СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мораль. Нравственная культура. Наука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мораль. Нравственная культура. Наука»

Тема 3.2. Духовная жизнь общества Мораль и нравственная культура. Наука.

Тема 3.2. Духовная жизнь общества

Мораль и нравственная культура. Наука.

Мораль ?? Чем отличается мораль от других социальных регуляторов В чем заключается «золотое правило» нравственности

Мораль

  • ??
  • Чем отличается мораль от других социальных регуляторов
  • В чем заключается «золотое правило» нравственности

Мораль «этос» обычай, характер, привычки поведения (уравновешенный, разумный, нравственный стиль поведения) противостоит «фюсис» низменная природа, естество человека «патос» (пафос) беспокойный, неразумный, иррациональный Аристотель: «этос» – этика Римляне: mores – обычаи, нравы – мораль Этика – наука, изучающая мораль

Мораль

  • «этос» обычай, характер, привычки поведения (уравновешенный, разумный, нравственный стиль поведения)

противостоит

  • «фюсис» низменная природа, естество человека
  • «патос» (пафос) беспокойный, неразумный, иррациональный

Аристотель: «этос» – этика

Римляне: mores – обычаи, нравы – мораль

Этика – наука, изучающая мораль

Мораль – система социальных норм, ценностей, принципов и правил, регулирующих человеческие отношения с позиций добра и отрицания зла Этика выделила существенные отличия обычая от собственно морали и нравственности. Обычаи – устойчивые, сложившиеся в результате многократного повторения стереотипные формы массового поведения. (встречать хлебом – солью)

Мораль – система социальных норм, ценностей, принципов и правил, регулирующих человеческие отношения с позиций добра и отрицания зла

Этика выделила существенные отличия обычая от собственно морали и нравственности.

Обычаи – устойчивые, сложившиеся в результате многократного повторения стереотипные формы массового поведения. (встречать хлебом – солью)

Моральные нормы Поддерживают устойчивость общества Регулируют деятельность людей Рекомендуют индивиду наилучшие формы поведения Запрещают некоторые нормы поведения Поведение человека регулируют: мораль, традиции, право, религиозные учения, политические взгляды, образцы поведения, содержащиеся в литературных произведениях

Моральные нормы

  • Поддерживают устойчивость общества
  • Регулируют деятельность людей
  • Рекомендуют индивиду наилучшие формы поведения
  • Запрещают некоторые нормы поведения

Поведение человека регулируют: мораль, традиции, право, религиозные учения, политические взгляды, образцы поведения, содержащиеся в литературных произведениях

«Способствовало ли возрождение наук и искусств возрождению нравов?» 1750г. Жан Жак Руссо ответил отрицательно. « .. Науки и искусство привели к порче нравов, они привели человека к отчуждению своей природы» Моральная ответственность и нравственный выбор. В личной жизни человек поступает неосознанно, по привычке. В ситуации нравственного выбора человек поступает осознанно и выбор сделать нелегко. Моральные отношения строятся на уважении, сочувствии и сопереживании

«Способствовало ли возрождение наук и искусств возрождению нравов?» 1750г.

  • Жан Жак Руссо ответил отрицательно.

« .. Науки и искусство привели к порче нравов, они привели человека к отчуждению своей природы»

Моральная ответственность и нравственный выбор.

В личной жизни человек поступает неосознанно, по привычке. В ситуации нравственного выбора человек поступает осознанно и выбор сделать нелегко.

Моральные отношения строятся на уважении, сочувствии и сопереживании

Добро – нравственно положительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни  Зло – нравственно отрицательное и предосудительное в и в явлениях общественной жизни и поступках людей В своей личной жизни люди чаще всего совершают поступки по привычке, в соответствии с традициями и обычаями: -помочь слабому, уступить место старику, защитить ребенка. пр. нужно забрать младшего брата из д.сада, а друзья зовут в кино. Чтобы человек в нравственном выборе ориентировался на моральные нормы и ценности, они должны стать его убеждениями. Моральный выбор основан на свободном самостоятельном приятии личностью нравственного выбора. Для человека нравственная норма становится результатом собственных рассуждений, собственный мотив действий Свобода в моральном выборе реализуется как свобода воли.. Человек должен осознавать не только цель выбора, но и последствия выбора, результаты действий. Свобода выбора всегда связана с моральной ответственностью

Добро – нравственно положительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни Зло – нравственно отрицательное и предосудительное в и в явлениях общественной жизни и поступках людей

В своей личной жизни люди чаще всего совершают поступки по привычке, в соответствии с традициями и обычаями:

-помочь слабому, уступить место старику, защитить ребенка.

пр. нужно забрать младшего брата из д.сада, а друзья зовут в кино.

Чтобы человек в нравственном выборе ориентировался на моральные нормы и ценности, они должны стать его убеждениями. Моральный выбор основан на свободном самостоятельном приятии личностью нравственного выбора.

Для человека нравственная норма становится результатом собственных рассуждений, собственный мотив действий

Свобода в моральном выборе реализуется как свобода воли.. Человек должен осознавать не только цель выбора, но и последствия выбора, результаты действий.

Свобода выбора всегда связана с моральной ответственностью

Моральная ответственность и нравственная культура ?? -выбор школьника: что сделать сначала уроки по математике или литературе? - Выбор между игрой футбол или походом в библиотеку? Суть морального выбора заключается в том, что он изменяет не только жизнь самого человека, но и жизнь других людей Добро и зло - нравственные ценности, на которые опирается человек в моральном выборе

Моральная ответственность и нравственная культура

??

-выбор школьника: что сделать сначала уроки по математике или литературе?

- Выбор между игрой футбол или походом в библиотеку?

Суть морального выбора заключается в том, что он изменяет не только жизнь самого человека, но и жизнь других людей

Добро и зло - нравственные ценности, на которые опирается человек в моральном выборе

Моральный выбор Нравственно оценивая действия других людей, мы приобретаем способность оценивать собственные поступки и их мотивы, действовать самостоятельно, без повседневного контроля и принуждения. Через моральный выбор человек осуществляет поиск смысла жизни, познает самого себя. Кроме самооценки есть внешняя моральная оценка.

Моральный выбор

Нравственно оценивая действия других людей, мы приобретаем способность оценивать собственные поступки и их мотивы, действовать самостоятельно, без повседневного контроля и принуждения.

Через моральный выбор человек осуществляет поиск смысла жизни, познает самого себя.

Кроме самооценки есть внешняя моральная оценка.

Нравственная культура -уровень развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта человечества; способность ориентироваться в своей деятельности на моральные ценности, нормы и принципы; готовность к постоянному совершенствованию Нравственная культура проявляется в желании и умении творить добро и противодействовать злу. В этом ее практический смысл

Нравственная культура

-уровень развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта человечества; способность ориентироваться в своей деятельности на моральные ценности, нормы и принципы; готовность к постоянному совершенствованию

Нравственная культура проявляется в желании и умении творить добро и противодействовать злу. В этом ее практический смысл

Домашнее задание 1. Девятый Санкт-Петербургский международный культурный форум – Форум объединенных культур https://unitedcultures.ru/news/deklaraciya-devyatogo-sankt-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-kulturnogo-foruma-foruma-obedinennyh-kultur 2. Согласны ли вы с высказыванием «Мораль-это выдумка людей, не умеющих реально смотреть на мир»? Аргументируйте  свое мнение

Домашнее задание

1. Девятый Санкт-Петербургский международный культурный форум – Форум объединенных культур https://unitedcultures.ru/news/deklaraciya-devyatogo-sankt-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-kulturnogo-foruma-foruma-obedinennyh-kultur

2. Согласны ли вы с

высказыванием

«Мораль-это выдумка

людей, не умеющих

реально смотреть на

мир»? Аргументируйте

свое мнение

Наука ?? Какие функции выполняет современная наука? Какие достижения современной науки помогают людям в повседневной жизни

Наука

??

Какие функции выполняет современная наука?

Какие достижения современной науки помогают людям в повседневной жизни

Наука – часть духовной сферы общественной жизни, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, обществе и человеке Вид деятельности ( отрасль духовного производства) Социальный институт, система научных учреждений Система объективных знаний В чем специфика научной деятельности?

Наука – часть духовной сферы общественной жизни, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, обществе и человеке

  • Вид деятельности ( отрасль духовного производства)
  • Социальный институт, система научных учреждений
  • Система объективных знаний

В чем специфика научной деятельности?

Вместе с учеными в научной деятельности участвует и вспомогательный научный и обслуживающий персонал. Это большая социальная группа (и по количественному и по качественному составу) Основные формы организации науки – ВУЗы, НИИ, НИЦ, лаборатории. Наиболее авторитетные кадры (академики и члены – корреспонденты) нашей страны сосредоточены в РАН, наследнице С-П Императорской академии наук, ведущих вузах: МГУ им.Ломоносова, СПГУ и др. Прикладные исследования ведут соответствующие НИИ Пр. Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почётного академика Н. Ф. Гамалеи, основанный в 1891 году, является ведущим в своей сфере исследовательским учреждением в мире.

Вместе с учеными в научной деятельности участвует и вспомогательный научный и обслуживающий персонал. Это большая социальная группа (и по количественному и по качественному составу)

Основные формы организации науки – ВУЗы, НИИ, НИЦ, лаборатории.

Наиболее авторитетные кадры (академики и члены – корреспонденты) нашей страны сосредоточены в РАН, наследнице С-П Императорской академии наук, ведущих вузах: МГУ им.Ломоносова, СПГУ и др.

Прикладные исследования ведут соответствующие НИИ

Пр. Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почётного академика Н. Ф. Гамалеи, основанный в 1891 году, является ведущим в своей сфере исследовательским учреждением в мире.

Наука как социальный институт Институт науки – формально (законодательно) и неформально закрепленная система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, между научной сферой и другими социальными институтами. Включает в себя: Ученых с их квалификацией, опытом и знаниями Разделение и кооперацию научного труда (различные направления в научной деятельности, обобщение результатов и из учет в дальнейших исследованиях) Налаженную и эффективно действующую систему научной информации (издание научных журналов, проведение конференций) Научные организации и учреждения, научные школы и сообщества Лабораторное и экспериментальное оборудование Методы научно-исследовательской работы Специальный язык (знаки, символы, формулы) Формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений Моральные принципы научной деятельности (нацеленность на поиск истины, отсутствие плагиата)

Наука как социальный институт

Институт науки – формально (законодательно) и неформально закрепленная система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, между научной сферой и другими социальными институтами.

Включает в себя:

  • Ученых с их квалификацией, опытом и знаниями
  • Разделение и кооперацию научного труда (различные направления в научной деятельности, обобщение результатов и из учет в дальнейших исследованиях)
  • Налаженную и эффективно действующую систему научной информации (издание научных журналов, проведение конференций)
  • Научные организации и учреждения, научные школы и сообщества
  • Лабораторное и экспериментальное оборудование
  • Методы научно-исследовательской работы
  • Специальный язык (знаки, символы, формулы)
  • Формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений
  • Моральные принципы научной деятельности (нацеленность на поиск истины, отсутствие плагиата)

Наука как система знаний  - основана на целостной системе понятий, законов, теорий, полученных в результате научного познания. Научное познание постоянно развивается, открываются новые научные факты, строятся новые научные теории. Гипотезы и т.д.

Наука как система знаний

- основана на целостной системе понятий, законов, теорий, полученных в результате научного познания.

Научное познание постоянно развивается, открываются новые научные факты, строятся новые научные теории. Гипотезы и т.д.

Классификация наук Естественные науки Социально – гуманитарные (общественные) науки

Классификация наук

  • Естественные науки
  • Социально – гуманитарные (общественные) науки

Особая роль в комплексе обществоведческого знания принадлежит философии

Особая роль в комплексе обществоведческого знания принадлежит философии

Философия Долгое время философия была единственной формой обществознания, общество исследовалось посредством наиболее общих понятий, категорий, в которых были представлены фундаментальные основы общественной жизни. Философия строила идеальные социальные модели, которыми задавались критерии оценки реальных форм общественной жизни Философия стала первой изучать цели и мотивы деятельности человека, его духовные ценности и личностное восприятие мира

Философия

  • Долгое время философия была единственной формой обществознания, общество исследовалось посредством наиболее общих понятий, категорий, в которых были представлены фундаментальные основы общественной жизни.
  • Философия строила идеальные социальные модели, которыми задавались критерии оценки реальных форм общественной жизни
  • Философия стала первой изучать цели и мотивы деятельности человека, его духовные ценности и личностное восприятие мира

В настоящее время обществознание как совокупность социально – гуманитарного знания делится на следующие науки : Исторические (история, археология, этнология..) Экономические (экономика, бухучет, статистика..) Философские (онтология, логика, гносеология..) Филологические (фольклористика, языкознание..) Юридические (теория и история государства и права, уголовное право..) Педагогические (общая педагогика, социальная педагогика..) Психологические ( психология образования, психология личности..) Социологические (социология религии, социология коммуникаций..) Политологические (теория политики, политанализ, политтехнологии..) Культурология (искусствоведение, теория и история культуры..) Религиоведение (история религии, история Церкви..)

В настоящее время обществознание как совокупность социально – гуманитарного знания делится на следующие науки :

  • Исторические (история, археология, этнология..)
  • Экономические (экономика, бухучет, статистика..)
  • Философские (онтология, логика, гносеология..)
  • Филологические (фольклористика, языкознание..)
  • Юридические (теория и история государства и права, уголовное право..)
  • Педагогические (общая педагогика, социальная педагогика..)
  • Психологические ( психология образования, психология личности..)
  • Социологические (социология религии, социология коммуникаций..)
  • Политологические (теория политики, политанализ, политтехнологии..)
  • Культурология (искусствоведение, теория и история культуры..)
  • Религиоведение (история религии, история Церкви..)

Наука и общество Ценность науки не только в познании окружающего мира, а и в применении ее открытий на практике

Наука и общество

Ценность науки не только в познании окружающего мира, а и в применении ее открытий на практике

Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин (компьютеров, роботов) или программ, обладающих возможностями мыслить разумно как человек ( Конференция по искусственному интеллекту 4 декабря 2020 года ) http://www.kremlin.ru/events/president/news/64545

Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин (компьютеров, роботов) или программ, обладающих возможностями мыслить разумно как человек ( Конференция по искусственному интеллекту 4 декабря 2020 года )

http://www.kremlin.ru/events/president/news/64545

https://2051.vision/2023/11/02/25-stran-prinyali-uchastie-v-sammite-posvyaschennom-bezopasnosti-ii-v-londone/

https://2051.vision/2023/11/02/25-stran-prinyali-uchastie-v-sammite-posvyaschennom-bezopasnosti-ii-v-londone/

https://ai.gov.ru/

https://ai.gov.ru/

Домашнее задание Какие государственные программы, на ваш взгляд, можно было бы разработать для смягчения негативных последствий трансформации профессий (можно по результатам конференции)

Домашнее задание

Какие государственные программы, на ваш взгляд, можно было бы разработать для смягчения негативных последствий трансформации профессий (можно по результатам конференции)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!