УЭ-2 | Параграф № 20, пункт «Общая характеристика». Незаконченные предложения: 1. Так как через тело хордовых можно провести лишь одну плоскость симметрии, эти животные являются … 2. Их скелет скрыт под покровами тела и поэтому называется … 3. У низших хордовых животных этот скелет представлен прочным осевым стержнем, который носит название … 4. Высшие хордовые животные во взрослом состоянии хорды не имеют, но она у них бывает в состоянии … 5. Хорда у высших хордовых животных заменяется на хрящевой или костный … 6. Мускулатура у хордовых животных как раз и крепится либо к хорде, либо к … 7. Над хордой у хордовых животных лежит … … 8. Под хордой у хордовых животных лежит … … 9. У высших хордовых животных нервная трубка в передней части превращается в … … 10. Наземные хордовые животные на ранних стадиях своего зародышевого развития имеют жаберные … 11. Кровеносная система у всех хордовых … 12. Тип хордовых животных делится на два подтипа - … … | Цель: изучить общие особенности хордовых животных. 1. Прочитайте учебный материал. 2. Закончите предложения, размещённые в колонке учебного материала. 3. Сами предложения переписывать не нужно. Укажите лишь номер предложения и то, что следует дописать. После этого сделайте устно для себя вывод о том, какие общие признаки характерны для хордовых животных. 4. Если вы думаете, что сможете ответить устно и всё запомнить, то так и сделайте. 5. Для того чтобы убедиться в правильности своих вставленных слов или фраз, посоветуйтесь со своим соседом по парте. 6. После того, когда выполните это задание, обменяйтесь своими тетрадями и проверьте друг друга. Укажите на неточности или ошибки, если вы их обнаружите. 7. Если вы устно выполняли это задание и считаете, что вы его сделали верно, пусть ваш сосед по парте проверит ваш устный ответ и исправит ваши неточности и ошибки. То же самое вы можете сделать и ему. 8. Оцените друг друга по пятибалльной системе. Поставьте эти оценки в накопительную ведомость. |
УЭ-3 | Параграф № 20, пункт «Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Общая характеристика». Текст с пропущенными словами или фразами. Ланцетники – это единственный класс, который относится к подтипу 1) … Они имеют длину от 1 до 8 см. Форма тела у них напоминает 2) …, отсюда их название. Ротовое отверстие у ланцетников окружено 3) … Ланцетники фильтруют воду, а пищей им служит 4) … У ланцетников нет обособленной головы, а поэтому отсутствует 5) …, поэтому он и относится к определённому подтипу хордовых. У ланцетника нет парных плавников, но имеются непарные - … и … У ланцетников тело покрыто кожей и смазано слизью за счёт работы 6) … клеток. Мышечный слой разделён перегородками на 7) … Внутренний скелет состоит из 8) … Нервная трубка располагается 9) … … У ланцетника имеются клетки, улавливающие свет, поэтому они называются 10) … Ланцетники раздельнополы, оплодотворение у них не внутреннее, а 11) … Из икринок выходят 12) … Ланцетники являются объектом промысла для жителей 13) … … | Цель: изучить самых примитивных хордовых – ланцетников. 1. Прочитайте учебный материал. 2. Рассмотрите рисунок 79 «Ланцетник». 3. В колонке учебного материала находится текст с пропущенными словами или фразами. Подумайте над тем, как правильно заполнить эти пропуски. Внимательно следите только за знаками препинания. 4. Сам текст переписывать не нужно. Укажите только номер пропуска и запишите пропущенное слово или фразу. 5. Проверьте друг друга, обменявшись тетрадями. 6. Укажите друг другу на неточности и ошибки. 7. Оцените друг друга. |
УЭ-4 | Параграф № 20, пункт «Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика». Альтернативные вопросы. 1. У позвоночных имеется череп (А) или нет (Б)? 2. У черепных имеется позвоночник (А) или нет (Б)? 3. Череп защищает головной (А) или спинной мозг (Б)? 4. Позвоночник защищает головной (А) или спинной мозг (Б)? 5. Головной и спинной мозг у позвоночных образовались из хорды (А) или нервной трубки (Б)? 6. Позвоночник черепных образовался из хорды (А) или нервной трубки (Б)? 7. У позвоночных лучше (А), или хуже (Б), чем у бесчерепных, развиты органы слуха и зрения? 8. Значительная подвижность позвоночных животных по сравнению с бесчерепными поддерживается в основном благодаря непарным (А) или парным (Б) конечностям? 9. У позвоночных замкнутая (А) или незамкнутая кровеносная (Б) система? 10. У позвоночных имеется сердце (А) или нет (Б)? 11. Дыхание у позвоночных происходит с помощью жабр (А) или лёгких (Б)? 12. У позвоночных во взрослом состоянии имеется хорда (А) или нет (Б)? 13. Позвоночные могут жить только в воде (А) или на суше тоже (Б)? 14. К подтипу позвоночных относятся ланцетники (А) или ракообразные (Б)? | Цель: познакомиться с общими особенностями позвоночных животных. 1. Прочитайте учебный материал. 2. Ознакомьтесь с альтернативными вопросами, расположенными в колонке учебного материала. В них уже заложены варианты ответа, обозначенные буквами «А» и «Б». 3. Ответьте на них. Сами вопросы переписывать необязательно. Укажите лишь номер вопроса и правильный вариант ответа. Имейте только в виду, что у одних вопросов может быть один вариант ответа, у других вопросов может быть два варианта, или не быть не одного. 4. Следовательно, ответы на эти вопросы могут выглядеть следующим образом: 1А, 2Б, 3 АБ, 4, 5 Б … 5. Обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и проверьте друг друга. Обратите внимание на свои ошибки и неточности. 6. Оцените друг друга. |
УЭ-5 | Задания уровня «А» 1. Известно, что ланцетник наиболее активен в ночное время. Как ему удаётся различать ночь и день? А) с помощью глаз, Б) с помощью уменьшения тока воды вокруг него из-за уменьшения активности других животных, В) путём уменьшения частоты нападения в ночное время со стороны врагов ланцетника, Г) с помощью светочувствительных клеток. 2. Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих? А) они состоят из одного и того же вещества, Б) благодаря им, все эти животные обладают довольно высокой подвижностью, В) они выполняют роль скелета у этих групп животных, Г) благодаря им, они преодолевают сопротивление воды. 3. Что общего в питании ланцетников и двустворчатых моллюсков? А) они добывают себе пищу, активно перемещаясь в воде, Б) они фильтруют воду, питаясь планктоном, В) пищевые частицы у этих групп животных вначале попадают в мантийную полость, Г) пищевые частицы у этих групп животных вначале попадают в вводной сифон, а затем в ротовую полость. 4. С чем может быть связано то, что метание икры у ланцетников происходит ночью? А) встрече самцов и самок всегда мешает свет, Б) сперматозоиды погибают от света и не происходит оплодотворение икры, В) они беззащитны и имеют много врагов, поэтому выбирают такое время суток, когда им и их икре меньше всего угрожает опасность; Г) днём самцы не могут найти самок, так как у них нет глаз. 5. В чём заключается отличие скелета высших и низших хордовых? А) у низших он занимает меньший удельный вес по сравнению со всей остальной массой тела, а у высших почти вся масса тела приходится на скелет; Б) у низших он представлен только хордой, а у высших хорда заменена на костный или хрящевой скелет; В) у низших нет скелета парных конечностей, а у высших он имеется; Г) у низших нет позвоночника, а лишь череп, у высших же имеется и позвоночник и череп. Задание уровня «В» Распределите классы животного мира по типам: Простейшие (А), Кишечнополостные (Б), Губки (В), Иглокожие (Г), Членистоногие (Д), Хордовые (Е). Классы: 1) Ланцетники, 2) Инфузории, 3) Насекомые, 4) Круглоротые, 5), Морские звёзды 6) Жгутиконосцы, 7) Гидроидные, 8),Голотурии, 9) Сцифоидные, 10) Стеклянные, 11) Коралловые полипы, 12) Споровики, 13) Корненожки, 14) Пресмыкающиеся, 15) Хрящевые рыбы, 16) Радиолярии, 17) Костные рыбы, 18) Солнечники, 19) Известковые, 20) Птицы, 21) Паукообразные, 22) Млекопитающие, 23) Морские лилии, 24) Ракообразные, 25), Обыкновенные 26) Морские ежи, 27) Земноводные, 28) Офиуры. Задание уровня «С» Сравните ланцетников, как самых примитивных хордовых животных, с беспозвоночными животными и прежде всего с членистоногими, и выявите самые главные отличия между ними. Постройте свой ответ по следующему плану: 1. Месторасположение скелета. 2. Строение скелета 3. Что является опорой для крепления мускулатуры? 4. Тип кровеносной системы 5. Способы передвижения | Выходной контроль. Цель: выяснить, насколько успешно вы усвоили данный учебный модуль. 1. Внимательно прочитайте тестовые задания, расположенные в колонке учебного материала. 2. В заданиях уровня «А» из предложенных четырёх вариантов выбираете один правильный, например: 1А, 2Г… 3. В задании уровня «В» перечислены различные классы животного мира. Вам их нужно распределить по группам или точнее по типам. Названия классов и типов записывать не нужно. Классы пронумерованы цифрами, а типы буквенными обозначениями. Ответы, таким образом, могут выглядеть так: А) 1,2,3,4; Б) 5,6,7,8; В) 9,10,11 … 4. В задании уровня «С» нужно написать мини-сочинение на заданную тему. 5. Домашнее задание: параграф № 20 до пункта «Класс Круглоротые». Проверьте себя также дома, ответив на вопросы 1,2,3 в конце этого па |