СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации практических занятий по педагогике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование методических занятий по педагогике

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации практических занятий по педагогике»

Комитет образования и науки Курской области

ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж











Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Педагогика»

для специальностей

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

49.02.01 «Физическая культура»









Составитель:

Сухорукова Л.Н.,

преподаватель педагогики

высшей категории







Рыльск, 2015




Пояснительная записка


Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 050146 (440202) «Преподавание в начальных классах», 050141 (490201) «Физическая культура».

Учебная дисциплина «Педагогика» является составной частью общепрофессиональной подготовки будущих специалистов.

Специальность 050141 (490201) «Физическая культура»

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

применять знания по педагогике при изучении профессиональных модулей;

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

понятие нормы и отклонения, нарушения
в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

основы деятельности классного руководителя.

Специальность 050146 (440202) «Преподавание в начальных классах»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения

различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и

явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

- принципы обучения и воспитания;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования;

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов процесса обучения;

- средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

- основные признаки государственного и общественного управления педагогическими системами;

- функциональные компоненты управляющей системы школы.

Изучение учебной дисциплины «Педагогика» предусматривает выполнение перечня практических работ, заданий по отдельным темам. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзаменам.











































Практическое занятие №1.

Тема: Классики педагогики о сущности педагогической деятельности (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко)

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

  1. Повторить педагогические понятия по теме «Педагогика – наука» (приложение 1).

  2. Заполните пропуски в опорном конспекте и подготовьте по опоре выступление-комментарий. Продумайте приемы активизации аудитории.

  1. микрогруппа - о Я.А.Коменском (приложение 3),

  2. микрогруппа – о К.Д.Ушинском (приложение 4),

  3. микрогруппа – о А.С.Макаренко (приложение 5).

  1. Составить аргументированное мнение на основе нижеследующих цитат:

«Твое знание ничто, если другой не знает, что знаешь ты» (Я.А.Коменский)

«За поведение нужно наказывать строже, чем за научные знания» (Я.А.Коменский)

«Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский)

«Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (К.Д.Ушинский)

«Каков педагог, таков и воспитанник» (К.Д.Ушинский)

«Существо бесправное может быть добрым или злым, но нравственным быть не может» (К.Д.Ушинский)

«Воспитывает не сам воспитатель, а среда» (А.С.Макаренко)

«Педагогическая поза даже в самой малой степени не должна …быть заметна колонисту» (А.С.Макаренко)

  1. Знать названия основных трудов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко.

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:
  1. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского //Я.А.Коменский. Избр.пед.соч.:В 2 т. – М., 1982. – Т.1. – С. 7-24.

  2. Латышина Д.И. История педагогики [Текст]: учеб. пособие/Д.И.Латышина. – М.: Издательский дом «Форум», 1998. – С. 372-421.

  3. Статьи из журнала «Народное образование» – 2006. - №6.





Практическая работа №2.

Тема: К. Д. Ушинский о педагогическом процессе

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

    1. Изучите литературные источники, указанные в списке базисной литературы для семинара.

    2. Подготовьтесь к работе с понятиями: педагогический процесс, его составляющие (воспитание, обучение); функции педагогического процесса; его основные характеристики (приложение 1).

    3. Подготовьте в микрогруппах следующие задания (одна микрогруппа – одно задание):

  • стендовый доклад (либо медиа-презентация) «К.Д.Ушинский о педагогическом процессе» (основные положения излагаются графически, блоками, кратким описанием);

  • рецензию под названием «Целостность педагогического процесса» на статью К.Д.Ушинского «О разрыве между обучением и воспитанием»;

  • цитаты из первоисточников и обдумать свое мнение по проблеме «Двусторонний характер обучения и воспитания».

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1.Ушинский К.Д. Три элемента школы. – Избр. пед.соч. в 2-х тт. – Т. 1. – М., 1953. С. 248-269.

2.Ушинский К.Д. О разрыве между обучением и воспитанием. – Там же. – С. 272-281.

3.Ушинский К.Д. О сознательном и обдуманном влиянии на подрастающие поколения. – Там же. С. 525-529.

4.Ушинский К.Д. О классной дисциплине. – Там же. – С. 609-612.




Практическое занятие №3. Тема: Личностно-развивающий потенциал процесса обучения

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5

Задание:

      1. Разработайте в микрогруппе опорный конспект по одной из современных концепций развивающего обучения.

      2. Подготовьте коллективный рассказ-доказательство по разработанному опорному конспекту с позиции: структура обучения и функции педагога по реализации его развивающего потенциала.

      3. Будьте готовы к характеристике педагогических закономерностей и принципов, определяющих развитие субъектности личности в процессе развивающего обучения.

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /В.В.Давыдов. – М., 1996

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – М., 2004.

  3. Хуторской А.В. Методика личностно ориентарованного обучения: Как обучать всех по-разному: пособие для учителя /А.В.Хуторской. – М., 2005.

  4. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. /Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. – М., 2000.



Практическое занятие №4. Тема: Ключевые и предметные компетенции обучающихся

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5

Задание:

        1. Выпишите из разных источников педагогические определения категорий «компетентность» и «компетенция» и проанализируйте каждую категорию с позиции общего и особенного.

        2. Подготовьте ответы-аргументации на вопросы:

  • какие функции компетенций наиболее актуальны для модернизации современного образования и почему?

  • метапредметные функции образовательных компетенций: на основании каких факторов и каким образом должны определяться ключевые, общепредметные, предметные компетенции для общеобразовательной школы?

  • проектирование предметных образовательных компетенций: каково должно быть оптимальное количество ключевых, общепредметных и частнопредметных компетенций? Исходя из каких оснований следует решать данный вопрос?

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1.Асмолов А.Г. Как прпоектировать универсальные учебные действия в начальной школе.-М., Просвещение, 2010г.

2.Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.В.Краевский, А.В.Хуторской. – М., 2007. – С. 133- 152.

3.Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В.Краевский, А.В.Хуторской // Педагогика. – 2003. - №2.



Практическое занятие №5.

Тема: Воспитательные системы: история и современность

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

  1. Изучите различные воспитательные системы школы по источникам, указанным в списке базисной литературы.

  2. Ответьте на вопросы: в чем специфика процесса воспитания в условиях рыночной экономики? Что такое «авторская школа»? в чем сущность авторских школ? Каковы тенденции зарождения собственно авторских школ гуманистического типа? В чем заключается общее и особенное в характеристике воспитательных систем школ?

  3. Подготовьте медиа-презентации (представление) одной из воспитательных систем, включив в содержание презентации следующее:

  • идея (комплекс идей), научное обоснование (принципы);

  • ориентирование системы на развитие личности ребенка;

  • приоритетные (системообразующие) виды деятельности;

  • сущность взаимодействия дидактической и воспитательной подсистем;

  • формы сотрудничества педагога и воспитанников;

  • связи школы с микросоциумом и макросоциумом;

  • «особо отмечаем…» (например, требования к учителю, перспективы широкого внедрения…).

  • Почему для презентации выбрали данную воспитательную систему

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1.Воспитание детей в школе /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1998.
    1. Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы. – М., 2001. – С. 7-62.
    2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000.
    3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002. – С. 19-41.
    4. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее /Т.В.Цырлина. – Курск, 1995. – С. 10-34.



Практическое занятие №6

Тема: Методы взаимодействия учителя и обучающегося (воспитателя и воспитанника) в педагогическом процессе

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

  1. Подготовиться к работе с понятиями по теме.

  2. Изучить теорию вопроса «Методы обучения и воспитания».

  3. Подготовьтесь к «озвучиванию» схемы «Система педагогических методов» (с примерами, фактами, разъяснениями) (рис. 9).

  4. Подготовиться к микропреподаванию: «Требования к педагогическим методам в современных условиях».

  5. Подготовьтесь к письменному опросу: «Преодоление негативных влияний в практике использования традиционных методов обучения и воспитания» (Что надо делать?).

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

См. список «Основная литература»


Практическое занятие №7 Тема: Соборность и индивидуальность в современной парадигме педагогического процесса

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

  1. Составьте свое мнение по вопросу «Коллективизм и индивидуализм: антагонизм или взаимодействие?»

  2. Подготовьте выступление «Роль коллектива в развитии и формировании личности: в чем она?» (на 5 минут).

  3. Подготовьте по микрогруппам педагогическую рекламу одного из элементов МКТВ (рис. 9):

  • первая – коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни;

  • вторая – обязательное проявление творчества.

  • третья – частая сменяемость актива.

  • четвертая – особая позиция педагога.

Примечание: при подготовке рекламы, рекомендуется:

    • раскрыть суть конкретного элемента МКТВ;

    • доказать, что это важный компонент методики;

    • привести пример из жизни;

    • озвучить трудности в реализации этого компонента на практике;

    • сформулировать условия эффективного внедрения.

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

  1. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания /А.С.Макаренко //Соч. в 7 т. – М., 1958. – Т. 5.

  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М. – 1990.

  3. Воспитание детей в школе /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1998. – С. 88-103.


.


Практическая работа №8

Тема: Проблемы реализации педагогических технологий: технология проекта

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

  1. Подготовьте комментированный рассказ о признаках педагогических технологий.

  2. Продумайте комментарии о сущности технологий, представленных на рис. 12 и 13.

  3. Подготовьтесь к тестированию по теме «Педагогические технологии».

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.


Рекомендуемая литература:

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика /Н.Ф.Голованова. – СПб, 2005.

  2. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000.

  3. Селевко Г.К. Серия «Энциклопедия образовательных технологий». – М., 2005.

  4. Сластенин В.А. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М., 2004.


Практическая работа №9 Тема: Перспективное планирование воспитательной работы

Цель: расширение и углубление знаний по теме, формирование профессионально-педагогического мышления, умения отбирать необходимый материал при работе с литературными источниками.

Формируемые компетенции: ОК4-ОК6, ПК4.4-Пк4.5.

Задание:

  1. Оформить в «Профессиональный портфель» образец современной концепции воспитания и требования к разработке Программы воспитания школьников (Приложение 3)

  2. Подготовить презентацию одной из современных концепций воспитания (5 минут): название, авторы, актуальность данной концепции, основные идеи, что особенно понравилось в концепции.

  3. Будьте готовы к беседе по программе воспитания, составленной Н.Е.Щурковой.

4.Составить перспективный план воспитательной работы: характеристика класса, воспитательные задачи (приложение 3)..

5.Знать требования к составлению характеристики классного коллектива и формулировкам задач воспитания.

Критерии оценки:

-глубина проработки материала;

-сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

  1. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. – М., 2002.
  2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! /В.А.Караковский. – М., 1993.

  3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности /Т.А.Стефановская. – М., 2005. – С. 55-78.

  4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 2002.

  5. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания /Н.Е.Щуркова. – М., 2005. – С. 151-170.































Приложение 1

Терминологический словарь



Авторитарность

- социально-психологическая характеристика личности, отражающее ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению


Аксиология

- философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

Возраст

- конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических и психологических изменений.

Воспитание


- это та часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходят в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности воспитателя

Воспитанность

интегративное качество, проявляющееся в согласованности между знаниями, отношением и поведением; сегодняшний уровень развития личности

Воспитательная

система школы

- целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой

Воспитательное

мероприятие

определенный отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции, содержанию; это совокупность действий воспитателя и воспитанника для достижения конкретных результатов в образовании, развитии и формирования личности последнего; это конкретное звено (акт) воспитательной работы классного руководителя

Гуманизм

- направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности

Гуманитаризация

- система мер, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых путем развития общекультурных компонентов в содержании образования: увеличение объема гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Деятельность

- важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности.

Диверсификация образования

- это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления

Дифференциация образования

- ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей

Задача

-конкретное выражение цели

Закономерность

- связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека

Знание

- понимание и сохранение в памяти основных фактов науки и вытекающих из них выводов, законов и других теоретических обобщений.

Индивидуальность

- своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Инновация

- новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего – либо).

Искусство

(педагогическое)

- высокая степень педагогического мастерства

Исследовательская компетентность

- сложное педагогическое явление, характеризующееся совокупность. Трех функциональных компонентов (педагогического мониторинга, педагогической рефлексии, педагогической фасилитации) и проявляющейся в конкретных знаниях, умениях, основанных на положительной мотивации к исследовательской деятельности.

Коадаптационное мастерство

- высокий уровень грамотного соотнесения различных понятий, суждений, а также выявление взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий.

Коллектив

- группа людей, которая характеризуется следующими основными признаками: равноправием; единством общественно ценной и личностно значимой цели; единством действий по достижению этой цели; наличием органов самоуправления.

Конкурентоспособность

- личностное качество, отражающее потребность и возможность быть выбранным из множества вариантов в качестве наилучшего (высокого уровня готовности к работе…)

Концепция

- совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких – либо видов деятельности, явлений.


Концепция

воспитания

Совокупность обобщенных положений, отражающих понимание сущности, содержания, организации (форм, методов, средств) процесса воспитания, а также особенностей деятельности учителя-воспитателя и воспитанника в ходе ее осуществления

Критерий

отличительный признак, мерило оценки чего-либо

Личность

- социальная сущность человека.

Медиа-образованность

- совокупность систематизированных медиа-знаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа-образования школьников в процессе обучения

Метод

- основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Микросреда

- это мир взаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие.

Миротворческое

воспитание

- процесс формирования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями, на фоне положительного отношения к миротворчеству


Мобильность

- умение быстрой перестройки (корректировки) своих действий в конкретных ситуациях, умение быстрого реагирования на происходящие изменения.

Модель

- мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты

Модернизация

- введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям

Мораль

- это совокупность норм и принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении, в отношении к труду, продуктам труда, к обществу, государству, природе, другим людям, к самому себе.

Наследственность

- сохранение и передача биологического сходства родителями своему потомству.

Наука


- совокупность знаний, лежащих в основе научной картины мира

Непрерывное

образование

- единая система, включающая общеобразовательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, экономическое образование, самообразование.

Новаторство

- деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, приемов в педагогический процесс.

Нравственное

воспитание

- это совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника, направленных на формирование морали

Образование


- совокупность систематизированных знаний, умений, навыков и определяемых ими уровень развития познавательных сил, способностей и практической подготовки.

Образованность

- качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя

Обучение

- это та часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходят в познавательной деятельности под руководством учителя и в результате его преподавательской деятельности

Обученность

- результат обучения, включающего как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться);

- способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются в действиях над конкретным учебным материалом

Общеучебные умения и навыки

– это основа умственных действий школьника, способов мышления, и в результате его интеллекта. Наиболее важные среди них это: сравнение, обобщение, абстрагирование, синтез, анализ и оценка.

Объект

- тот, на кого направлены мысли и действия

Организаторская деятельность

- это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса; функционирования и развития воспитательной системы класса

Организаторская деятельность классного руководителя

- управление системой внешних влияний, оказываемых на личность школьника, на коллектив


Организация

Педагогического

процесса

-совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами ПП


Основные виды

деятельности

- учение, труд, игра.

Основные виды деятельности с точки зрения отношения к ним школьников

- деятельность обязательная, деятельность избирательная, деятельность рекомендуемая.

Основные средства

педпроцесса

- виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой – либо деятельности.

Основные факторы

развития личности

- наследственность, среда, воспитание, саморазвитие личности при активной деятельности самой личности.

Основные характеристики педагогического процесса

- целенаправленность, двусторонность, целостность.


Отрасли

педагогики

- общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики, специальная педагогика, прикладные отрасли.

Оценка

- мнение в отношении кого-либо, чего-либо в сравнении его с опреде­лен­ным эталоном

Педагог

- человек, профессионально занимающейся преподавательской и воспитательной работой.

Педагогика


- наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.

Педагогическая

техника

- форма организации поведения учителя

Педагогическая

антропология

- система педагогических взглядов, основанная на данных наук, изучающих человека.

Педагогическая

технология

- строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий (алгоритмов), гарантирующих успех.

Педагогическая

экспертиза

рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения», т.е. обязательное получение информации, ее исследование (анализ), оценка, выработка оптимального решения в виде заключения, при наличии специальных знаний у эксперта (привлеченного специалиста)

Педагогическая

деятельность

- вид социальной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта, создание условий для личностного развития посредством обучения и воспитания

Педагогическая

диагностика

процесс постановки диагноза, т.е. процесс установления уровня развития, образования и воспитанности школьников

Педагогическая

задача


- осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий

Педагогические

убеждения


- совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем; принятых им как истинные; вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.

Педагогический анализ

метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей педагогического процесса

Педагогический контроль

система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания

Педагогический

мониторинг

диагностика, оценка и прогнозирование состояния ПП, отслеживание его хода, результатов и перспектив развития


Педагогический

прогноз

предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; проектирование хода развития педагогического про­цесса

Педагогический

процесс


- совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего.

Педагогическое

взаимодействие


- личностный контакт воспитателя и воспитанников (учителя и учеников), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деяте6льности, отношений, установок

Педагогическое

мастерство


- высокий уровень педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях.

Педагогическое

общение


- процесс взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью успешного обучения и воспитания, обмена информацией, создания благоприятного психологического климата и эмоционального контакта.

План

заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ

Показатель

отдельные качественные и количествен­ные характеристики критерия

Преподавание

- это деятельность педагога с целью организации и управления активной и сознательной познавательной деятельностью ученика (учением).

Прием

- это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.

Принцип

- исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении

Программа

воспитания

- документ, отражающий содержание воспитания


Проектировочная

деятельность

- предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и ученика (воспитателя и воспитанника)

Развитие

- поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими. Развитие ребенка – процесс становления его как члена общества, процесс формирования и совершенствования его как личности.

Саморазвитие

личности

- внутренне необходимое самопроизвольно ее изменение, определяемое внутреннее противоречие.

Семья

- малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Система образования

- совокупность взаимодействующих учреждений (призванных решать образовательную работу в стране), содержания их деятельности; а также органов управления образовательными учреждениями.

Система

педагогических принципов

- это единство принципов обучения и воспитания, используемых в целостном педагогическом процессе. (Принципы: научности; систематичности; связи теории с практикой; сознательности и активности; наглядности; прочности усвоения знаний; доступности; учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей; целеустремленности; воспитания в коллективе и через коллектив; гуманизации педагогического процесса)

Содержание

воспитания

Это объем и характер знаний, умений, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных) для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества

Содержание

педагогического процесса

- объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимо индивиду для выполнения общих (универсальных) для всех граждан функций, детерминированных определенной системой ценностей общества.

Социализация

- процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Среда

- социально – экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества. Среда в педагогическом плане – микросреда – это мир взаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие.

Субъект

- тот, кто познает, мыслит и действует

Творчество

- оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Трудовое воспитание

- это совокупность действий учителя и ученика, направленных на психологическую подготовку к труду, вооружению трудовыми знаниями, умениями и навыками, а также привитие культуры умственного и физического труда.

Умение

(педагогическое)


- владение способами применять усвоенные знания на практике.

Умственное

воспитание

- это совокупность последовательных действий учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников), направленных на формирование научного мировоззрения, развитие психических процессов, познавательных сил и способностей и привитие культуры умственного труда.

Урок

основная форма организации педагогического процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения задач образования, развития, воспитания

Учение

- особый вид познавательной деятельности с целью собственно познания, сбора и переработки информации, результатом которых являются не просто ЗУНы, а общеучебные умения и навыки.

Учреждения

дополнительного

образования

- учреждения, призванные удовлетворять индивидуальные социкультурные образовательные потребности детей и взрослых.

Факторы воспитания в процессе обучения

- содержание учебного материала, организация педагогического процесса, формы, методы обучения и воспитания, отношения, личность учителя (воспитателя).

Физическое

воспитание

- это совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника, направленных на гармоничное развитие форм тела, укрепление здоровья, на развитие физической силы, ловкости и выносливости.

Форма

педагогического процесса

это внешний вид, устройство педагогического процесса



Формирование

- становление личности под воздействием различных факторов; результат на данный момент (какой – то уровень стабилизации, приобретения формы – комплекса свойств, качеств личности).

Функции педагогического процесса

- образовательная, развивающая, воспитательная.


Функциональная

грамотность

- выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию

Цель

- это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Ценности

(социальные)








- общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п.

Экспертно-аналитическая

деятельность

организация последовательных контрольно-оценочных и аналитических процедур и операций на каждом этапе педагогического процесса с целью повышения его качества

Эстетическое воспитание

- это совокупность последовательных действий учителя и ученика, направленных на привитие умения воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в действительности и в искусстве, а также развитие вкусов, потребности и способности воспроизводить это прекрасное в действительности и в искусстве.


гуманизм

- направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности

гуманитаризация

- система мер, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых путем развития общекультурных компонентов в содержании образования: увеличение объема гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

авторитарность

- социально-психологическая характеристика личности, отражающее ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению

Основные характеристики педагогического процесса

- целенаправленность, двусторонность, целостность.

Функции педагогического процесса

- образовательная, развивающая, воспитательная.

Закономерность

- связи, зависимости, отношения, которые существуют объективно, независимо от сознания и воли человека.

Принцип

- исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении

Система педагогических принципов

- это единство принципов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе. (Принципы: научности; систематичности; связи теории с практикой; сознательности и активности; наглядности; прочности усвоения знаний; доступности; учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей; целеустремленности; воспитания в коллективе и через коллектив; гуманизации педагогического процесса)

Воспитанность

- интегративное качество личности, проявляющееся в согласованности между знаниями, отношением и поведением; сегодняшний уровень развития личности

Образованность

- качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя

Обученность

- результат обучения, включающего как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться);

- способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются в действиях над конкретным учебным материалом

Урок

- основная форма организации педагогического процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения задач образования, развития, воспитания.



Воспитательная система школы

- целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой

Воспитательное

мероприятие

- совокупность действий, направленных на формирование у воспитанников определенной системы отношений к окружающей действительности, приобретение ими определенных знаний, умений, навыков

Педагогическое взаимодействие


- личностный контакт воспитателя и воспитанников (учителя и учеников), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деяте6льности, отношений, установок


Содержание педагогического

процесса

- объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимо индивиду для выполнения общих (универсальных) для всех граждан функций, детерминированных определенной системой ценностей общества.

Цель

- это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задача

-конкретное выражение цели.

Идеал

- совершенное воплощение чего – либо.

Модель

- мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты

Концепция

- совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких – либо видов деятельности, явлений.

Многоуровневость содержания педагогического

образования

- ориентировочный, концептуально – моделирующий, конкретно – нацеливающий, предметный.

Функциональная

грамотность

- выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию

Умственное воспитание

- это совокупность последовательных действий учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников), направленных на формирование научного мировоззрения, развитие психических процессов, познавательных сил и способностей и привитие культуры умственного труда.

Нравственное воспитание

- это совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника, направленных на формирование морали.

Мораль

- это совокупность норм и принципов, которыми руководствуется человек в своем поведении, в отношении к труду, продуктам труда, к обществу, государству, природе, другим людям, к самому себе.

Физическое воспитание

- это совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанника, направленных на гармоничное развитие форм тела, укрепление здоровья, на развитие физической силы, ловкости и выносливости.

Эстетическое воспитание

- это совокупность последовательных действий учителя и ученика, направленных на привитие умения воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в действительности и в искусстве, а также развитие вкусов, потребности и способности воспроизводить это прекрасное в действительности и в искусстве.

Трудовое воспитание

- это совокупность действий учителя и ученика, направленных на психологическую подготовку к труду, вооружению трудовыми знаниями, умениями и навыками, а также привитие культуры умственного и физического труда.

Миротворческое воспитание

- процесс формирования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями, на фоне положительного отношения к миротворчеству

Факторы воспитания в процессе обучения

- содержание учебного материала, организация педагогического процесса, формы, методы обучения и воспитания, отношения, личность учителя (воспитателя).


Основные средства педпроцесса

- виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой – либо деятельности.

Коллектив

- группа людей, которая характеризуется следующими основными признаками: равноправием; единством общественно ценной и личностно значимой цели; единством действий по достижению этой цели; наличием органов самоуправления.

Метод

- основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Прием

- это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.



Педагогическая

технология

- организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой





















Список литературы

Основные источники:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие.- СПб.: Питер,2008.-304с.

2. Гонеев Александр Дмитриевич Основы коррекционной педагогики:

учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В.А. Сластенин ; Междунар. акад. пед. образов. - 3-е изд. - М. : Академия, 2004. - 272 с.

3. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред.

Л.П. Крившенко. - М.: КНОРУС, 2009.

4. Педагогика. Учеб.пособие для студ.пед.вузов и пед.колледжей/ под ред.П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студентов высших и средних педагогических заведений. Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2001.

6. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х книгах. Кн.1 Общие основы. Кн.2 Теория и технология обучения. Кн.3 Теория и технология воспитания. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Владос,2007.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2013.- 576 с.

8.Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Ред. Н.М. Назарова. - 3-е изд., испр. - М. : Academia, 2004. - 396 с.



Дополнительные источники:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

2. Дробинская, Анна Олеговна Школьные трудности "нестандартных" детей / А.О. Дробинская . - 2-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2001. - 142 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века.: учеб.пособие для пед.учеб. заведений/под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.

4. Профессия– учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Спец. психология", "Cпец. дошкольная педагогика и психология" / ред. И.Ю. Левченко,
С.Д. Забрамная. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 519 с.

6. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2003.- 352 с.

7. Научно-теоретический журнал «Педагогика»

8. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm

9. Научно-методический журнал «Начальная школа»

10. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. Форма доступа: http://pedlib.ru/

11. Педагогика.ру [Электронный ресурс]: сайт для студентов. Форма доступа: http://pedagogy.ru

12. Полат, Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс] : курс дистанционного обучения для учителей. Форма доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html











































































30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!