Внеклассное мероприятие, посвящённое дню родного языка
Тема: Мой родной русский язык
Тип урока: урок новых знаний
Цель:
- прививание любви и уважения к истории родного русского языка,
- развитие творческого мышления
Задачи:
- познакомить учащихся с историей родного русского языка,
- расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,
- показать важность изучения родного языка,
Оборудование: презентация, рабочая тетрадь
Ход урока
1.Организационный этап.
-Ребята, каждая культура, народ, язык — это неповторимый элемента истории. Поэтому беречь традиции, свою культуру и язык просто необходимо. И сегодня я бы хотела с вами поговорить о нашем родном языке – русском, познакомится с его историей и культурой.
21 февраля Россия отмечает Международный день родного языка. Международный день родного языка, утвержденный в 1999 году на тридцатой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Выразительно прочитайте стихотворение В. Пахомова «Родной язык»
На своём родном, на русском,
Не английском, не французском,
Никаком ином,
Я молюсь, как и ругаюсь,
Не винюсь в чём и не каюсь...
Только лишь на нём!
Им я с целым миром связан.
Им я жив и всем обязан.
С ним я часть всего!
Он и слух мой, он и зренье.
Не представить на мгновенье
Что я без него?
Мысль, что в воздухе витает,
Передать его хватает
В суть проникнуть чтоб
Вечных истин, сводов, правил.
Зря ли он в себе расплавил
Языки Европ?
Им владеют воды, земли —
Только слушай, только внемли
В бури и в туман.
Щебет птичий, рёв звериный
Внятен нам: язык единый
Божьим тварям дан!
Пастырь наш и прородитель,
Наш наставник, наш учитель
Больше чем велик!
Ломоносовский, Лесковский,
Достоевсковский, Толстовский —
Пушкинский язык!
Чистый, звонкий, величавый,
Полный гордости и славы,
Как солдат в строю
На параде в сорок пятом,
Спасший мир в боях треклятых,
Родину свою!
2. Актуализация новых знаний.
-Ребята, считается, что некогда существовавший праславянский язык является “предком” всех древних и современных славянских языков:
южных (македонского, сербскохорватского, болгарского, словенского);
восточных (русского, белорусского, украинского);
западных (лужицкого, польского с кашубским, словацкого, чешского).
Наш с вами русский входит в группу восточных, ему «родня» белорусский и украинский. Русский язык претерпел много изменения, прежде чем стать таким, какой он есть сейчас.
-Вспомните, пожалуйста, кто создатель первой славянской азбуки? Правильно, Кирилл и Мефодий, однако первая азбука называлась «Глаголицей» и создал ее Кирилл, а Кириллицу сформировали Мефодий и ученики Кирилла в дальнейшем, основываясь на трудах Кирилла.
-А сейчас предлагаю сыграть в небольшую игру, давайте пустим листок, и каждый из вас запишет ответ на вопрос «Что для меня родной язык?». В конце урока зачитаем то, что у нас получилось.
-Ребята, давайте вспомним пословицы! Вам представлены части пословиц, продолжите их пожалуйста.
Слово не воробей, вылетит - ….
Больше дела, меньше….
Язык до….
Бог дал два уха, а один….
Языком не торопись, а делом….
-Хорошо, а какие вы еще пословицы знаете о языке?
- Скажите, пожалуйста, а что за роль играет язык? Для чего он нам нужен?
-Какой должна быть речь, чего в ней быть не должно?
-Предлагаю завершить наш с вами урок составлением синтквейна со словом «Язык»
1 строка- одно существительное, которое обозначает предмет о котором пойдёт речь;
2 строка- два прилагательных, раскрывающие тему, описывающие признаки и свойства выбранного в синквейне предмета;
3 строка- три глагола, описывающие совершаемые действия по теме предметом;
4 строка- фраза из четырёх слов или короткая фраза, выражающая личное отношение автора к предмету;
строка- одно слово, которое характеризует суть предмета.
3. Рефлексия
-Ребята, скажите, что нового узнали?
-Что для вас было трудным?
-Вам понравился наш урок?
4. Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Родной язык – это..»