Методика проведения уроков по творчеству В.В. Маяковского
«Рифмовка стихотворений Маяковского
В организации стиха Маяковский особое значение придавал рифме, без которой, по его словам, «стих рассыплется». И действительно, строчки разной длины, «капризная изменчивость ритмов» (Н. Станчек), отдаленность слов, несущих основную тему произведения, повышают роль рифмы. По словам Маяковского, «рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Обратимся к стихотворению «Послушайте!». Здесь рифмуются «нужно» (конец третьей строки) и «жемчужиной» (конец шестой строки), «были» (четвертая строка) и «пыли» (восьмая строка), «опоздал» (десятая строка) и «звезда» (четырнадцатая строка). Рифма связывает, цементирует строки, помогает понять ритм. Маяковский провел настоящую реформу рифм в русской поэзии. Вспомним, что еще Пушкин смеялся над стертыми, шаблонными рифмами (типа «морозы» — «розы»). Маяковский был еще более резок: «Обыкновенно рифмой называют созвучие последних слов в двух строках, когда один и тот же ударный гласный и следующие за ним звуки приблизительно совпадают.
Так говорят все, и тем не менее это ерунда», — утверждает поэт, и приводит примеры рифмовки начала строк («улица / лица у догов годов резче»), рифмовки конца строки с началом следующей («Угрюмый дождь скосил глаза, / а за решеткой, четкой…»). Но и в тех случаях, когда Маяковский использовал созвучие на конце строк, он добивался нестандартной рифмы. Поэт использовал не только организующую, но и смысловую роль рифмы. Он выносил главное слово, характеризующее смысл стиха, в конец строки и, по его собственным словам, доставал к нему рифму во что бы то ни стало. Так возникли рифмы «трезвость» — «врезываясь» («Сергею Есенину»), игровые «бюрократизм — катись», «бумажные — важные» («Прозаседавшиеся»). «…Моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась…» — справедливо говорил Маяковский. Поэт часто употребляет рифмы неточные, построенные на совпадении не всех, а отдельных звуков. Но эта неточность компенсируется при чтении вслух («рейте — рейде», «кляузе — маузер», «плоше — лошадь», «картавый — «Полтавы», «атакована — штуковина») или дополняется многочисленными созвучиями в предшествующих последнему ударному слогах («короной — покоренной», «водица — воплотиться», «рыжий ребенок — жеребенок», «мистерии — подмастерье»), Маяковский нередко использует составную рифму («лев вой — левой», «лет до ста расти — без старости»). Автор необычайно расширяет круг рифмующихся слов и созвучий. Он словно бы играет со словом и звуком, обнаруживая их скрытые от постороннего взгляда возможности. Исследователь Ю. Карабчиевский говорит о насилии Маяковского над словом, об обнаженности выпирающего приема, ощущении сделанности каждой строфы. Не будем полностью отрицать это мнение, потому что у поэта есть стихи и строчки, дающие основание для подобных выводов. Но лучшее из созданного Маяковским помогает увидеть блистательные поэтические победы автора, которые не отрицают и самые суровые его критики. Без той реформы стиха, которую провел Маяковский, невозможно представить мировую поэзию XX в. (http://sochineniye.ru/rifma-i-razbivka-na-stroki-u-mayakovskogo/)
Одной из характерных черт футуризма и поэзии В. Маяковского в частности является ориентация на произносимый стих. Поэтому поэт уделяет большое внимание фонетической стороне рифмы. Для иллюстрации данного явления можно попросить учащихся сделать фонетическую транскрипцию рифмованных слов и убедиться, что большинство рифм идентично по своему звучанию:
«Военно-морская любовь»
По морям, играя, носится
с миноносцем миноносица.
Льнет, как будто к меду осочка,
к миноносцу миноносочка.
И конца б не довелось ему,
благодушью миноносьему.
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
впился в спину миноносочки.
Как взревет медноголосина:
"Р-р-р-астакая миноносина!"
Прямо ль, влево ль, вправо ль бросится,
а сбежала миноносица.
Но ударить удалось ему
по ребру по миноносьему.
Плач и вой морями носится:
овдовела миноносица.
И чего это несносен нам
мир в семействе миноносином?
[мар'ам'инос'ица] - [минанос'ица]
«Частушка»
Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга
как наскипидаренный.
Мчит Пилсудский, пыль столбом,
стон идет от марша.
Разобьется панским лбом
об Коммуну маршал.
В октябре с небес не пух —
снег с небес валится.
Что-то наш Деникин вспух,
стал он криволицый.
[наск'ипадар'ины] - [наск'ип'идар'иныj]