Методики коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий
Прокопьева Алина Николаевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 11
Актуальность метода:
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества…
«Современная модель воспитательной системы класса»
Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992) — доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.
«Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них». И.П.Иванов
Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал “педагогика общей заботы”. Ее можно назвать “педагогика социального творчества” или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание.
Задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:
1.Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
2.Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
3.Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе.
4.Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие.
Стадии КТД
1 стадия – предварительная работа
2 стадия – коллективное планирование.
3 стадия – коллективная подготовка КТД .,.
4 стадия – проведение КТД .
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД .
6 стадия – ближайшего последействия КТД .
– коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:
1. Что было хорошего, что удалось и почему?
2. Что не получилось и почему?
3. Что предлагаем на будущее?
Виды, формы, структура коллективных творческих дел
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач
- Трудовые КТД.
- Познавательные КТД.
- Художественные КТД
- Спортивные КТД.
- Общественно-политические КТД .
- Организаторские КТД.
Познавательные дела
- Вечер-путешествие
- Вечер разгаданных и неразгаданных тайн
- Город веселых мастеров
- Защита фантастических проектов
- Пресс-конференция
- Рассказ-эстафета
- Турнир-викторина
- Турнир знатоков
Трудовые дела «жить не для наград»
- Атака трудовая
- Подарок далёким друзьям
- «Снежная сказка»
- Сюрприз трудовой
- Фабрика трудовая
- Сюрприз
- Шефство над памятником Хасану Заманову
- Акция «Неделя добра»
Художественные дела
- концерт, посвящённый Дню матери
- литературно – художественные конкурсы
- театральные постановки
Спортивные дела
- «Бой неуловимых»
- Весёлая спартакиада
- Весёлая зимняя спартакиада
- «Космонавты и метеоры»
- Спартакиада народных игр
- «Тайна» («Следопыты»)
- «Сила, грация, красота»
- «Смотр песни и строя»
Досугово- развлекательные
- Путешествия
- Экспедиции
- Походы
КТД дают возможность
педагогу -
- развивать творческий потенциал; совершенствовать организаторские возможности; изучить детский коллектив; объединить учащихся, педагогов, родителей; управлять процессом развития личности ребенка; развивать рефлексивные возможности
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские возможности;
- изучить детский коллектив;
- объединить учащихся, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития личности ребенка;
- развивать рефлексивные возможности
ученику -
- реализовать и развивать свои способности расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу)
- реализовать и развивать свои способности
- расширить знания об окружающем мире;
- приобрести навыки проектирования;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки
- формировать способности к рефлексии (анализу)
Пять условий педагогического успеха
П е р в о е у с л о в и е - общая забота.
В т о р о е у с л о в и е - единство уважения и товарищеской требовательности.
Т р е т ь е у с л о в и е - единство мыслей и действий, воли и чувств.
Ч е т в е р т о е у с л о в и е - единый коллектив.
П я т о е у с л о в и е - творчество, а не шаблон.
Открываем мир вместе
Электронная тетрадь по русскому языку 2...
Электронная тетрадь по обществознанию 8...
Информатика 7 класс (Россия)
Электронная тетрадь по английскому...
Всеобщая история 7 класс ФГОС
Видеосюжеты для классных часов и...
Математика 1 класс
© 2018, Прокопьева Алина Николаевна 1674 14
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы