СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения счету детей 4-6 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения счету (4 - 6 лет). Единого мнения по обучению детей счёту не существует. Леушина А.М. считала: не надо спешить, надо начинать учить считать после обучения операциям над множествами. Перед тем, как обучать детей счету, необходимо создавать ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью умения считать. Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству: 1 этап. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов. 2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем - 10 (по пр. «Пралеска»), по программе «Радуга» - до 20 (на седьмом году жизни). М. Монтессори разработала методику и материал для обучения счету в пределах 1000. Рассмотрим пример обучения счету до трёх. На 1 этапе воспитатель предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Вопросы: - Сколько зайчиков (белочек)? - Поровну ли зайчиков и белочек? Далее добавляется один предмет к одному из этих множеств (прискакал зайчик). - Поровну ли сейчас белочек и зайчиков? - Сколько было, сколько стало зайчиков? Воспитатель сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три». Добавляем еще одну белочку. - Поровну ли теперь зайчиков и белочек? - Сколько стало белочек? Воспитатель считает белочек (одна, две, три; всего три белочки). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «три» является общим показателем количества для зайчиков и белочек. На 2 этапе, обучая детей процессу счета, воспитатель побуждает их придерживаться следующих правил: 1. Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением. 2. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже. 3. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно). 4. После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число. 5. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное. 6. Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип). 7. Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько?». Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 3). Необходимо опираться на сравнение двух множеств по количеству. Вопросы: - Сколько белочек? (две) - Сколько зайчиков? (два) Добавляем одного зайчика. - Сколько стало зайчиков? - Сколько было? - Сколько добавили, чтобы стало 3? - Как получить число 3? (Надо к двум добавить единицу, получим 3). В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до четырех) необходимо показать образование числа 3 путем уменьшения множества на единицу. Т.о., образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.

Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (4 – 6 лет). Детям показывается, что считать можно элементы разных множеств, а не только видимые предметы. Это дети должны усвоить для обобщения понятия числа. Виды упражнений: счет звуков; счет движений; счет предметов на ощупь. Варианты упражнений: - Выполнение по образцу (столько - сколько): хлопни столько раз, сколько я. - Сосчитывание количества звуков (движений, предметов на ощупь). Результат счета можно называть или показывать с помощью цифр. - Выполнение задания по названному числу или показанной цифре. - Смешанные упражнения (например, присесть столько раз, сколько услышал звуков). Усложнения: · Выполнить движений на 1 больше или меньше. · Посчитать сколько всего звуков и сколько звуков воспроизведено на каком инструменте. На 1-м этапе (в мл.возр.) предлагается воспроизвести 1 или много движений (звуков) по образцу. В игре «Ходим кругом друг за другом» дети должны повторить те движения и столько раз, как показал ведущий. На 2-м этапе (в ср.возр.) учат детей считать звуки и движения в пределах 5, считать предметы на ощупь (карточки, с нашитыми в один ряд пуговицами, прикрытыми салфеткой или в мешочке). На 3-м этапе (в ст.возр.) учат считать звуки, движения и предметы на ощупь в пределах 10. Требования к извлечению звуков и выполнению движений: звуки должны извлекаться громко, ритмично, в умеренном темпе, за ширмой, обращаем внимание на то, чтобы дети слушали, молча до самого конца, считали про себя, если дети неправильно сказали – педагог повторяет, если снова неправильно – уменьшает количество.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения счету детей 4-6 лет.»

Методика обучения счету (4 - 6 лет).
Единого мнения по обучению детей счёту не существует. Леушина А.М. считала: не надо спешить, надо начинать учить считать после обучения операциям над множествами.
Перед тем, как обучать детей счету, необходимо создавать ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью умения считать.
Обучение счету происходит на основе сравнения двух групп предметов по количеству:
1 этап. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов.
2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем - 10 (по пр. «Пралеска»), по программе «Радуга» - до 20 (на седьмом году жизни). М. Монтессори разработала методику и материал для обучения счету в пределах 1000.
Рассмотрим пример обучения счету до трёх.
На 1 этапе воспитатель предлагает детям две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки).
Вопросы:
- Сколько зайчиков (белочек)?
- Поровну ли зайчиков и белочек?
Далее добавляется один предмет к одному из этих множеств (прискакал зайчик).
- Поровну ли сейчас белочек и зайчиков?
- Сколько было, сколько стало зайчиков?
Воспитатель сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три». Добавляем еще одну белочку.
- Поровну ли теперь зайчиков и белочек?
- Сколько стало белочек?
Воспитатель считает белочек (одна, две, три; всего три белочки). Согласовывает существительные и числительные в роде и числе. Дети видят, что числительное «три» является общим показателем количества для зайчиков и белочек.
На 2 этапе, обучая детей процессу счета, воспитатель побуждает их придерживаться следующих правил:
1. Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.
2. Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.
3. После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).
4. После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.
5. Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.
6. Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип).
7. Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько?».
Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 3).
Необходимо опираться на сравнение двух множеств по количеству.
Вопросы:
- Сколько белочек? (две)
- Сколько зайчиков? (два)
Добавляем одного зайчика.
- Сколько стало зайчиков?
- Сколько было?
- Сколько добавили, чтобы стало 3?
- Как получить число 3? (Надо к двум добавить единицу, получим 3).
В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до четырех) необходимо показать образование числа 3 путем уменьшения множества на единицу. Т.о., образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.

Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (4 – 6 лет).
Детям показывается, что считать можно элементы разных множеств, а не только видимые предметы. Это дети должны усвоить для обобщения понятия числа.
Виды упражнений:
счет звуков; счет движений; счет предметов на ощупь.
Варианты упражнений:
- Выполнение по образцу (столько - сколько): хлопни столько раз, сколько я.
- Сосчитывание количества звуков (движений, предметов на ощупь). Результат счета можно называть или показывать с помощью цифр.
- Выполнение задания по названному числу или показанной цифре.
- Смешанные упражнения (например, присесть столько раз, сколько услышал звуков).
Усложнения:
· Выполнить движений на 1 больше или меньше.
· Посчитать сколько всего звуков и сколько звуков воспроизведено на каком инструменте.
На 1-м этапе (в мл.возр.)
предлагается воспроизвести 1 или много движений (звуков) по образцу. В игре «Ходим кругом друг за другом» дети должны повторить те движения и столько раз, как показал ведущий.
На 2-м этапе (в ср.возр.)
учат детей считать звуки и движения в пределах 5, считать предметы на ощупь (карточки, с нашитыми в один ряд пуговицами, прикрытыми салфеткой или в мешочке).
На 3-м этапе (в ст.возр.)
учат считать звуки, движения и предметы на ощупь в пределах 10.
Требования к извлечению звуков и выполнению движений: звуки должны извлекаться громко, ритмично, в умеренном темпе, за ширмой, обращаем внимание на то, чтобы дети слушали, молча до самого конца, считали про себя, если дети неправильно сказали – педагог повторяет, если снова неправильно – уменьшает количество.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!