Модуль «Волонтерское движение»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет целевые ориентиры становления личностных характеристик: «...ученик овладевает основами умений самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности». Эти качества нужны младшему школьнику для его успешной социализации, так как условия современной жизни и ее темп, требуют от человека, чтобы он был в ней «успешен», самодостаточен в контексте данной социально-экономической системы; требуют от него предприимчивости, инициативности и социальной активности.
Выдающийся психолог Эрик Эриксон указывает, что инициативность дает человеку потенциальные возможности трудиться продуктивно, принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела, чтобы продвигаться вперед.
Поэтому, среди образовательных практик меня заинтересовало волонтѐрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой младший школьник становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Я пришли к выводу, что чисто детских социальных инициатив быть не может, тем более среди детей с ОВЗ. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. С этой целью в образовательной организации я составлила модуль «Волонтерское движение». Участниками программы волонтерского движения могут являются обучающиеся диагностического класса начального звена.
В соответствии с моей «Программой воспитания», в модуле «Волонтерское движение» прописано, что волонтерское движение отвечает за воспитательную работу, направленную на толерантное отношение обучающихся к детям-инвалидам. Волонтерское движение осуществляет воспитательную деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом, совместное составление плана мероприятий и вовлечение в деятельность всех обучающихся.
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, в деятельности на благо конкретных людей или социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей или социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Доброволец, волонтёр - это человек, осуществляющий какую-либо деятельность добровольно, без принуждения. Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся. Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество.
Можно сделать вывод, что волонтёрство – это интересное, творческое, необходимое занятие. Коллективное дело, на благо других детей, бескорыстное желание дарить добро, проявлять заботу о ближнем, достижение единой цели – сплачивает ребят и воспитывает в них чувство ответственности, взаимопомощи, товарищества; формирует установки на активную жизненную позицию, навыков социально-значимого поведения.
Программа волонтерского движения в центре диагностики и консультирования предусматривает участие ребят в разных направлениях и формах деятельности:
- Анкетирование обучающихся (в начале и в конце четверти);
- Общий классный час «Мы просто другие» (О детях инвалидах)
- Игровые часы для обучающихся;
- Уроки доброты;
- Выставка рисунков и фотографий «Мы – помощники»
В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Волонтѐрство – это проявление инициативы в чистом виде, добровольная безвозмездная помощь. Дети, проучившись четверть, в центре диагностики и консультирования становятся добрее к сверстникам и детям – инвалидам, которые обучаются на постоянной основе параллельно с ними. Вместе играют, самостоятельно проводят игровые часы и мастер-классы для детей – инвалидов. Волонтерство учит быть внимательнее, проявлять заботу, развивать коммуникативную культуру, эмоциональный интеллект, эмпатию, учит сопереживать, общаться, слушать и слышать. Придя в свои школы обучающиеся рассказывают о работе в волонтерском отряде и в целом о волонтерском движении.