СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар. Тема опыта: «Применение активных методов обучения на уроках математики »

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар, раскрывающий тему самообразования, посвящён активным методам обучения 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар. Тема опыта: «Применение активных методов обучения на уроках математики »»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Подготовила:
Самодурова Ольга Викторовна, участник районного этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017»
учитель математики Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы №17»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема опыта: «Применение активных методов обучения на уроках математики » (слайд 1)

Мроё кредо «Я не учу детей; я создаю условия, в которых они учатся.»

Период работы над данной темой: 3 года (2013-2016), (слайд 2)

Цель методического семинара:: обобщение педагогического опыта внедрения АМО на уроках математики.

Задачи:

-раскрыть сущность АМО;

-продемонстрировать из опыта работы почему, когда, как и какие АМО следует применять; -показать результативность использования АМО для повышения качества образования(слайд 3 )

Обоснование актуальности темы методического семинара

Традиционная школа знакомила учеников с уже готовыми продуктами знаний, не показывая процессы с помощью, которых они были получены. Учащиеся привыкли работать в режиме слушания, поэтому им необходимо показать приёмы работы с текстом. Ученика надо научить ориентироваться в потоке информации. Особо сложно работать с текстами на уроках математики, так как тексты учебника информационные, содержат много терминов, не всегда написаны понятным для школьника языком. Всё это затрудняет самостоятельную работу учащихся.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике. Ученики с огромным трудом ставили цели и делали выводы, не могли синтезировать материал и соединяет сложные структуры, обобщать знания, а тем более находит взаимосвязи в них. Отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, я пыталась конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности стали возможными с применением мною на уроках математики активных методов обучения. Применение активных методов в своей работе обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие творческих и коммуникативных способностей личности. АМО активизируют познавательную мысль, повышают работоспособность. ( слайд 4) Эффективность АМО. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 40% того, что слышит, 30% того, что видит; 60% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. (слайд5) Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

Я придерживаюсь следующего определения АМО:

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. (слайд 6) Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах: Формирование положительной учебной мотивации; Стимулирование самостоятельной деятельности; Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; Развитие творческих способностей и нестандартности мышления; Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика. Развитие навыков самостоятельного умственного труда; Развитие универсальных навыков. (слайд 7). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Классификация АМО в рамках системно- деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.

  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.

  • Активные методы презентации учебного материала.

  • Активные методы релаксации.

  • Активные методы самостоятельной работы над темой.

  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия. (слайд 8)

Наиболее полную классификацию дала Мила Новик, вы­деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса(имитация индивидуальной или кол­лективной профессиональной деятельности). Особенность имита­ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето­ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен­ные роли, относятся к игровым. М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате­риала, поскольку достигается существенное приближение учебно­го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. (слайды 9 и 10). При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно: соответствие целям и задачам, принципам обучения; соответствие содержанию изучаемой темы; соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания; соответствие условиям и времени, отведенному на обучение; соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.(слайд 11) Сейчас я поясню, какие АМО следует применять на различных этапах уроков. АМО начала образовательного мероприятия эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. АМ начала образовательного мероприятия: «Подари подарок другу»,«Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошке», «Индейское имя», «Галерея портретов», «Расскажи о себе», «Круг дружбы», «Познакомься с игрушкой», «Любознательная Людмила», «Представление» («Визитная карточка»), «Поздоровайся ладошками», «Фруктовая корзина», «Мой цветок», «Поздоровайся частями тела», «Летающие имена», «Комплименты», «Измерим друг друга», «Улыбка». АМО выяснения целей , ожиданий и опасений; методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений: «Фруктовый сад», «Что у меня на сердце», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Лицензия на приобретение знаний», «Мишка боится, что …», «Воздушные шарики», «Голуби», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Список покупок». АМО презентации учебного материала: в процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Активные методы презентации учебного материала позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Активные методы презентации учебного материала: «Инфо-угадай-ка», «Написание синквейна», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей», «Мозговой штурм», «Составление кластера», «Пометки на полях» (или «Инсерт»), «Маркировочная таблица», «Золотой ключик», «Ажурная пила», «Творческая мастерская»(слайд 12) АМО организации самостоятельной работы над темой. ( слайд 13) При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно употреблять следующие АМО: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Парный выход», «На ошибках учатся» (слайд 14) Для проведения дискуссии и принятия решений:,«Cветофор», «Приоритеты». «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Экспресс-портрет», «Консультант». «Конкурс» (слайд 15) Активные методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса. Активные методы релаксации: «Четыре стихии», «Постройся по росту», «Пантомима», «Земля, воздух, огонь и вода», «Домик, мышки, землетрясение». «Обезьяна, слон. Пальма», «Переполох на заднем дворе», «Тряпичная кукла и солдат», «Энергия - 1», «Роботы», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест». (слайд 16) АМО подведения итогов образовательного процесса. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы: «Ресторан», «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Комплименты», «Письмо самому себе» , «В кафе» (слайд 17). Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. (слайд 18) Применение активных методов обучения не только повышает уровень обученности, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности. (слайд 19) Школа, в которой обучение ведется с использованием активных методов и технологии модерации, где на уроках царит дружелюбная творческая атмосфера сотрудничества, где ребята за время обучения, помимо изучения основных предметов приобретают жизненно важные навыки и качества ми развивают ключевые компетенции, такая школа получает явное конкурентное преимущество. Это преимущество видят родители и с радостью принимают дети. В такой школе с удовольствием работают учителя. Именно такая школа сегодня нужна обществу. (слайд 20)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!