Просмотр содержимого документа
«Мир русской усадьбы в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»»
Мир русской усадьбы в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Цель урока:
- Дать представление о быте дворянской усадьбы, о жизни дворян средствами художественной литературы.
- Показать влияние семейных традиций на формирование характера героев.
- Развивать умение оценивать героев через их поступки.
Из словаря В.И. Даля
- 1. Дворянин – знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе.
- 2. Усадьба – господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом.
- 3. Село – обстроенное и заселенное крестьянами место – от деревни отличалось наличием церкви.
- 4. Огород – место для разводки полезных растений.
- 5. Сад – участок земли, засаженный стараниями человека деревьями, кустами, цветами, с убитыми дорожками и разного рода и вида затеями, украшениями.
Усадьба прадеда А.С. Пушкина П.А. Ганнибала
Господский дом
Внутреннее убранство дома
Прилучино
Муромские
Тугилово
Берестовы
- Обстановка дома, стиль.
- Быт.
- Манеры.
- Времяпрепровождение
С чем связана такая разница в жизни хозяев двух усадеб?
Иван Петрович Берестов
- 1. История жизни.
- 2. «Спесь дворянская, а ум крестьянский» В.И. Даль.
- 3. Имение, отношение к нему хозяина.
Григорий Иванович Муромский
- 1. История жизни.
- 2. «Образованный европеец»
Берестов Алексей Иванович
Алексей – гусар
«Алексей был, в самом деле, молодец. Право было бы жаль, если бы его стройного стана никогда не стягивал военный мундир и если бы он, вместо того чтоб рисоваться на коне, провел свою молодость, согнувшись над канцелярскими бумагами».
Алексей - таинственный мечтатель
«Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы».
Алексей – барин
«Удивительно хорош, — говорит о нем Настя, — красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»
Алексей – сын
В разговоре с отцом он принимает позу почтительного сына и предпочитает выглядеть послушным отцовской воле, пока его не берут за живое.
Алексей – геттингенец
1. Геттингенский университет
2. Обучает Акулину грамоте
3. Удивляется: «Да у нас ученье идет скорее, чем по ланкастерской системе!»
Лиза Муромская
Лиза Муромская
Работа с текстом
Важные эпизоды:
Что читаем в повести
1. Переоделась крестьянкой
2. Первое свидание с Алексеем
3. Второе свидание
4. Два месяца свиданий
5. Спектакль во время обеда перед соседями
6. Переписка
7. Последняя сцена
Это и есть сюжет. Как развивается сюжет? Где завязка? Что порождает интригу?
Художественные особенности повести
- 1. Пейзаж в повести.
- 2. Средства художественной изобразительности:
- А. Олицетворение.
- Б. Эпитет.
- В. Сравнение.