СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой путь в профессию- педагогическое эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эссе раскрывается путь выбора профессии учитель, а также роль наставничества в том, что учительский труд стал призванием.

Просмотр содержимого документа
«Мой путь в профессию- педагогическое эссе»

Эссе «Мои путь в профессию»

Кузьмина Нина Викторовна

МОУ СШ № 100 г. Волгоград

учитель истории и обществознания

Аннотация


В эссе раскрывается смысл профессии учителя, доказывается, что это призвание, которое дается с детства и осознанный выбор. Раскрываются образы любимых учителей, которые без остатка отдавали себя своему делу и детям, роль наставничества, родителей в выборе профессии - учитель. Быть учителем - это высокая ответственность, всегда находиться в поиске, сомневаться: а прав ли ты?.., но это и огромное счастье заниматься любимым делом, которое стало для тебя делом всей жизни.


В душе каждого человека живет образ, который обладает самой притягательной силой. Он излучает свет и добро, в нем любовь и душа. Мне посчастливилось, что в моей жизни и душе всегда живут образы трех дорогих для меня женщин, которые по праву стали для меня ангелохранителями: это образы моей мамы- Галины Васильевны, первой учительницы- Плотниковой Нины Филипповны и учителя истории- Суровкиной Полины Алексеевны. Именно они заложили во мне любовь к будущей профессии, которая стала для меня большой жизнью.

Вот уже 36-й год, как я - в школе. Стала Заслуженным учителем РФ, дважды Победителем Национального проекта «Образование», но самая моя большая гордость - это мои ученики. Сегодня они учатся в самых престижных вузах страны, работают в крупнейших корпорациях и учреждениях России, за рубежом, а главное, что многие из них выбрали мой путь, как когда-то и я - стали учителями истории и других предметов не только в школе, но и вузах.

У каждого из нас своя история выбора профессии- часто забавная, примечательная. Однако не всем удается совместить удовольствие и необходимость, как это получилось у меня. Таких примеров, к сожалению, становится все меньше. Но и они встречаются.

Помню игра «Школа» была самой любимой. Так в семь лет я надевала мамины туфли, набрасывала на плечи пуховый платок, набивала полную сумку тетрадей и, прикрыв дверь своей комнаты, перевоплощалась в образ своей первой любимой учительницы Плотниковой Нины Филипповны. Рассаживала по местам своих кукол, раздавая им вырезанные маленькие тетрадки, брала свой журнал и начинала объяснять урок, неуклюже, рисуя на доске буквы. Папа вырезал из фанеры мне доску, и я с огромной радостью писала на ней мелом. Это было увлекательнейшее путешествие во взрослую жизнь, куда я так быстрее хотела попасть. Мне было очень интересно, и я все время боялась, что мне кто-то будет мешать играть в мою любимую «школу».

Образ любимого учителя я свято храню в своей памяти. Крайне требовательная, трудолюбивая, казалось школе она отдает себя без остатка; помню ее доброту, когда на перемене незаметно «подсовывала» деньги ребятам, у которых не было пяти копеек на пирожок. Как мы ее любили, какой радостью для нас было взять из рук ее сумку, встречая у школы, обнять ее! Будучи маленькой девчонкой, я во всем хотела ей подражать и влюбленная в своего первого педагога, никогда не сомневалась в том, какую профессию выбрать. В этом году моей любимой Нине Филипповне исполнилось 90 лет! Какое счастье было собрать своих одноклассников и поздравить свою первую учительницу! Все тот же добрый взгляд, все те же молодые глаза, полные света и тепла. В этой незабываемой встречи было все: искренность, слезы, смех, фотографии, как будто мы и не расставались на эти долгие, долгие годы. Но главное то, что наш первый учитель дожил до таких лет, и был все также молод для нас, а мы ощущали себя его детьми.

«Вы знаете, мне по – прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,-

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя».

Писал Р. Рождественский. В этом контексте нельзя не вспомнить замечательные слова выдающегося учителя-гуманиста, педагога В.А. Сухомлинского, который всегда обращался к душе учителя и отмечал, что учитель становится настоящим, когда он любит людей: «Люби людей! Живи так, чтобы твоя сущность была здоровой, чистой и сильной. Быть настоящим человеком – это значит отдать все силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя стали лучше, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты встречаешься в своей жизни, осталось что-то хорошее от тебя, стараний твоей души».

В 5 классе к нам пришла работать учителем истории Суровкина Полина Алексеевна. Сейчас я понимаю, что тогда, в период «застоя», когда многое было унифицировано, уроки Полины Алексеевны выходили далеко за рамки традиционных представлений. Здесь история встречалась с философией, географией, искусством. Какие интересные она проводила викторины, конкурсы, заочные путешествия! На занятиях постоянно присутствовал дух состязаний, творчества, игры. Уроки истории для нас всегда были увлекательны, познавательны и самыми любимыми. С удивительной ненавязчивой мудростью Полина Алексеевна умела разрешать казалось бы неразрешимые для нас проблемы. Мы были для нее не «колючие», несговорчивые, как сейчас принято характеризовать тинэйджеров, а скорее, многогранные личности. Ведь известно, что ребенок - это зеркало жизни не только своих родителей, но и учителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство учителя. Счастьем для нас было, когда в 7 классе Полина Алексеевна стала нашим классным руководителем. Никогда не заигрывая с учениками и родителями, Полина Алексеевна являлась для нас огромным авторитетом. Она не была фальшиво-ласковой или лицемерно-заботливой, но за строгой сдержанностью мы всегда чувствовали искреннюю заинтересованность и доброту. Нас учили много опытных, талантливых учителей, но Полина Алексеевна запомнилась мне своей смелостью, спокойной без суеты энергией, уверенностью в себе, в своем праве учить детей и руководить ими, праве, которое она осуществляла свободно и легко, без нажима, без назиданий и угроз. Она всегда нас звала к себе в гости. Стесняясь, мы приходили к ней на ее румяные пироги, и много говорили об интересном мире истории. Очень часто наш учитель приходила к тем, кто болел, пропускал уроки, всегда старалась заботиться. Мы боялись ее подвести, отвечали ей «пятерками» в дневниках, победами на олимпиадах и конкурсах. Однажды, как сейчас помню, ко дню Учителя наш, 10 А класс выпустил газету и посвятили ей такие строки:

Вы наш учитель и наставник,

Вы наш друг.

Вы улыбаетесь, и мир царит вокруг.

Вам мы доверяем неудачу и успех.

Вы слово мудрое находите для всех.

За наши шалости прощали Вы не раз.

Мы очень разные, но все мы любим Вас!

В 8 классе я твердо знала, что буду учителем истории как Полина Алексеевна и тоже во всем хотела ей подражать. Когда я заканчивала школу, то как-то спросила Полину Алексеевну, что для нее самое главное в школе, и помню тогда она ответила: «Школа для меня - это вся жизнь. Жизнь в уроке, жизнь в общении, в творчестве». Сегодня я говорю ее словами и продолжая ее мысль, я говорю себе: школа для меня - это непрерывный поиск, неутолимая жажда нового. Как много бы я отдала за то, чтобы еще увидеть и услышать этого по истине замечательного Учителя и Человека, но увы… жизнь есть жизнь, уже много лет с нами нет нашей Полины Алексеевны. Светлая ей память!

Когда я приезжаю к маме в гости, невольно прохожу мимо своей родной школы. Видеть это обветшалое здание уже радость, т.к. оно навевает счастливое безоблачное прошлое. Иногда захожу в свою школу в гости, к своим коллегам по работе, прохожу знакомыми коридорами и ощущаю себя частью маленького уютного города под крышей, частью того мира, что зовется детством. Наверно так и должно быть в жизни каждого человека: не только родительский дом, куда мы постоянно возвращаемся мысленно и реально, но и другой дом, где мы учились общаться, дружить, познавали неизведанное, влюблялись, учились быть достойными людьми. И таким домом для каждого из нас является родная школа.

Часто ловлю себя на мысли, что хочу быть похожей на свою родную мамочку, которая стала в моей жизни всем. И ей я тоже обязана выбором профессии, хоть по профессии она не учитель, и своими идеалами, и первыми успехами на учительском поприще. В наше время непрестижность учительского ремесла вызывает большую тревогу. Но, с другой стороны, я понимаю, что не каждому и дано быть учителем. Мама мне как-то сказала: «Дочка, вся сложность твоей профессии в том, что выучить самому не так сложно, как помочь другим научиться многому. Дети - лучшие люди на земле. Если тебе доставляет удовольствие радоваться результатам их труда, не занимайся другим делом. И знай, если и будут разногласия с ними - спрашивай с себя, т.к. ты старше и должна быть мудрой». Какая у меня умная мамочка! Она всегда помогает мне добрым советом, поддерживает в любых моих начинаниях.

Я всегда хотела быть похожа на свою маму. Она для меня всегда была настоящим учителем жизни, которая с особым тактом дарила и дарит мне ощущение радости, уверенности в свои силы, право на ошибку и на собственное, пусть в разрез с ее, идущее мнение. Она мой Учитель, который мне очень нужен и сегодня.

Сегодня я отчетливо понимаю, что кто-то должен учить детей, но этот кто-то не может быть случайным человеком. Школа «чужих» не терпит. Посторонний, равнодушный в итоге не выдерживает и, как правило, уходит. Наверно, не найдется человека, который не согласится со словами, что учитель - это не профессия, это – состояние души. Именно душой, основными инструментами, которой является любовь и уважение, учитель возвышает своего ученика. Как надо любить свое дело, чтобы каждый раз, заходя в школу, класс испытывать чувство радости и понимание того, что ты пришла к себе домой, где тебя любят и ждут. Наверно, в этом и есть счастье - заниматься любимым делом и осознавать важность и нужность своего труда.

Новое время дает огромные возможности и перспективы для реализации своих идей и планов. Сегодня учитель должен постоянно идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий в школе, жизни своих учеников, социуме и постоянно работать над собой, всегда идти вперед и никогда не останавливаться на достигнутом. Я всегда говорю своим ученикам, что предела совершенству нет и к любому делу, за которое вы беретесь, надо относиться с любовью. Учитель всегда должен быть примером во всем для своих ребят - это и трудно, и интересно: не чувствовать возраста, быть не над ними, а только всегда рядом и вместе. Всем, что у меня есть: опыт, жизненная мудрость, знания, любовь к людям, жизни, профессии, я постараюсь поделиться со своими детьми. И, может быть, кто-то из них вслед за мной тоже станет учителем по призванию, как когда-то и я. Осознание того, что я ответственна за них, что я необходима им как наставник, как друг, делает меня особенно счастливой.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!