2
«Мониторинг образовательных достижений учащихся с РДА как технология управления качеством обучения в специальном коррекционном образовательном учреждении» (из опыта работы).
Цель работы школы: формирование личности учащихся с РДА для их дальнейшей адаптации в социуме.
Триада. Основное направление работы.
Дети с РДА - это особая категория детей, которая характеризуется:
Нарушением взаимодействия с окружающим миром.
Искажённым отображением действительности.
Своеобразным нарушением коммуникативной функции речи.
Объединяет все эти аспекты – страх перед любыми переменами в действительности. Любое изменение ситуации несёт какую-то новизну, и именно эта новизна пугает ребёнка своёй непредсказуемостью. Страх включает психическую реакцию, как защитную, и проявляется в нежелании или отказе ребёнка от любого вида деятельности.
Образовательные достижения - то, чего ребёнок смог достичь за время обучения, какие познавательные навыки им были усвоены, и какой образ ребёнка проявлен в социуме к моменту окончания школы.
Новый образ ребёнка должен быть другим - выше, совершеннее – к моменту окончания школы учащийся не только вырастает физически, но и должен стать более самостоятельным, применяющим учебные навыки. Но, самое главное, в меру своих возможностей и особенностей осознать себя и своё место в социуме. Значит, сознание ребёнка должно стать другим.
Актуализация принципа наглядности обучения.
В процессе учения и познания окружающей действительности принимают участие все органы чувств человека. Поэтому, принцип наглядности определяет необходимость формирования у учеников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов. Однако органы чувств или «каналы связи» человека с миром имеют различную пропускную способность.
Так, за одну единицу времени орган слуха способен пропустить 1 тысячу условных единиц информации, орган осязания – 10 тысяч, а орган зрения – 100 тысяч. Получается, что человек получает примерно 80% информации об окружающем мире с помощью зрения.
Поэтому, с учетом наибольшей пропускной способности у органов зрения, на первом месте среди других принципов обучения стоит принцип наглядности. Но он предусматривает опору не только на зрение, а и на остальные органы чувств.
Правое и левое полушарие.
Правое полушарие мозга отвечает за образное видение. Чаще всего оно лучше развито у детей, поэтому образное восприятие учебного материала является для них более знакомым и доступным. Все образы, вписанные в правое полушарие, замыкаются на безусловные рефлексы кратчайшим путём, поэтому имеют наивысший приоритет.
Левое полушарие отвечает за логику, за алгоритмы, за схемы. Это вербальное полушарие, оно отвечает за правильность и последовательность мыслительных операций, обеспечивает временную и последовательную связь анализируемых процессов.
Аутичные дети постоянно находятся «внутри себя» - есть такие, которые поглощены каким-то образом и постоянно воспроизводят звуковое содержание этого образа, т.е. вокализируют.
Другие, у которых превалирует левое полушарие, находятся под влиянием жёсткой схемы, которая проявлена в стереотипии поведения.
Опыт работы показывает, что если в обучении мы хотим дать ребёнку какую-то информацию, то лучше будет, если эта информация представлена в образном виде и, одновременно, правдиво и логично вписана в уже существующий порядок вещей.
Словесно – образная наглядность.
Словесно-образная наглядность – специфический вид работы, к которому относят яркие рассказы, притчи, словесные описания, которые способствуют активизации мыслительной деятельности аутичных детей, обогащают их чувственный опыт.
Примером такой работы можно привести тему «Семья» на уроке обществознания в 9 классе. Подходов для изучения такой простой темы – много: права и обязанности детей и родителей и т.д.
Какой критерий выбрать главным? С кем ты живёшь? Состав семьи? Но состав не всегда определяет качество жизни: и в полной семье не всегда растут счастливые дети, и в неполных семьях могут быть созданы все условия для благополучия детей.
Сыграл ещё и тот факт, что в классе только у 1 ребёнка – полная семья. Поэтому, несколько уроков мы посвятили тому, как взрослые заботятся о своих детях, в чем выражается их любовь.
Образом для этих уроков было выбрано «Яблоко». Сравнивали зрелое и незрелое яблоко, рассматривали семена, рассуждали, какая яблоня вырастет их таких семян. Нашли аналогию: семья охраняет, защищает, вскармливает своих детей; в мякоти яблока находится всё необходимое для дальнейшего созревания зерен. Когда яблоки были нарисованы, предложила детям вписать в них всех членов своей семьи.
Самый интересный результат показала одна девочка, вписав не только маму и бабушку, с которыми живёт, но и папу с его детьми в другом браке. Для девочки - это одна семья, её семья, и в ней она себя чувствует спокойно и защищённо. Так, через чувственный опыт и словесно-образную наглядность можно подойти к формированию понятия «Семья».
Хорошим примером словесно-образной наглядности для детей с РДА является «Лестница познания», которую часто применяю на уроках. Лестница – это модель движения от одного правила орфографии к другому на пути к грамотному письму, от одного выступления на празднике к другому для преодоления страха перед залом, для развития своих способностей и талантов и т.д.
Результат работы показывает, что применение словесно-образной наглядности даёт хороший результат для расширения понятия «жизненная компетенция» аутичного ребёнка.
Актуализация принципа доступности обучения.
От общего – к частному, от целого к части.
Для обычного ребенка плодотворен путь освоения сначала отдельных элементов отрабатываемого умения и последующее соединение их в целое осмысленное действие. Например, к навыку чтения педагог ведет ребенка через освоение букв, работу со слогами, достижение возможности складывать слоги в слова, слова в фразы. Писать ребенок обучается, освоив написание отдельных элементов букв и только затем — самих букв, слов и фраз.
Для ребенка с аутистическим развитием такой путь может оказаться непродуктивным. Для него доступнее идти от целого к проработке его частей. Это характерный для него путь развития.
Если же он освоит сначала буквы или слоги, то в тексте будет стереотипно выделять только их. Разрушить эту ригидную установку и привлечь его внимание к слову будет очень трудно. Точно так же ребенок может легко усвоить порядковый счет, но нарушить этот ряд и навсегда усвоенный
Таким образом, необходимо учитывать, что когда мы учим чему-нибудь аутичного ребенка, мы должны сразу, без промежуточных этапов дать ему образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу написания целых букв и слов; на уроках керамики предъявлять готовый образец с уже нанесённым декором, сразу знакомить с всем числовым рядом, и только потом анализировать состав числа..
Таким образом, содержание образования изменено в сторону доступно-осмысленного компонента обучения.
На сегодняшний день образовательными достижениями выпускников можно считать:
- все являются учащимися колледжа,
- сформирован устойчивый пространственно – временной стереотип занятий, ребята учатся в режиме колледжа;
- расширилась «зона психологического комфорта» - спокойно себя чувствуют в транспорте, общественных местах;
Конечно, не все задачи можно считать решёнными
.Но у всякой задачи есть решение, если условием работы выбрать :
- безусловное принятие детей,
- профессиональное понимание,
- и веру в возможности их развития .