Методические указания к практическому занятию № 1
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности
Количество часов: 2
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью;
Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.
Содержание отчета по результатам выполнения практического занятия
Отчет должен содержать:
1.Название работы
2.Цель работы
3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3
4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)
Методические указания к выполнению:
1. Краткие теоретические сведения.
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации;
форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,
системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
электронные полнотекстовые библиотеки;
электронные периодические издания сферы образования;
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
электронные архивы выпусков.
2.Задание: Задание 1.Зайти на сайт по указанному ниже адресу и найти характеристику понятия «Образовательные информационные ресурсы». http://informikaservice.ru/system-solutions/elektronnye-obrazovatelnye-resursy/
Задание 2.Зайти на сайт по указанному ниже адресу и найти характеристику понятия «Электронная библиотека».
http://informikaservice.ru/system-solutions/elektronnaya-biblioteka/
Задание 3.Работа с программным обеспечением. А) Зайти на сайт по адресу http://www.ruc.su/library/fonds/elektronnye-resury/
Б) Скачать и ознакомиться: -http://www.ruc.su/upload/documents/present_ebs.pdf
Презентация Электронно-библиотечных систем Российского университета - http://www.ruc.su/upload/biblioteka/inst_ud_dostup.pdf
Инструкция для подключения удаленного доступа к Электронным ресурсам
В) Законспектировать характеристики «Электронно-библиотечные системы:
Znanium.com - это библиотека, которая всегда рядом, все знания в одно касание!
Научно-издательский центр ИНФРА-М представляет Электронно-библиотечную систему (ЭБС) Znanium.com - единое электронное пространство для образования и науки в вузах и библиотеках, для преподавателей и студентов по всей России и за ее пределами.
BOOK.ru – лицензионная библиотека, которая содержит более 6000 наименований учебных и научных изданий от преподавателей ведущих вузов России. Фонд электронной библиотеки комплектуется на основании новых ФГОС ВО, СПО.
ЭБС IPRbooks – надежный и полезный ресурс для учебы и научных исследований, объединяющий новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу, предназначенный для разных направлений обучения, с помощью которого вы сможете получить необходимые знания, подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам, выполнить необходимые работы и проекты.
Отечественные газеты и журналы
| - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Это крупнейший российский информационный портал, содержащий рефераты и полные тексты более 13 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2000 российских научно-технических журналов, в том числе более 1000 журналов в открытом доступе. |
| - Универсальные базы данных
Каталог индивидуальных изданий «EastView» Журналы ООО «Издательский дом «Гребенников»: Логистика сегодня (№№ 1-6 2015 г., №№ 1-6 2016 г.) Менеджмент сегодня (№№ 1-6 2015 г., №№ 1-6 2016 г.) Управление корпоративными финансами (№№ 1-5 2016 г., №№ 1-2 2016 г.) Центральная пресса России Издания по общественным и гуманитарным наукам Статистические издания России |
| - Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ»
В отделе доступа к электронным ресурсам пользователи могут познакомиться с книжными и периодическими изданиями многопрофильного ресурса «РУКОНТ». |
Справочная правовая система КонсультантПлюс
| Система КонсультантПлюс — надежный помощник для многих специалистов: юристов, бухгалтеров, руководителей организаций, а также для специалистов государственных органов, ученых и студентов. В ней содержится огромный массив правовой и справочной информации. |
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ)
| Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) создана и целенаправленно развивается как тематическая электронная библиотека и база для исследований и учебных курсов в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук. |
Открытый образовательный видеопортал UniverTV.ru
| - Открытый образовательный видеопортал UniverTV.ru
UniverTV.ru — это открытый образовательный видеопортал. Здесь вы можете посмотреть образовательные фильмы на различные темы; побывать на лекциях в ведущих российских и зарубежных вузах |
3.Вопросы для самоконтроля:
Что такое информационное общество?
Что такое информационные ресурсы?
Чем характеризуются национальные ресурсы общества?
4.Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:
Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.
Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.
Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г.Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
http//www.informatika.ru; http//www.student.informatika.ru; http://mirgeo.ucoz.ru/
9. http://informikaservice.ru/system-solutions/elektronnye-obrazovatelnye-resursy/
10. http://informikaservice.ru/system-solutions/elektronnaya-biblioteka/
11. http://www.ruc.su/library/fonds/elektronnye-resury/
12. http://www.ruc.su/upload/documents/present_ebs.pdf
Критерий оценивания выполненных практических заданий
Каждое задание оценивается в 5 баллов (максимально), в соответствии с требованиями
Общая оценка выводится по сумме баллов за каждую решенную задачу (5*3=15 баллов)
В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:
«отлично» - 86 – 100%,
«хорошо» - 66 – 85%,
«удовлетворительно» - 45 – 65%,
«неудовлетворительно» - менее 45%.