Урок №2
Класс: 10
Дата: 07.09.2021
Тема: Мир накануне Первой мировой войны
Цель: рассмотреть изменения, произошедшие в экономическом положении великих мировых держав в начале XX в.; определить военно-политические блоки и их цели; проанализировать причины Первой мировой войны.
Планируемые результаты.
Предметные: обучающиеся показывают на карте государства Антанты и Тройственного союза; определяют планы противоборствующих сторон; рассказывают о событиях послуживших поводом к войне.
Метапредметные: определять несколько путей достижения поставленной цели; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи.
Личностные: складывание способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация темы.
Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.
III. Изучение нового материала.
План.
Завершение территориального раздела мира.
Военно-политические блоки.
Новые средства военной техники и программы перевооружений.
Предвоенные международные кризисы.
Сараевский выстрел и начало войны.
Планы сторон.
1.Завершение территориального раздела мира.
Запись в тетрадь:
Империализм - (от лат. imperium — власть, господство) — государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии.
По объёму тяжёлой промышленности Германия обогнала Англию, ведущую промышленную державу с середины XIX в. Завершился колониальный раздел Африки. Усилилось проникновение ведущих мировых держав в Китай, на Ближний и Средний Восток. Германия угрожая войной Китаю, добилась права аренды порта Циндао и сделала сферой своего влияния обширные китайские земли. На Тихом океане Германия приобрела у Испании Каролинские, Марианские острова и архипелаг Палау. Овладела половиной Новой Гвинеи. Захватила колонии в Восточной и Западной Африке. Посягала на территории, принадлежавшие в то время Франции, Англии, Бельгии, Португалии.
Активность Германии в Османской империи привела к серьёзному столкновению интересов. Германия объявила об участии в экономической и политической модернизации Турции, направив туда огромные инвестиции. Основным проектом стало строительство Багдадской ж/д из Берлина через Стамбул в Багдад. Эти планы вызвали серьёзные опасения во Франции, Англии и в России.
Первая мировая война носила империалистический характер, причина её заключалась в империалистических противоречиях между государствами Тройственного союза и Антанты:
-между Англией и Германией (экономический, военно-морской, колониальный антагонизм);
-между Францией и Германией (из-за Эльзаса и Лотарингии; из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия);
-между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке (проблема сфер влияния, политических позиций на Балканах, вопрос о проливах).
2.Военно-политические блоки.
1882 – Тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Италия.
1904-1907 – Антанта. Англия, Франция. Россия.
3.Предвоенные международные кризисы.
1908 – Боснийский кризис, из-за аннексии (насильственное присоединение) Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.
1911 – Италия объявила войну Турции, оккупировала Триполитанию (Ливию), архипелаг Додеканес в Эгейском море. Германия приняла сторону Турции, что привело к началу распада Тройственного союза.
(1912-1913) – Первая Балканская война. Балканский союз (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) нанесли поражение Турции.
Балканские войны (запись в тетрадь)
Балканские войны | Военные действия | Итоги и последствия |
Первая Балканская война | Октябрь 1912 г. | Усиление Сербии. Влияние Турции и Австро-Венгрии ослабло |
Вторая Балканская война | Июнь 1913 г. | Болгария проиграла, заключила договор с Турцией. Россия поддержала Болгарию |
1913 – Вторая Балканская война.
Перемена в расстановке сил. Болгария примкнула к Тройственному союзу, Румыния перешла на сторону Антанты. Усиление позиций Германии в Болгарии и Турции, претензии немцев на контроль проливов Босфор и Дарданеллы создавали угрозу жизненно важным интересам России.
Запись в тетрадь схемы
Просмотр видео «Россия и мир накануне Первой мировой войны». (продолжительность 9 мин.)
5.Сараевский выстрел и начало войны.
Поводом к началу войны послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены членом сербской националистической организации Гавриилом Принципом 28 июня 1914 г.
23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с неприемлемыми условиями: допущение австрийских следователей на территорию страны и ввод ограниченного контингента войск.
31 июля – в России была объявлена общая мобилизация.
1 августа – Германия объявила войну России.
3 августа Германия вступила в войну с Францией.
4 августа – Германия перешла границу Бельгии. Англия, в ответ на её действия выступила против Германии.
К концу войны в ней участвовало 38 стран, 1,5 млрд. человек.
6.Планы сторон.
План начальник германского Генерального штаба генерала А. фон Шлиффена включал быстрый разгром Франции через территорию Бельгии и переброску сил против России, затем против Англии.
Россия и Франция планировали одновременное наступление на Германию, как на западе, так и на востоке.
Россия первоначально предусматривала разгром Австро-Венгрии, с тем, чтобы все силы направить на борьбу с Германией. Часть войск сосредотачивалась на границе с Румынией и в Прибалтике.
Планы всех участников войны были скорректированы реально складывающейся ситуацией.
Закрепление изученного материала (Беседа).
- Назовите событие, послужившее поводом к началу Первой мировой войны. Когда оно произошло? (Убийство эрцгерцога Ф.Фердинанда 28 июня 1914 г.).
-Когда был подписан Брестский мир? (3 марта 1918 г.).
-Перечислите итоги Первой мировой войны. (Огромные человеческие жертвы и материальные затраты; победа стран, олицетворявших процесс развития демократии (Великобритания, Франция, США); социальные потрясения во многих странах мира и др.).
V. Итоги урока. Рефлексия. (3-4 мин.)
А) – О каком важном историческом событии вы узнали сегодня?
– Были ли трудности сегодня в нашем учебном материале? Если да, то с чем они связаны?
– Было интересно на уроке? Что вас заинтересовало на уроке?
Б) Вариант рефлексии: ВИП («Важно», «Интересно», «Полезно» – по рядам»).
Д/З §1-2, 3 (В.И.)