СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Миофункциональные нарушения. Причины и профилактика.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миофункциональные нарушения - это повышение или понижение нормального тонуса жевательных и мимических мыщц, который является следствием нарушения функций дыхания, глотания, жевания.

Просмотр содержимого документа
«Миофункциональные нарушения. Причины и профилактика.»

Миофункциональные нарушения. Профилактика.

Миофункциональные нарушения - это повышение или понижение нормального тонуса жевательных и мимических мыщц, который является следствием нарушения функций дыхания, глотания, жевания. К миофункциональным нарушениям относят и аномалии развития уздечки.

         Количество детей, с миофункциональными нарушениями рассчитать сложно, так как проявления разнообразны, и специалистам необходимо распутывать клубок нарушений, для выявления миофункциональных расстройств.
          Миофункциональная терапия - это смежная область, в которой сталкиваются знания ортопедов и стоматологов, остеопатов и ортопедов, отоларингологов и логопедов. В процессе овладения данными специальностями в высших учебных заведениях не читаются курсы по Миофункциональной терапии. Ситуация осложняется тем, что родители обращаются к разным специалистам, которые чаще всего, перенаправляют к другому специалисту, и в конечном итоге проблема остается нерешенной. К тому же, нет четкого понимания что является причиной, а что следствием - одни источники говорят, что нарушения физиологических функций приводит к понижению тонуса мышц, в других источниках, что повышение/понижение тонуса мимических и жевательных мышц приводит к дестабилизации основных функций .

         Разные миофункциональные нарушения могут привести к одинаковому результату - так и инфантильный тип глотания, и ротовое дыхание могут одинаково привести к высокому ребристому своду неба (что существенно затруднит коррекцию звука [р] или приведет к межзубному произношению свистящих звуков.

         Что же вызывает миофункциональные нарушения? В каждом источнике упоминается генетический фактор. Следует разделить нарушения функций, которые приводят к миофункциональным нарушениям и причины, отдельно выделить аномалии в строение уздечки.

     -   Аномалии развития уздечки языка и губ - генетический фактор;

     - Ротовое дыхание - аденоиды и частые простудные заболевания, искривление носовой перегородки, полипоз носа;

    -    Инфантильное глотание - вредные привычки (сосание соски, пустышки), поздний прикорм твердой пищей, ранняя потеря молочных зубов;

    -    Нарушение функции жевания - потеря зубов, кариес, нарушение функции жевательных мышц(спазмы, парезы, параличи).


         Профилактика аномалии развития в строении уздечки языка и губ -  своевременные мероприятия по исправлению укороченных уздечек, от диагностики до коррекции.

         Хорошилкина Ф.Я. выдяляет 5 видов уздечек, ограничивающих подвижность языка, и на приеме у ортодонта или детского стоматолога, дается рекомендация о необходимости хирургического вмешательство. Да, не каждую уздечку можно растянуть массажем и упражнениями, но проводить хирургическое вмешательство для профилактики возможных речевых нарушений, особенно в раннем возрасте, нецелесообразно. Конечно, для абсолютного показания к проведению операции является невозможность ребенка полноценно питаться молоком.

         Укороченная уздечка верхней губы может привести к выдвижению передних зубов вперед, исправляется хирургически в возрасте 6-8 лет.

         Профилактика ротового дыхания.

         Причинами ротового дыхания являются частые болезни. Соответственно, ответственность родителей - минимизировать болезни в детском возрасте. Все средства хороши, от закаливания до промывания носа. Во время прогулки (занятий) уделяем внимание на активные вдохи носом - нюхаем цветы, фрукты. Следите за количеством вдохов, не допускайте головокружения.

         Профилактика инфантильного глотания и нарушения функции жевания. Отказаться от ниблеров (силиконовая соска с дырочками для первого прикорма), чаще употреблять твердую пищу, для тренировки жевательных мышц, губ и языка. Не допускать вредных привычек - длительное сосание соски, пальца, щек и языка, а также посторонних предметов. При ранней потере молочных зубов требуется консультация ортодонта, на предмет рационального протезирования.

         Как же нарушается звукопроизношение при различных миофункциональных нарушениях?

         При аномалии развития уздечки языка можно наблюдать сложности в постановке сонорных звуков. И если звук [л] и его мягкую пару, теоретически, можно произносить с языком между зубов и в дальнейшем, то поставить звук [р], [р`] будет невозможно. В более сложных случаях затруднена постановка шипящих звуков.

         При укороченной уздечке верхней губы логопеды могут наблюдать сложность в артикуляции гласных звуков [у], [о].

         При ротовом дыхании постановка звука [р], как правило, не выходит за рамки обычного, но мы будем наблюдать сложность в автоматизации мягкого и твердого звука [р].

         Со свистящей группой звуков наблюдается идентичная ситуация, автоматизация занимает много времени, так как языку уже привычно находиться в нижнем положение, выдвигаясь вперед.

         Соответственно, проблему нужно решать не только коррекцией звукопроизношения, а коррекцией ротового дыхания.

         При инфантильном типе глотания логопед может наблюдать открытый прикус, который затруднит постановку свистящих звуков. Если прикус открытый, то работа, в первую очередь должна вестись в сторону нормализации глотания, а уже затем постановке звуков.

         Задача логопедов состоит в просвещении родителей о важности контроля за привычными функциями жизнедеятельности ребенка. Необходимо знать как проявляют себя миофункциональные нарушения и объяснить важность коррекции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!