Тема: : «Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: ввести понятие «млекопитающие», ознакомить с главной отличительными признаками млекопитающих; ознакомить детей с растительноядными, насекомоядными, хищниками и всеядными млекопитающими; развивать у учащихся доброе чувство по отношению к зверям; воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе и родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Научиться определять млекопитающих среди других животных.
УУД:
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь. Присядьте и проверьте правильность посадки.
Психологический настрой.
-Какое у вас настроение? Я предлагаю его выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе.
Красная- настроение отличное, зелёная- хорошее, синяя- так себе.
Я тоже покажу вам свое настроение.
-Я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем его так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное!
2.Проверка домашнего задания
Учитель: -Давайте вспомним о каких животных мы говорили на прошлом уроке и опрос проведем в виде небольшого теста.
Тест у вас у каждого на столе и у меня на доске.(слайд 2)
-1. У всех птиц тело покрыто:
-шерсть
-чешуёй
-перьми
2.Выбери строку, где все животные относятся к птицам:
-соловей, воробей, аист
-бабочка, цапля, снегирь
-гусь, летучая мышь, орёл
3.Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
-перелётные
-зимующие
-кочующие
4.Какие птицы зимуют в нашем краю?
-ласточка
-воробей
-ворона
-скворец
5.Как помочь птицам зимой?
-развести костёр
-сделать кормушки
-устроить тёплое жильё
-расчистить землю от снега
Учитель: Проверим правильность ответов с ответами на доске.(Слайд 2)
- Наши исследователи приготовили ответы на вопрос «Почему надо охранять птиц? » Вам слово.
Выступление детей:
1 ученик :Птиц надо охранять потому что птицы уничтожают большое количество вредных насекомых ,которые вредят деревьям.
2 ученик : Например, скворец за завтрак съедает 50 - 60 насекомых, ласточка за лето - до миллиона, а синичка за день съедает насекомых столько, сколько сама весит.
3 ученик : В Красной книге Ростовской области 58 видов птиц.
4 ученик Поэтому нам надо охранять птиц, чтобы они охраняли наши деревья от вредителей.
5 ученик Охрана птиц - это не разрушать их гнезда, не брать в руки яйца и птенцов, а не стрелять в них из рогатки, зимой построить с родителями кормушки, сохранять тишину в лесу.
3. Введение в тему урока
Учитель :На всех предыдущих урока мы с вами знакомились с животными
– Вспомните, с какими животными мы познакомились на прошлых уроках.
(насекомые , рыбы, птицы ,земноводные, пресмыкающиеся)-на доске закрытые таблички
(Слайд 3)
-Перед вами на доске различные животные. Рассмотрите их, назовите.(Гадюка, золотая рыбка, муравьи, голубь, сорока, крокодил, бабочка, ящерица, аист, лягушка, медведь, волк , лиса, , заяц.)
Учитель : Давайте вместе с вами распределим всех этих животных по своим группам.
-А с какой группы мы начнём ,вы узнаете, ответив на мой вопрос
– У каких животных, тело покрыто чешуёй и слизью? ( у рыб)
-Правильно (.Табличка переворачивается.)
-поместим их под табличкой (золотая рыбка)
-Хорошо, переходим к следующей группе
–Эти животные не имеют конечностей и ползают по земле, их тело покрыто сухой чешуёй ,при движении они смыкаются с землёй? (Пресмыкающиеся)
-Правильно выберите ,какие из животных пресмыкающееся, поместите их под табличкой
(гадюка, ящерица)
– Следующая группа –это животные, у которых 6 ног (Насекомые)
-Выберем насекомых, расположим их под табличкой ( муравьи ,бабочка)
– Следующие животные, это те которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят и на суше, и в воде? (Земноводные)
-Поместим земноводных к своей табличке (крокодил, лягушка)
– В этой группе животные, у которых тело покрыто перьями, они имеют 2 ноги и пару крыльев? (Птицы)
-Поместим птиц на своё место (голубь ,сорока , аист).
-Можем ли мы оставшихся животных отнести к одной из уже открытых табличек?(нет)
-Это значит ,что всех этих животных относят к отдельной группе ,а вот к какой ,вы узнаете заполнив кроссворд. (Кроссворд лежит у вас на столах).Слово посередине кроссворда и будет названием этой группы ,а также будет являться темой нашего сегодняшнего урока.
-А что бы кроссворд заполнить вам необходимо будет отгадать загадки.
1. Небольшая я лошадка вся в линейку, как тетрадка. (зебра )
2.Лакомлюсь малиной и медком пчелиным. (Медведь)
3.Живу и в тундре и в лесу, на голове ношу красу. (Олень)
4. На льдину выползаю, клыками устрашаю.(Морж)
5. Я заглядываю без труда в окна третьего этажа. (Жираф)
-Какое слово у нас получилось? (Звери).А значит всех этих животных относят к группе ,которая называется «Звери».(Открывается табличка с надписью ЗВЕРИ.)
-И вы уже догадались, что тема нашего сегодняшнего урока- это «Звери»
4.Изучение нового материала
Учитель: -Ребята, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
(Слайд 4)
Учитель :Посмотрите ,что же мы сегодня на уроке узнаем нового.
На уроке мы:
1.Кто такие звери
2.Чем отличаются от других животных
3.Чем питаются
4.Какую пользу приносят
5.Как заботятся о потомстве
-Итак ,кто же такие звери? Кто поможет ответить на этот вопрос? (это тоже животные).
-Звери –это отдельная группа животных. (Дополняется тема урока)
-А вот чем же звери отличаются от других животных ,мы с вами сейчас попробуем разобраться.
- Ребята, посмотрите внимательно на изображение этих зверей.(Слайд 5)
– Скажите, какие части тела есть у всех этих зверей?( Голова, шея, туловище, хвост, ноги.)
(По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..)
- Эти части тела есть у всех из представленных животных?(да)
-Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
– А что еще является общим у всех этих зверей?
– Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?
– А чем покрыто тело зверей? (Шерстью).
-Можем ли мы ответить на второй пункт плана. Чем отличаются звери от других животных?(шерстью)
-Верно ,шерсть это главное отличие зверей от других животных.
(Вывешивается табличка-тело зверей покрыто шерстью)
-Что такое шерсть? (мех и волосы)
-. Взгляните ещё раз на наших зверей ? Что вы можете сказать об их шерсти? Какая она?
- Также как перья у птиц, не вся шерсть у зверей одинакова. Сверху она длинная или короткая, жёсткая или мягкая. Её может быть много или мало. Например у медведя её много,а у слона –мало. Шерсть служит для защиты зверя, а снизу словно пух – греет животное. Шерсть зверю необходима.
- А сейчас мы послушаем учеников нашего класса, которые расскажут нам много интересного о питании зверей.
Дети:
-Одни животные едят листья и траву. Они так и называются травоядные. У всех травоядных на ногах копыта. Это лось, дикий кабан, олень,
-А вот рысь и волк — хищники. Они не щиплют траву и не грызут кору, а охотятся на других животных.
-Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут всё, что им по зубам — грибы, шишки, корешки. Поэтому их называют грызунами.
-Еж и крот—это насекомоядные звери, которые питаются насекомыми . Бывают мелкие и очень мелкие зверьки. В основном это ночные животные. Убежищем для многих служат норы
-Дикая свинья научит своих детей рыться в земле, а рысь научит своих рысят охотиться. Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему всех зверей — и травоядных, и хищников, грызунов и насекомоядных называют млекопитающими.
Учитель : Как же ещё называют зверей?(Млекопитающими)
(Вывешивается табличка-звери-это млекопитающие)
-Почему?(Кормят детей молоком)
-Чем питаются растительноядные? (растениями)
-Чем питаются насекомоядными?(насекомыми)
-Чем питаются хищники?(другими животными)
-Помогите мне сделать вывад .Чем же питаются звери? (растениями, насекомыми и другими животным
(вывешивается карточки)
(Слайд 6)
Физминутка
Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
5.Решение логической задачи(Слайд 7)
-Крокодил и мышь-кто из них зверь? Почему?
-Хоть мышка и маленькая, но она зверь, а крокодил –нет. У него нет шерсти, его детёныши появляются из яйца ,и их молоком не кормят.
6.
-Какую же пользу приносят звери лесу? Уничтожают вредных насекомых
-А другим зверям? являются кормом для других зверей (вывешивается карточки)
-К сожалению многие звери стали редкими. Поэтому их заносят в Красную Книгу. Сейчас Макар расскажет, какие животные нашей области занесены в Красную книгу.
6.Актуалтизация знаний о зверях
-Посмотрите на иллюстрацию.
-Что вы знаете о еже?
-А разве ёж зверь ?у него ведь нету шерсти?(Шерсть видоизменилась и превратилась в иголки)
-Как вы думаете ,зачем ежу иголки?(Для защиты.)
-Чем питается ёж?(мышами, насекомыми )
-Какую же пользу приносит еж?
-Прочитайте ответ на карточке.
Карточка №1 Ежи полезны уничтожением вредных насекомых. Ежи едят таких насекомых как майские жуки, гусеницы. Также они истребляют мышей и полевок. А там, где появились ежи уходят змеи и крысы. Поэтому в огороде еж – верный помощник.
-Как вы думаете ,зачем белке хвост?(помогает прыгать)
-Чем же питается белка?
Карточка № 2 Чаще всего Белки едят орехи и скрытые в шишках семена хвойных пород деревьев, могут питаться семенами некоторых лиственных деревьев (желуди, семена клена), ягодами и молодыми почками. Не брезгую и грибами, которые самым натуральным образом сушат на ветвях высоко на деревьях. Некоторые виды белок могут расширить свое меню за счет мелких насекомых, ящериц, птичьих яиц и даже птенцов.
-Мы уже с вами знаем ,что звери кормят своих детёнышей молоком. А какие они родители? внимательно послушайте о том как же заботится лисица мать о своих детёнышах ( учитель читает)
Карточка № 3 Лиса проявляет свою заботу следующим образом. Являясь млекопитающим, лиса вынашивает детенышей. Перед рождением лиса готовит безопасное для потомства место, в котором могут находиться первое время беспомощные детеныши. Далее лиса вскармливает детенышей молоком, обогревает их и защищает. Когда лисята подросли, лиса приносит другую пищу, параллельно обучая лисят охотиться самостоятельно.
-Можем ли мы сказать ,что звери хорошие родители?
(Вывешивается карточка-являются хорошими родителями)
7. Закрепление.
-Вернёмся к нашему плану и дополним его ответами. Для этого выберем нужные карточки на доске и проверим ,все ли цели нашего урока были достигнуты
-Узнали мы кто такие звери?(да, млекопитающие) выберете нужную карточку
-Почему их так называют?(кормят своих детей молоком)
-Чем звери отличаются от других животных?(у них есть шерсть)выберете карточку
-Чем питаются звери?(травой ,насекомыми ,др. животными)выберете карточку
Какую пользу приносят звери?(уничтожают вредных насекомых)
Заботливые ли они родители?(да)выберете карточку
8. Рефлексия
- Проверим, понравился ли вам урок? Поднимите фишку нужного цвета. Что больше всего понравилось? Что было особенно интересно?
На листе изображены силуэты животных. Найдите млекопитающее.
-Перед вами силуэты зверей .Если вам урок понравился, он был для вас полезным и вы узнали много интересного-то нарисуйте зверю весёлую мордочку. Если вам урок не понравился ,вам было неинтересно и вы ничего не запомнили, то нарисуйте вместо зверю грустную мордочку .
9. Домашнее задание
Подготовить интересную информацию о жизни любого лесного животного
Дополнительные задания
Загадки о животных
1.Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
2.Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).
3.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
5.Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
6.Кто на своей голове лес носит? (Олень)
7.Под полом таится,
Кошки боится? (Мышь)
8.Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Составьте цепь питания так что бы 2-е и 3-е звено состояло из млекопитающих животных.
Например: мышь.
Чем питаются мыши?
- Мыши питаются зерном.
- А кто питается мышами?
- Мышами питаются лисы.
- Какая получается цепь питания?
зерно – мышь – лиса. (мышь и лиса млекопитающие)
1 ученик :Птиц надо охранять потому что птицы уничтожают большое количество вредных насекомых ,которые вредят деревьям. Бекмамбетова
2 ученик : Например, скворец за завтрак съедает 50 - 60 насекомых, ласточка за лето - до миллиона, а синичка за день съедает насекомых столько, сколько сама весит.Дворников
3 ученик : В Красной книге Ростовской области 58 видов птиц.Афлатов
4 ученик Поэтому нам надо охранять птиц, чтобы они охраняли наши деревья от вредителей.Шевченко
5 ученик Охрана птиц - это не разрушать их гнезда, не брать в руки яйца и птенцов, а не стрелять в них из рогатки, зимой построить с родителями кормушки, сохранять тишину в лесу.Бойко
1.Ежи полезны уничтожением вредных насекомых. Ежи едят таких насекомых как майские жуки, гусеницы. Также они истребляют мышей и полевок. А там, где появились ежи уходят змеи и крысы. Поэтому в огороде еж – верный помощник.
2.Чаще всего белки едят орехи и скрытые в шишках семена хвойных пород деревьев, могут питаться семенами некоторых лиственных деревьев (желуди, семена клена), ягодами и молодыми почками. Не брезгую и грибами, которые самым натуральным образом сушат на ветвях высоко на деревьях. Некоторые виды белок могут расширить свое меню за счет мелких насекомых, ящериц, птичьих яиц и даже птенцов.
3.Лиса проявляет свою заботу следующим образом. Являясь млекопитающим, лиса вынашивает детенышей. Перед рождением лиса готовит безопасное для потомства место, в котором могут находиться первое время беспомощные детеныши. Далее лиса вскармливает детенышей молоком, обогревает их и защищает. Когда лисята подросли, лиса приносит другую пищу, параллельно обучая лисят охотиться самостоятельно.
Ежи полезны уничтожением вредных насекомых. Ежи едят таких насекомых как майские жуки, гусеницы. Также они истребляют мышей и полевок. А там, где появились ежи уходят змеи и крысы. Поэтому в огороде еж – верный помощник.
Чаще всего белки едят орехи и скрытые в шишках семена хвойных пород деревьев, могут питаться семенами некоторых лиственных деревьев (желуди, семена клена), ягодами и молодыми почками. Не брезгую и грибами, которые самым натуральным образом сушат на ветвях высоко на деревьях. Некоторые виды белок могут расширить свое меню за счет мелких насекомых, ящериц, птичьих яиц и даже птенцов.
Лиса проявляет свою заботу следующим образом. Являясь млекопитающим, лиса вынашивает детенышей. Перед рождением лиса готовит безопасное для потомства место, в котором могут находиться первое время беспомощные детеныши. Далее лиса вскармливает детенышей молоком, обогревает их и защищает. Когда лисята подросли, лиса приносит другую пищу, параллельно обучая лисят охотиться самостоятельно.
-1. У всех птиц тело покрыто:
-шерсть
-чешуёй
-перьми
2.Выбери строку, где все животные относятся к птицам:
-соловей, воробей, аист
-бабочка, цапля, снегирь
-гусь, летучая мышь, орёл
3.Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
-перелётные
-зимующие
-кочующие
4.Какие птицы зимуют в нашем краю?
-ласточка
-воробей
-ворона
-скворец
5.Как помочь птицам зимой?
-развести костёр
-сделать кормушки
-устроить тёплое жильё
-расчистить землю от снега
-1. У всех птиц тело покрыто:
-шерсть
-чешуёй
-перьми
2.Выбери строку, где все животные относятся к птицам:
-соловей, воробей, аист
-бабочка, цапля, снегирь
-гусь, летучая мышь, орёл
3.Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
-перелётные
-зимующие
-кочующие
4.Какие птицы зимуют в нашем краю?
-ласточка
-воробей
-ворона
-скворец
5.Как помочь птицам зимой?
-развести костёр
-сделать кормушки
-устроить тёплое жильё
-расчистить землю от снега