Нестерова Светлана Леонидовна
Учитель русского языка и литературы
Модульно – проектный подход к изучению литературы в старших классах.
Федеральные стандарты ставят перед учителем русского языка и литературы новые цели и задачи. После введения ФГОС учитель должен будет работать не только над формированием предметных универсальных учебных действий обучающихся, но и над формированием метапредметных. Основными задачами метапредметных действий являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. В выполнении этих задач учителю на уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, поможет применение технологии модульного - проектного обучения, которая позволяет:
осуществлять дифференцированный подход в обучении;
дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к ЕГЭ (части С), повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению литературы.
Цикл модульного обучения связан с проблемной ситуацией (задачей): на первом этапе создаётся мотивация, формируется интерес субъекта, на втором этапе объяснения выделяется состав необходимой деятельности, на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний.[1]
Система модульно - проектной технологии является частной дидактикой, теорией и практикой обучения, которая содержит в себе элементы метода проектов и модульной технологии обучения. Основой является системный подход - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. [3]
Содержание модульно - проектного обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Ученикам указаны задачи, и они знакомятся с критериями оценки их знаний, со схемой контроля уже на первом занятии модуля. Задания составлены с целью определения степени усвоения темы. Недостаточное усвоение можно заметить на каждом шаге. Поэтому курс усвоения идет законченными порциями и в случае неудачи на конкретном шаге ученик должен повторить конкретный элемент модуля, а не весь курс. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме.
Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения. Разбивая программу на модули, мы должны учитывать компоненты учебного модуля: завершённый информационный блок; целевая программа действий ученика; руководство деятельностью учащегося.
Из чего же состоит модуль?
Содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса.
Блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий.
Целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности учащихся на уроке).
Руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
Указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
Самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам.
Рефлексия (защита различных проектов) дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности.[2]
Возможности модульно - проектной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Общие правила для использования модульно - проектного обучения:
Обязателен входной контроль.
Обязательны промежуточный контроль и текущий контроль в конце каждого учебного элемента.
Обязателен выходной контроль (в конце модуля), цель которого – выявить уровень усвоения содержания модуля.
Эффективность модульно - проектного обучения:
Развитие креативных способностей старшеклассников, коммуникативных и толерантных компетенций.
Умение самостоятельно формировать, выражать и отстаивать свои позиции.
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.[3]
Элементы модульно - проектной технологии я использую в преподавании литературы в 10 – 11 классах. Исходным этапом учебной деятельности по данной дисциплине является полный объём знаний основных разделов литературы и текстов произведений. Задания, которые готовит учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины на уроке.
Например, программа 11 класса разбита на 8 модулей.
Модуль №1. «На рубеже веков». Литература начала 20 века.
Модуль №2. «Серебряный век» русской поэзии.
Модуль №3. «Превосходная должность - быть на земле человеком» М. Горький.
Модуль №4. Литература 20-х годов.
Модуль №5. Литературный процесс 30-50-х годов.
Модуль №6. Литературный процесс 50-90-х годов 20 века. Роль «возвращенной» отечественной литературы.
Модуль №7. Литература периода ВОВ и о войне.
Модуль №8. Современная литература ХХI века. Проект «Герой нашего времени».
Пример технологической карты одного из модулей.
Модуль №6. Литературный процесс 50-90-х годов 20 века. Роль «возвращенной» отечественной литературы.
Период реализации модуля №3 - март-апрель 2012 года.
Темы лекций.
Урок 1. Б.Л.Пастернак. Личность поэта и особенности его художественного мира. Человек, история, природа в романе «Доктор Живаго». Обзорная лекция.
Урок №2 Шаламов В.Т. «Колымские рассказы». Урок – семинар.
Урок №3 – 5 А.И.Солженицын Жизнь и творчество. Рассказ «Матренин двор». Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в системе образов.
Урок №6 В.Шукшин. Герои рассказов Шукшина. Анализ рассказа. Урок №7 В.Распути. Тема судьбы человека в рассказах В.Распутина «В ту же землю», «Женский разговор». Урок – диспут.
Урок №8 В. П. Астафьев. Тема войны в рассказе «Пролетный гусь».
Урок – размышление.
Урок №9 В. П. Астафьев. «Без бога, без природы, без человека – ужас» (по рассказу «Людочка»).
Модуль равен – 45 баллам
Б.Л.Пастернак | Стихотворение наизусть. | 5 баллов | 16 марта |
В.Т. Шаламов | Пересказ рассказа. | 5 баллов | 11 марта |
А.И. Солженицын | Сочинение – миниатюра по рассказу «Матренин двор» (по выданному отрывку в форме ЕГЭ). | 5 баллов | 19 марта |
| Тест в форме ЕГЭ рассказу «Матренин двор». | 5 баллов | 20 марта |
В.М. Шукшин | Анализ или презентация рассказа. | 5 баллов | 21 марта |
В. Распутин | Сочинение – миниатюра по рассказу «Женский разговор». | 5 баллов | 2 апреля |
| Проблемные вопросы по рассказу «В ту же землю». | 5 баллов | 4 апреля |
В.П. Астафьев | Тест по произведениям. | 5 баллов | 9 апреля |
Зачет №3 | Тест ЕГЭ по литературе 50-90-х годов. | 5 баллов | 11 апреля |
Итого: | | 45 баллов | 13 апреля |
Не опоздайте получить «5» в аттестат по литературе! |
Из таблицы видим, что система контроля внутри каждого модуля предполагает не только вариативность выполнения тестовых и проверочных работ, но и индивидуальные задания. Такой подход позволяет акцентировать личностно-ориентированный, развивающий характер обучения.
Система зачётов в дополнении к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. При индивидуально-дифференцированном подходе в обучении сам ученик получает возможность более свободно планировать свою деятельность, имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.[4]
Индивидуально дифференцированный подход в процессе обучения и на этапе контроля способствует формированию у учащихся системы научных знаний, развитию творческих способностей, освоению различных способов деятельности на основе актуализации их субъективного опыта, создаёт условия для проявления индивидуальности, неповторимости в самореализации
Опыт работы по использованию технологии модульно - проектного обучения на уроках литературы в старших классах позволяет сделать следующие выводы:
Неоспоримо достоинство данной технологии в возможном перераспределении учебного времени, выигрыш которого за счет ускоренного прохождения обязательной теоретической части модуля позволяет значительно увеличить объем заданий, дает возможность углубленно рассмотреть некоторые разделы курса литературы, провести нестандартные занятия, что сказывается на прочности усвоения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся.
Модульно - проектная технология обучения апробирована мною в старших классах. Наиболее эффективна работа по данной технологии в выпускных классах, где мотивация учебной деятельности высока, когда у учащихся достаточно сформированы познавательные мотивы, самоконтроль, умение сосредоточиться.
Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления заданий разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее.
Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к учению, трудолюбия, самодисциплины.
Обязательным условием успешного применения модульно - проектной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации.
Список литературы:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва.: 1998 .
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 .
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 .
Шатунова Л.Г. Структура и содержание зачётного материала по литературе (11класс): теория и практика. // Доклады XII Всероссийского интернет-педсовета., вып.20. – М: Образ-Центр, 2011.
4