-1;4),(-7;4),(0;7),(-6;7),(0;10),(-4;10),(0;12). Задача учащихся отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
- Выигрывает тот и получает оценку отлично кто быстрее нарисует. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок и записать координаты вершин.
Индивидуальное лото
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву.
4,55+6+0,7 (Р)
53,5 - 5 (З)
28,53+1,47 (Р)
61,3 - х, если х=8 (К)
4 + 1,25 (А)
4,4+3,5 (О)
(3,2 - 0,2)+6 (Я)
0,5+8-4,6 (Д)
11,25 (Р)
48,5 (З)
5,25 (А)
30 (Р)
9 (Я)
3,9 (Д)
У меня много забот! Но главное - нельзя быть равнодушным: надо любить детей и своё дело, следовать принципам педагогики и никогда не отступать перед трудностями.
Уверена - у меня это получается!!!
Спасибо за внимание !