СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации проведения внеклассного мероприятия - круглый стол "Холокост:хроника, память, уроки"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации проведения внеклассного мероприятия - круглый стол "Холокост:хроника, память, уроки"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации проведения внеклассного мероприятия - круглый стол "Холокост:хроника, память, уроки"»

Круглый стол «Холокост: события, память, уроки»


Учитель.

Сегодня мы собрались на круглый стол, посвященный теме Холокоста. Холокост (в переводе с греческого) – всесожжение, жертва, приносимая путём сжигания. На иврите: Шоа, т. е. Катастрофа. Это геноцид еврейского народа. Гитлер, после прихода к власти, поставил задачу уничтожить 11,5 миллионов евреев, проживающих в Европе. Расстреляно, замучено, отравлено газом и сожжено в печах крематориев было около 6 млн., т. е. более половины.

Накануне нашей встречи было проведено анкетирование учащихся 9 а, 10 б и 11 б классов. Результаты его позволили сделать вывод о том, что большинство гимназистов (67%) знакомо с темой холокоста; 14% приблизительно знает, что это такое; пятая часть опрошенных (19%) совершенно не знакома с темой.

Слово «Холокост» не вызывает никаких ассоциаций у 28 % гимназистов, у 62 % ассоциативный ряд был следующим: убийства, смерть невинных людей, нацизм, концлагеря, боль, страх, ужас, истребление евреев, бессердечность, палачи, геноцид, жестокость, смерть, печи крематория, обугленные люди, голод …

Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча поможет вам не только узнать и понять прошедшее, но и осознать, что память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

Вашему вниманию представляется фрагмент документального фильма «Дети из бездны» российского режиссера П. Чухрая, основанный на воспоминаниях выживших жертв Холокоста.


ФИЛЬМ


Давайте обсудим увиденное и поделимся впечатлениями. Я прошу вас откровенно ответить на вопросы, которые зададут вам ребята.






Вопросы после просмотра фильма (задают уч-ся 11 а класса)


  1. Какие чувства возникли у вас после просмотра фрагмента фильма?


  1. Как вы считаете, полностью ли раскрывает фильм «Дети из бездны» тему Холокоста?


  1. Досмотрите ли вы фильм до конца?


  1. Читали ли вы художественную литературу, смотрели ли фильмы, в которых затрагивается тема Холокоста? Если да, то, какие именно? Какое впечатление на вас произвело прочитанное или увиденное?


Учитель.

Слово предоставляется нашей сегодняшней гостье – Мечковской Галине Владимировне, координатору общинных дел еврейской общины г. Тамбова.


Г.В. МЕЧКОВСКАЯ «ХОЛОКОСТ И ДЕТИ»



Учитель.

Учащиеся 11 а класса работают над проектом по теме «Холокост: хроника уничтожения еврейского народа». Сейчас они ознакомят вас с результатами своей деятельности.


11 А – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

ДАША

Несмотря на то, что 29 % гимназистов считают тему Холокоста не острой и не современной, мы считаем, что эта тема актуальна в наши дни, так как в мире постоянно возникают новые вспышки национализма и антисемитизма. Все мы видим события, происходящие на Украине, где активизировались националисты. Спустя 70 лет после страшной трагедии вновь звучат призывы к борьбе с евреями и людьми других национальностей.

Целью нашего проекта стало исследование причин массового уничтожения фашистами еврейского народа и выявление отношения наших сверстников к проблеме Холокоста.


Мы выдвинули гипотезу: Холокост является проблемой не только одного народа, но и всего человечества.



САША

В 1933 партия НСДАП, во главе с Гитлером, приходит к власти в Германии. В основе идеологии национал-социализма лежала политика антисемитизма. Её первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 000 человек.

Редактор нацистской газеты заявил: «На земле не будет светить солнце до тех пор, пока не умрёт последний еврей. Гитлер освобождает мир от его еврейских мучителей».

Почти сразу после смены власти начались гонения на евреев.

Хронология событий.

Апрель 1933 г.- Бойкот еврейских магазинов; евреи изгоняются с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, СМИ, из армии.

10 мая - нацистами организованы публичные сожжения книг еврейских авторов и писателей, выступающих против национал-социализма.

Нацистская пропаганда небезуспешно создала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны.

Ноябрь 1938-«Хрустальная ночь» или ночь «битого стекла». В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все синагоги Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. Десятки тысяч евреев были отправлены в концлагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в один миллиард марок за причиненный ущерб. Мир был потрясен.

5 июля 1938 года состоялась международная конференция во Франции по проблемам еврейских беженцев, где выяснилось , что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии.

24 января 1939 года - распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии. Накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 000 евреев.

21 сентября 1939 года - «Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе. Издан приказ о создании в городах вблизи крупных железнодорожных станций специальных еврейских кварталов («гетто»).

1940 – создано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Там находилось 500 000 евреев.

20 января 1942 г. В пригороде Берлина Ванзее был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы.



РИТА

Евреи всех оккупированных нацистами территорий подлежали регистрации. Их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звёздами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности.

С самого начала евреям был придан особый статус полностью бесправной группы населения. Если представитель другой национальности ещё мог рассчитывать на выживание, то у евреев не было шанса. Они были обречены на смерть, все без исключения.

С первых дней оккупации евреи были значительно ограничены в передвижении в масштабах даже одного населённого пункта, их имущество полностью конфисковывалось.

Евреи вообще не получали никакого вознаграждения за свой труд, их ограничивали в получении даже единственного вида продовольствия-хлеба.

Им запрещалось ходить по тротуарам, выращивать цветы, рожать детей.

Браки евреев с представителями других национальностей объявлялись недействительными, а потом и уголовно наказуемыми.

Для полного уничтожения евреев на территории Польши создали 6 лагерей смерти. Главным из них стал специально построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погиб 1 млн. евреев из 27 стран. Впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. Настоящая индустрия смерти! Обратимся к документу. Гвардии полковник Григорий Дмитриевич Елизаветский, первый советский комендант освобожденного Освенцима, писал своей жене:


УЧЕНИК ЧИТАЕТ ЗА СЦЕНОЙ

«4 февраля1945 года.

За три с половиной года войны я видел много ужасов и кошмаров, но то, что я лично видел в Освенциме нельзя было себе представить даже при самой невероятной фантазии. Представь себе город вокруг которого утроено 9 лагерей, в которых в среднем от 60 до 80 тысяч человек со все стран мира. Достаточно увидеть этих людей, чтобы лишиться рассудка. Здесь было 4 печи- крематория, в которых ежедневно сжигали от 15 до 25 тысяч узников. В дни наибольшей загрузки, когда не успевали сжигать в печах, их сжигали в таких специальных цементных ямах, куда бросали живыми. Людей сюда привозили якобы для санобработки, раздевали и вводили в подвалы, расположенные над печами; там все было устроено, как в душевой. Когда же подвал заполняли от полутора до двух с половиной тысяч человек, дверь закрывалась, и туда пускали газ. Через 15-20 минут умерщвленных людей подавали наверх и там сжигали в печах. Отца заставляли сжигать своих детей, сына-родителей…

А если бы ты видела что сделалось с людьми, когда они увидели хлеб: они ноги нам целовали, выли, как безумные.

В лагере имеется детский барак. Когда мы зашли туда, нервы мои не выдержали… слезы начали душить меня. Туда свезли еврейских детей разных возрастов (близнецов). На них, как на кроликах, проводили какие-то эксперименты. Я видел парня лет 14, которому с какой-то научной целью впрыснули в вену керосин. Потом у него вырезали кусок тела и отправили в Берлин в лабораторию, ему же вставили другой кусок тела. Сейчас он лежит в госпитале в глубоких гниющих язвах и ничего нельзя сделать…

Освенцим по праву можно назвать «Город поголовного массового истребления невинного народа». До 15миллионов человек они здесь истребили».


ДАША

Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб со своими воспитанниками из детского дома гетто. До последней минуты он вёл с детьми уроки. Читал, рисовал, пел с ними и танцевал. Ему предлагали жизнь. Детей –в камеру, ему – свобода. Он отказался. И ушёл в смерть вместе со своими учениками. Так погибают святые.

Одна из особенностей Холокоста на территории СССР – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух и ловили на штыки, смазывали губы ядом. К началу 1942 года на территории Советского Союза было уничтожено свыше одного миллиона евреев. Евреев топили в реках, болотах, колодцах; бросали в стволы шахт; замуровывали живыми; распиливали на части. Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр – овраг на окраине Киева. И вновь исторический документ – воспоминания артистки Киевского ТЮЗа Дины Проничевой, которая была очевидцем событий.


УЧЕНИК ЧИТАЕТ ЗА СЦЕНОЙ

«С раннего утра 29сенетября 1941 г. через весь город шли десятки тысяч евреев… Когда мы приблизились к Бабьему Яру послышалась стрельба и нечеловеческие крики. Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться…Я видела, как каждый раз раздевается очередная группа мужчин и женщин, стариков и детей. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу… До меня доносились страшные крики обезумевших людей, приглушенные детские голоса: «Мама, мама…»

ДАША

Только в этот день в Бабьем Яру расстреляли согласно отчетам зондер-команды 33771 еврея. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам украинских исследователей, всего в Бабьем Яру погибли около 150 000 евреев.


Стихотворение М. Джалиля «Варварство»



САША

Но в планетарном океане зла и насилия была светлая струя - тысячи бесстрашных сограждан, которые пришли на помощь отверженным. Спасать евреев было равносильно самоубийству. Но по всей оккупированной Европе находились люди, которые подвергаясь огромному риску, оказывали помощь и спасали евреев от гибели. Они знали, их предупреждали ежечасно, как опасно прятать евреев. Даже за то, что еврею разрешили зайти в дом и переночевать, нацисты расстреливали всю семью. Для того, чтобы впустить в дом голодных, замерзающих, оборванных, а нередко голых и окровавленных, выбравшихся из расстрельных рвов евреев, требовалось не просто мужество, а самопожертвование. Но люди оставались людьми, презирая опасность. За свое милосердие и бесстрашие они получили высокое звание - Праведники Народов Мира. Их были тысячи.

РИТА

Одним из ярчайших примеров проявления человечности и желания помочь ближнему является Рауль Валленберг. Он родился в богатой семье, его прадед был евреем. Он остро ощутил опасность нацизма. «Спасать евреев» стало девизом Рауля. Чтобы спасти как можно больше людей Рауль стал выписывать «охранные паспорта», подтверждающие, что их владельцы находятся под покровительством королевства Швеции. Со временем он создал организацию, в которой было 40 врачей и 335 других работников, состоящую из 32 убежищ. 15-20 тысяч евреев обязаны спасением Раулю.

Десятки священнослужителей по своей инициативе помогали и спасали евреев. Одним из таких людей был православный священник Алексей Глаголев. Его семья, на свой страх и риск прятала на церковной колокольне еврейскую семью все 2 года оккупации. Жена Алексея отдала свою метрику еврейской женщине и год жила без документов, ежедневно рискуя погибнуть в очередной облаве.

_____________________________________________________





САША

Холокост – это всечеловеческая трагедия, это вершина человеческой низости. Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей национальности», нацисты уничтожали прежде всего себя, ибо ничто так не разрушает человека, как ненависть.

Холокост происходил не в абстрактном мире, где существовали только палачи - нацисты и их жертвы. Убийство евреев совершалось при соучастии или равнодушии оккупированных немцами народов. Когда Гитлер шел от одной антиеврейской акции к другой, мир молчал. Правительства закрывали двери своих стран от еврейских беженцев. Союзники не сделали для спасения евреев того, что они могли и должны были сделать. Но, рискуя жизнью, а зачастую отдавая ее, люди разных национальностей спасали евреев. Если бы число таких людей было значительно больше, холокост никогда бы не принял таких масштабов.

На вопрос «Если бы вы жили в эпоху Холокоста, стали бы вы помогать евреям?» 40% гимназистов ответили «да», 44% затруднились с ответом и только 17% сказали жесткое «нет».

В заключении мы хотели бы процитировать первого президента российского центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера: «Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой… Не бывает геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех»…

И мы продолжили: Против человечества в целом, против Будущего.


Заключительные вопросы

  1. Является ли по-вашему мнению, Холокост одним из самых трагических событий Второй мировой войны? Свой ответ аргументируйте?


  1. Оставила ли тема Холокоста вас равнодушными?


  1. Как вы думаете, имела ли теория Ницше о сверхчеловеке отношение к Холокосту? Если да, то, какое?


  1. Как вы считаете, оказал ли Холокост влияние на мировоззрение последующих поколений евреев?

Вопросы после просмотра фильма (задают уч-ся 10 а класса)


1. Какие чувства возникли у вас после просмотра фрагмента фильма?


  1. Как вы считаете, полностью ли раскрывает фильм «Дети из бездны» тему Холокоста?


  1. Досмотрите ли вы фильм до конца?


  1. Читали ли вы художественную литературу, смотрели ли фильмы, в которых затрагивается тема Холокоста? Если да, то, какие именно? Какое впечатление на вас произвело прочитанное или увиденное?




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!