Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Cредняя общеобразовательная школа №7"
городского округа город Шарья Костромской области
Модель современного урока истории
в условиях ФГОС ООО
Автор: Виноградова Наталья Витальевна,
учитель истории и обществознания
Шарья 2024
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Структура современного урока:
Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;
В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.
Типы и виды уроков истории по ФГОС ООО:
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Модель современного урока:
Четкий алгоритм (последовательность этапов);
Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;
Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;
Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.
Практические рекомендации по построению современного урока
1.Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.
2. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.
3. На уроке должно быть интересно.
4. Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Например, тема: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»
Урок по истории России в 9 классе. «Россия в XIX веке».
Урок «открытие нового знания».
Понятия: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.
Например, цель урока «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»
(для себя)
1.Образовательная: сформировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
(для учащихся)
- определить причины «междуцарствия»;
- выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;
-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;
-определить причины восстания на юге России;
-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Например, на этапе постановки проблемы
Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:
«… Люди 14 декабря, фаланга героев… Это какие то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…» (А. Герцен)
«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». (М. Корф)
Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и решить проблему Декабристы – преступники или герои?
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
Например:
Этап | УУД |
1.Оргмомент. | Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. | Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. |
3.Постановка проблемы. | Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. |
4.Открытие новых знаний. | Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. |
5.Первичное закрепление знаний. | Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. |
6.Информация о домашнем задании. | Коммуникативные: умение принимать решение. Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания. |
7.Рефлексия. | Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). |
Пятое:
Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Шестое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов:
- Что мы сегодня делали?
- Для чего это необходимо?
- Каков главный результат?
- В чем состоит приращение знаний по данной теме?
- Благодаря чему оно произошло?
- Какие возникли вопросы по теме? и т.п.
Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.
Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам
2. Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победили?»
Восьмое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Например, необходимое техническое оборудование: учебник (История России XIX век под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной),
тетради,
раздаточный материал,
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация по теме урока.
Итак, мы с вами, используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока истории на тему: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов».
Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала. В заключение, хочется сказать что нелинейный
(соответствующий ФГОС ООО) урок - это
• Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).
• Выход содержания урока за рамки учебного предмета(интегрированный, полипредметный, метапредметный)
• Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий
• Урок – диалог.
8