СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи

Цели урока: умение выразить впечатления о музыкальном, литературном произведении, произведении живописи;

Просмотр содержимого документа
«Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи»

Урок № 34 7 кл _________________

Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи

Цели урока: умение выразить впечатления о музыкальном, литературном произведении, произведении живописи;

Ход урока.

1. орг момент

2. новая тема

Урок наш не совсем обычен: это одновременно урок литературы, живописи и музыки. Так же необычна и тема его «Тихая моя Родина»

- Наши мысли, чувства, состояние души, наше отношение к окружающему, к миру, к себе – это и есть жизнь, которая ни на миг не останавливается. Жизнь торжествует и в звоне весенней капели, и в пении птиц, и в завывании вьюги за окном, и в еле слышимом шорохе осенней листвы. Эти хорошо нам всем знакомые звуки окружающего нас мира никого не оставляют равнодушными. Каждый человек когда-то, хотя бы раз, пытается передать восторг от покрывшего черную землю первого снега, грусть, навеваемую осенним дождем. Художники это делают при помощи богатейшей палитры красок, поэты создают словесные образы, музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков.

-У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с  наступлением того или иного времени года.

- Какое искусство может передать динамику чувств? (живопись)

 3. Работа с оборудованием урока  (слайды)

Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровина «Зимой», Л.Каменева «Зимняя дорога», Н.Крымова «Зимний вечер»,  «Февральская лазурь».

Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму.

- Какие краски используют художники при написании зимнего пейзажа?

- Какие картины ближе именно вам по восприятию зимы? Почему?

- Великий русский композитор П.И. Чайковский создал целый цикл произведений «Времена года», где написал музыку к каждому из 12 месяцев. Он увидел красоту и услышал неповторимую музыку природы, которую смог передать нам своим произведением.

- Давайте вместе с вами подумаем, какие звуки мы слышим зимой?

- Как эти звуки можно передать с помощью музыки?

Прослушайте отрывок произведения П.И.Чайковского «Январь. У камелька»

- Слышите звук метели? Вслушайтесь, метель то затихает, то вновь начинается. Композитор передал это путем изменения темпа музыки. Слышите ли вы звон сосулек, похожий на звук разбитого стекла? Представьте себе ту картину, которую хочет показать нам композитор: теплый дом, горящий камин, а за окном разыгралась метель.

4. Анализ лирического произведения.

- Мы с вами, ребята, посмотрели зимние пейзажи, услышали зимнюю музыку. Вы увидели, что творческие люди неравнодушны к красоте русской природы. А как вы думаете, могли поэты оставить такое время года, как зима, без своего внимания?

-Каждый из нас по-своему воспринимает зиму. Но никого она не оставляет  равнодушной. Поэтому многие поэты рисовали в своих стихах картины зимы, причем у каждого поэта она своя.

стихотворение В. Брюсова «Первый снег»

- Как относится поэт к тому, о чем пишет? Какие именно слова выражают любовь автора? (Последняя строфа)

- Какой из зимних пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?

- Какие стихотворения других поэтов о зиме вы знаете наизусть?

отрывок из статьи «Заметки о живописи» К.Г. Паустовского.- В чем её главная мысль?

Отпели песни нам метели. Растаял снег, ушел мороз.Журчат ручьи. Поют капели,И свежий воздух щиплет нос! Весна! Прекрасна и желанна!Летящей поступью спешит.И гомон птиц порою ранней Задорно, весело звенит!

Звучит музыка П.И Чайковского «Апрель. Капель».

- Какие звуки весны услышали вы в музыке Чайковского?- Согласны ли вы с тем, что это весна?

- Какие эмоции вызывает в вас эта музыка?- Увидели ли вы весну? Любите ли вы это время года? Какие чувства, эмоции возникают у вас с приходом весны?- Перед вами картины русских художников, изображающих приход весны. Мы видим самое ее начало: еще лежит снег, нет ни листьев, ни травы. Но как мы понимаем, что перед нами весна?

- Какие краски используют художники?

- Чем отличаются эти картины от зимних пейзажей?

5. З.Ф. Сологуб «Забелелся туман над рекой». Читает ученик

- Кратко перескажите в прозе содержание стихотворения.

- Какое настроение передает автор с помощью описываемого пейзажа?

- Есть ли в этом стихотворении метафоры, эпитеты, олицетворения? (нет)

- За счет чего достигается поэтическая выразительность в таком случае? (описание настроения, ритм)

- Определите размер стихотворения и схему рифмовки (перекрестная, трехсложный, с ударением на 3-м слоге, анапест)

- Вспомните стихотворения других поэтов о весне.

6. Николай Рубцов «Тихая моя родина»

- О чем это стихотворение?

- Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

- Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель».

- Какое значение слова «обитель» использовано в стихотворении?

-К какому стилю относятся эти слова?

- С какой целью автор использует элементы высокой лексики?

Погост – кладбище, обычно сельское

Обитель – 1. То же, что монастырь.

2. Место, где кто-то живет, жилище.

V. Итог урока

- С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?

- Что объединяет эти стихотворения, картины? (Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой)

- Как вы думаете, почему тема нашего урока звучит так: «Тихая моя родина»?

-Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

Поэты, с чьими произведениями мы познакомились на сегодняшнем уроке, воспевали красоту природы средней полосы России. А о Северном Кавказе, родных для нас местах, сложил такие строки ставропольский поэт Алексей Ревенко:

Гуляет ветер над степями,

Шуршит холодною стернёй.

И тучи с сизыми дымами

Плывут, плывут над головой…

Здесь рожь колосьями литыми

Шумела, сердце веселя.

Но я люблю вас и пустыми,

Простые русские поля.

В день непогожий ближе, строже,

Понятней отчая земля,

И лишь острее грудь тревожит

Крик поднебесный журавля.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!