Тема. «Мир квадратных корней».
Саратовкина Любовь Георгиевна
Тип урока: обобщение и систематизация пройденного материала (подготовка к ОГЭ).
Цели урока: - обобщить и систематизировать знания по теме “Квадратные корни”; способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний при преобразовании выражений, содержащих квадратные корни; развить логическое мышление; повысить интерес к предметам.
Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, а также внимание и личностные качества (целеустремленность, настойчивость); воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы; формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Помочь каждому учащемуся дать оценку своим знаниям, ответить на вопросы: насколько хорошо он усвоил теоретический материал, умеет ли применять его на практике, над, чем ему ещё предстоит работать, чтобы успешно пройти аттестацию.
Задачи урока
Образовательные:
повторить и закрепить определение и свойства арифметического квадратного корня, правила вынесения множителя из-под знака корня и внесения множителя под знак корня;
закрепить умение выполнять действия с арифметическими квадратными корнями, используя теоретический материал.
Развивающие:
развивать познавательную активность, самостоятельность, сознательное восприятие учебного материала, вычислительные навыки.
Воспитательные:
воспитывать взаимопомощь в процессе выполнения парной работы, аккуратность в оформлении задач, интерес к математике;
формировать адекватную самооценку при выборе отметки на уроке, деловитость, внимательность, трудолюбие, способность к самовыражению.
Формы организации учебной деятельности:
- устная работа (фронтальный опрос);
- индивидуальная;
- работа в парах.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями, карточки с рефлексией, рабочая карта.
Структура урока.
1. Организационный этап.(1 мин.)
2. Постановка цели и задач урока.(2-3 мин.)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.(5 мин.)
4. Обобщение и систематизация знаний (урок-путешествие).(30 мин.)
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).(5 мин.)
6. Домашнее задание.(1 мин.)
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся и начнем наш урок. Послушайте стихотворение-загадку:
Он есть у дерева, цветка,
Он есть у уравнений,
И знак особый – радикал –
С ним связан, вне сомнений.
Заданий многих он итог,
И с этим мы не спорим,
Надеемся, что каждый смог
Ответить: это …
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Ребята, сегодня на уроке по теме: «Арифметический квадратный корень» мы с вами повторим, обобщим и приведём в систему данную тему. Вы должны будете дать оценку своим знаниям, проверить насколько хорошо вы подготовлены к решению заданий, содержащих квадратный корень. Какие вопросы по теме усвоены вами ещё не достаточно и над чем вам ещё предстоит работать.
Я предлагаю вам заполним следующую таблицу, где вы должны будите поставить знак «+», если знаете ответ на вопрос. Если ответ не знаете « - ».
Я знаю | (+) ( ) | Я умею | (+) ( ) |
1.Определение квадратного корня | | 6.Вычислять квадратный корень из числа | |
2.Определение арифметического квадратного корня | | 7.Выносить общий множитель из-под корня. | |
3.Основное свойство квадратного корня | | 8.Вносить общий множитель под корень | |
4.Свойство квадратного корня из произведения | | 9.Преобразовывать выражения, содержащие квадратный корень. | |
5. Как извлечь корень квадратный из дроби. | | 10.Освобождаться от иррациональности в знаменателе. | |
Каждый из вас поставил в таблицу тот знак, который считает нужным. К таблице мы еще вернемся, и возможно, после проверки ваших знаний вам придётся заменить некоторые «-» на « + », а может наоборот.
Актуализация знаний.
Наш урок будет проходить под девизом: «Покоряет вершины тот, кто к ним стремится». Этими вершинами будут школьные предметы, которые мы с вами сегодня посетим. И каждый должен вложить свои усилия, чтобы покорить их. Перед нами первая вершина – блиц-опрос.
Блиц-опрос
Повторение теоретического материала
- Как называют действие нахождения квадратного корня из числа? (извлечение корня)
- Дайте определение арифметическому квадратному корню.
- Назовите свойство квадратного корня из степени.
- Прочитайте свойство квадратного корня из произведения. - Как извлечь корень квадратный из дроби?
4. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, отправляемся в путешествие. Первый урок, который мы с вами посетим, будет урок истории. (Класс делится на две группы, далее работа проходит по группам).
На экране высвечивается маршрутная карта.
1)История.
На уроке истории мы поговорим о древней Греции, ее культуре и искусстве. Мифология древних греков человечные, проникнутые гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков осуществила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии. Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами.
Задание1.Узнайте, покровительницами, каких духовных проявлений и способностей человека были восемь дочерей Зевса и Мнемосины (Богиня, олицетворявшая память, титанида, дочь Урана и Геи. Мать Муз, рождённых ею от Зевса в Пиерии.). Для этого числам из первой таблицы найдите равные им числа во второй.
Команды зачитывают верный ответ, сравнивают его по образцу и оценивают по критериям( 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2», нет ошибок- «5»).
2) Следующий урок – Урок химии. Металлы древности
Древняя Греция подарила миру и много философов, астрологов, ученых. Одним из них является Олимпиодр (VI в.) , греческий философ и астролог, профессор Александрийской школы. Он соотнес 7 планет древности с 7 металлами и ввел обозначение этих металлов символами планет.
Задание №2 Найдите значение корня.
Используя найденные ответы, и данные таблицы, узнайте, какие из перечисленных металлов были известны людям в глубокой.
Металл | Пример | | Ответ | Название металла |
Алюминий | | 9 | Олово |
Железо | | 6 | Железо |
Золото | | 40 | Золото |
Медь | | 100 | Реуть |
Никель | | 8 | Серебро |
Олово | | 0,2 | Свинец |
Платина | | 0,9 | Медь |
Ртуть | | |
Свинец | |
Серебро | | | |
3) Следующий урок - музыки.
Балетные композиторы.
Балет – вид искусства, в котором основным выразительным средством является танец. Танцевальный сюжет тесно связан с музыкой и драматургической основой. Русский балет приобрел известность благодаря гениальным композиторам. Самые известные балеты русских композиторов воплощали в музыкально-хореографических образах эмоции, всецело захватывающие зрителей.
Задание 3. Избавьтесь от иррациональности в знаменателе дроби.
Используя найденные ответы, узнайте о популярных произведениях композиторов ( пока дети работают, идут доклады учащихся о композиторах : Адан, С.С.Прокофьев, А.И.Хачатурян – балет «Гаяне», Л.Ф.Минкус – фрагмент балета «Жизель»»)
1.Популярными, как в нашей стране, так и за рубежом, являются балеты на музыку
«Золушка» и «Ромео и Джульетта», а также спектакли «Спартак» и «Гаянэ» на музыку
3. Лучшими образцами французской балетной музыки стали спектакли «Жизель» и «Корсар», созданные композитором
4. Прекрасная музыка
к балетам «Баядерка» и «Дон Кихот» привлекает внимание балетмейстеров и зрителей в разных странах мира.
Команды поочередно отвечают на вопросы. Оценивает учитель.
Урок географии.
Путешествие по Африке .
А́фрика - континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, к востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Африка также часть света. Площадь стран Африки и прилегающих островов составляет 30 млн 249 тыс. 985 км², или 22,2% площади всех стран мира. Население Африки составляет 1 млрд 0933 млн чел. Самые населенные страны: Нигерия, Эфиопия, Египет, Демократическая республика Конго, ЮАР
Представьте в виде многочлена. Используя найденные ответы, и данные таблицы, узнайте, где расположены страны Африки. Ливия Египет Судан Тунис Алжир Ливия Египет Судан Тунис Алжир.
Задание 4.
Ребята вывешивают карты с ответами у доски, сверяют с образцом, исправляют допущенные ошибки.
4). Технология.
Уход за одеждой
Для того чтобы одежда могла долго сохранять свой первоначальный вид, необходимо учитывать и соблюдать указания и советы, которые даны на ярлычках, пришитой к каждой вещи. Эти рекомендации часто даются с использованием пиктограмм.
Задание 5.
Найдите значение произведения. Используя найденные ответы, заполните таблицу соответствующими знаками-пиктограммами.
Команды обмениваются работами и проводят взаимопроверку.
Урок Алгебра.
На уроке алгебры мы будем сдавать экзамен в форме ОГЭ. Каждая команда берет по одному билету с заданием, после небольшого обдумывания, от каждой команды выходят по одному представителю и проводят защиту у доски.
Задание 6.
5. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ребята снова возвращаются к таблице: «Я знаю», «Я умею», заполняют ее снова. Выставляют себе оценку, исходя из полученных баллов.
Ребята!
Подумайте, куда бы вы положили всю информацию, которую получили на уроке.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу
А теперь я хочу проверить вашу внимательность. Отгадайте загадку.
Поставьте строчки в правильном порядке, чтобы получить загадку
Ответить: это … И с этим мы не спорим, Он есть у уравнений, Надеемся, что каждый смог Он есть у дерева, цветка, И знак особый – радикал – Заданий многих он итог, С ним связан, вне сомнений | Он есть у дерева, цветка, Он есть у уравнений, И знак особый – радикал – С ним связан, вне сомнений. Заданий многих он итог, И с этим мы не спорим, Надеемся, что каждый смог Ответить: это … (корень) |
Урок окончен. Прошу вас изобразите мимикой ваше мнение об уроке.
Домашнее задание.
Подобрать и решить 10 заданий разных типов по теме урока из Открытого банка заданий ГИА по математике (если нет доступа к интернету, то использовать сборники для подготовки к ГИА)
Творческое задание. Найти способы извлечения квадратного корня из числа.