АВТОР: Шульгина Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№4» г. Еманжелинска
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тип урока: урок изучения нового материала.
Краткое описание: данный урок построен на основе официального документа о прохождении устного экзамена учащимися 9 класса и допуске к сдаче экзамена ОГЭ по русскому языку в конце 2019 года.
Тема урока: «Модель устного собеседования в 9 классе».
Цели урока:
Воспитательная:
Воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
Образовательная:
подготовить учащихся к выразительному чтению, пересказу текста, к устному описанию фотографии, обобщить теоретические знания по созданию монологического ответа и умению участвовать в диалоге.
Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Задачи урока:
Закрепить умение
1)Определения целого и частей описания
2) Сопоставлять смысловые вопросы и вопросы экзаменационного варианта
3.Отработать алгоритм создания устного высказывания: по тексту, описанию фотографии, повествованию, рассуждению.
Методы : проблемный, исследовательский, репродуктивный(с использованием опорных схем), дифференцированный.
Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, слайды,
проектор, экран
Оргмомент Приветствие. Самопроверка и взаимопроверка готовности к уроку.
2.Формулировка темы и определение целей урока.
Эпиграф к уроку : Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию…М.Монтень
Просмотр видеоролика об устном экзамене. «Собеседование по русскому…» г.Томск ,0.00 – 0.38
3.Слово учителя :
Собеседование носит метапредметный характер, с помощью него проверяется коммуникативная компетенция обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Она безусловно чрезвычайно важна, вся наша жизнь построена на общении с другими людьми, поэтому полноценный член общества должен уметь строить диалог. Такие простые навыки, как подготовленный и неподготовленный рассказ, пересказ, ответы на вопросы, дискуссия в группе или в парах развиваются на всех предметах, однако русский язык обладает более широкими возможностями в формировании коммуникативных умений.
Запись темы урока в тетрадь ( слайд№1)
4. Изучение нового материала.
А) сообщение Юрковой М. – представление участников;
о структуре устного собеседования;
Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух; ( подготовка 2 минуты);
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации; ( подготовка 1 минуту);
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; (подготовка 1 минуту);
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Б) запись в тетрадь пункта № 1 ( со слайда№2)
1) чтение текста вслух; ( подготовка 2 минуты);
Вариант № 13 текст о Федоре Ивановиче Шаляпине.
В) практическая работа над данным заданием - ЕГОРОВ М. и УСОВИЧ Е.
Г) выступление эксперта Кокаревой А. с оценкой ответа на задание № 1
Д) Сообщение Юрковой М. о задании № 2 – запись в тетрадь ( со слайда № 2)
Е) Показ практического задания № 2 – Егоров М. И Усович Е.
Пересказ текста о Ф.И.Шаляпине с использованием его цитаты «Я не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы»
Ж) выступление эксперта Кокаревой А.
З) Сообщение Юрковой М. о задании № 3 ( только заголовок
Задание 3. Монологическое высказывание. Запись в тетрадь названия задания № 3
И) Сообщение Долбни К. о третьем задании устного собеседования ОГЭ.
( Показ слайда №3)
Задание № 3
Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.Семейный поход. (на основе описания фотографии)
Тема 2.Любимый литературный герой (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Зачем в школе нужна перемена (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
К) Ознакомление с планом описания фотографии (слайд № 4)
У каждого ученика есть памятка.
Л) Показ практического задания – Долбня К., Сорокина Е.
Описание фотографии «Семейный поход»
М) Юркова М. – объявляет оценку экспертов.
Н) Физ. минутка – Николаева А.
О) Юркова М. – возвращаемся к заданию №3. ЭТО ПОВЕСТВОВАНИЕ на основе жизненного опыта. (слайд№ 6)
П) Практическое задание выполняет Суровцева Ксения . Тема «Мой любимый литературный герой».
Р) Юркова М. о последнем задании № 4.
Что такое диалог.
С) Практическое задание выполняют Сорокина Е., Летягина К.
(Показывают диалог о культурных ценностях.)
Т) Оценка экспертов.
У) Просмотр видеоролика – пожелания на экзамене. «Как сдать устный экзамен по русскому языку» 5.38 – 6.00 мин.
5. Выводы делают учащиеся.
Рефлексия .
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
Как вы думаете, достигли ли мы этой цели? Да.
А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок.
Продолжите фразу (слайд)
Я узнал(что?)
Я понял, как
Я научился (чему?)
Ф) ОЦЕНКИ ДЕТЯМ
Д/з написать рассуждение «Зачем в школе нужна перемена?» стр.4 варианта 13
Используемые источники:
- ОГЭ-2018. Русский язык. Демонстрационный материал для устного
собеседования ОГЭ-2018. Русский язык.
(Опубликовано на сайте ФИПИ 05.-09.2017 г.)
«ОГЭ 2018. Устная часть» - И.П.Цыбулько. 20 вариантов.
«Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию
выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку»
Авторы – составители Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.