Тема 3.2. Духовная жизнь общества
Мораль и нравственная культура. Наука.
Мораль
- ??
- Чем отличается мораль от других социальных регуляторов
- В чем заключается «золотое правило» нравственности
Мораль
- «этос» обычай, характер, привычки поведения (уравновешенный, разумный, нравственный стиль поведения)
противостоит
- «фюсис» низменная природа, естество человека
- «патос» (пафос) беспокойный, неразумный, иррациональный
Аристотель: «этос» – этика
Римляне: mores – обычаи, нравы – мораль
Этика – наука, изучающая мораль
Мораль – система социальных норм, ценностей, принципов и правил, регулирующих человеческие отношения с позиций добра и отрицания зла
Этика выделила существенные отличия обычая от собственно морали и нравственности.
Обычаи – устойчивые, сложившиеся в результате многократного повторения стереотипные формы массового поведения. (встречать хлебом – солью)
Моральные нормы
- Поддерживают устойчивость общества
- Регулируют деятельность людей
- Рекомендуют индивиду наилучшие формы поведения
- Запрещают некоторые нормы поведения
Поведение человека регулируют: мораль, традиции, право, религиозные учения, политические взгляды, образцы поведения, содержащиеся в литературных произведениях
«Способствовало ли возрождение наук и искусств возрождению нравов?» 1750г.
- Жан Жак Руссо ответил отрицательно.
« .. Науки и искусство привели к порче нравов, они привели человека к отчуждению своей природы»
Моральная ответственность и нравственный выбор.
В личной жизни человек поступает неосознанно, по привычке. В ситуации нравственного выбора человек поступает осознанно и выбор сделать нелегко.
Моральные отношения строятся на уважении, сочувствии и сопереживании
Добро – нравственно положительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни Зло – нравственно отрицательное и предосудительное в и в явлениях общественной жизни и поступках людей
В своей личной жизни люди чаще всего совершают поступки по привычке, в соответствии с традициями и обычаями:
-помочь слабому, уступить место старику, защитить ребенка.
пр. нужно забрать младшего брата из д.сада, а друзья зовут в кино.
Чтобы человек в нравственном выборе ориентировался на моральные нормы и ценности, они должны стать его убеждениями. Моральный выбор основан на свободном самостоятельном приятии личностью нравственного выбора.
Для человека нравственная норма становится результатом собственных рассуждений, собственный мотив действий
Свобода в моральном выборе реализуется как свобода воли.. Человек должен осознавать не только цель выбора, но и последствия выбора, результаты действий.
Свобода выбора всегда связана с моральной ответственностью
Моральная ответственность и нравственная культура
??
-выбор школьника: что сделать сначала уроки по математике или литературе?
- Выбор между игрой футбол или походом в библиотеку?
Суть морального выбора заключается в том, что он изменяет не только жизнь самого человека, но и жизнь других людей
Добро и зло - нравственные ценности, на которые опирается человек в моральном выборе
Моральный выбор
Нравственно оценивая действия других людей, мы приобретаем способность оценивать собственные поступки и их мотивы, действовать самостоятельно, без повседневного контроля и принуждения.
Через моральный выбор человек осуществляет поиск смысла жизни, познает самого себя.
Кроме самооценки есть внешняя моральная оценка.
Нравственная культура
-уровень развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта человечества; способность ориентироваться в своей деятельности на моральные ценности, нормы и принципы; готовность к постоянному совершенствованию
Нравственная культура проявляется в желании и умении творить добро и противодействовать злу. В этом ее практический смысл
Домашнее задание
1. Девятый Санкт-Петербургский международный культурный форум – Форум объединенных культур https://unitedcultures.ru/news/deklaraciya-devyatogo-sankt-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-kulturnogo-foruma-foruma-obedinennyh-kultur
2. Согласны ли вы с
высказыванием
«Мораль-это выдумка
людей, не умеющих
реально смотреть на
мир»? Аргументируйте
свое мнение
Наука
??
Какие функции выполняет современная наука?
Какие достижения современной науки помогают людям в повседневной жизни
Наука – часть духовной сферы общественной жизни, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, обществе и человеке
- Вид деятельности ( отрасль духовного производства)
- Социальный институт, система научных учреждений
- Система объективных знаний
В чем специфика научной деятельности?
Вместе с учеными в научной деятельности участвует и вспомогательный научный и обслуживающий персонал. Это большая социальная группа (и по количественному и по качественному составу)
Основные формы организации науки – ВУЗы, НИИ, НИЦ, лаборатории.
Наиболее авторитетные кадры (академики и члены – корреспонденты) нашей страны сосредоточены в РАН, наследнице С-П Императорской академии наук, ведущих вузах: МГУ им.Ломоносова, СПГУ и др.
Прикладные исследования ведут соответствующие НИИ
Пр. Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почётного академика Н. Ф. Гамалеи, основанный в 1891 году, является ведущим в своей сфере исследовательским учреждением в мире.
Наука как социальный институт
Институт науки – формально (законодательно) и неформально закрепленная система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, между научной сферой и другими социальными институтами.
Включает в себя:
- Ученых с их квалификацией, опытом и знаниями
- Разделение и кооперацию научного труда (различные направления в научной деятельности, обобщение результатов и из учет в дальнейших исследованиях)
- Налаженную и эффективно действующую систему научной информации (издание научных журналов, проведение конференций)
- Научные организации и учреждения, научные школы и сообщества
- Лабораторное и экспериментальное оборудование
- Методы научно-исследовательской работы
- Специальный язык (знаки, символы, формулы)
- Формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений
- Моральные принципы научной деятельности (нацеленность на поиск истины, отсутствие плагиата)
Наука как система знаний
- основана на целостной системе понятий, законов, теорий, полученных в результате научного познания.
Научное познание постоянно развивается, открываются новые научные факты, строятся новые научные теории. Гипотезы и т.д.
Классификация наук
- Социально – гуманитарные (общественные) науки
Особая роль в комплексе обществоведческого знания принадлежит философии
Философия
- Долгое время философия была единственной формой обществознания, общество исследовалось посредством наиболее общих понятий, категорий, в которых были представлены фундаментальные основы общественной жизни.
- Философия строила идеальные социальные модели, которыми задавались критерии оценки реальных форм общественной жизни
- Философия стала первой изучать цели и мотивы деятельности человека, его духовные ценности и личностное восприятие мира
В настоящее время обществознание как совокупность социально – гуманитарного знания делится на следующие науки :
- Исторические (история, археология, этнология..)
- Экономические (экономика, бухучет, статистика..)
- Философские (онтология, логика, гносеология..)
- Филологические (фольклористика, языкознание..)
- Юридические (теория и история государства и права, уголовное право..)
- Педагогические (общая педагогика, социальная педагогика..)
- Психологические ( психология образования, психология личности..)
- Социологические (социология религии, социология коммуникаций..)
- Политологические (теория политики, политанализ, политтехнологии..)
- Культурология (искусствоведение, теория и история культуры..)
- Религиоведение (история религии, история Церкви..)
Наука и общество
Ценность науки не только в познании окружающего мира, а и в применении ее открытий на практике
Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин (компьютеров, роботов) или программ, обладающих возможностями мыслить разумно как человек ( Конференция по искусственному интеллекту 4 декабря 2020 года )
http://www.kremlin.ru/events/president/news/64545
https://2051.vision/2023/11/02/25-stran-prinyali-uchastie-v-sammite-posvyaschennom-bezopasnosti-ii-v-londone/
https://ai.gov.ru/
Домашнее задание
Какие государственные программы, на ваш взгляд, можно было бы разработать для смягчения негативных последствий трансформации профессий (можно по результатам конференции)