СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достаточно часто морфологический разбор вызывает у учащихся начальных классов затруднения, так как многие школьники не могут удержать в памяти все морфологические характеристики частей речи.  Многократное обращение к  предложенным памяткам приводит не только к более крепким знаниям, но и  к выработке навыка выполнения данного вида разбора.

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.»

Урок русского языка

Урок русского языка

Части речи – это слова, которые называют все, что нас окружает : предметы, людей, их действия, признаки .

Части речи – это слова, которые называют все, что нас окружает :

предметы, людей,

их действия, признаки .

Распределите слова в три столбика по частям речи Зеленеть, солнце, гигантский, корабль, чудесный, посмотреть, объявление, дождь, прогуляться, радостный, берёза, картина, овощной, хохотать, соловьиный, пошёл, светлеть, прекрасный. .

Распределите слова в три столбика по частям речи

Зеленеть, солнце, гигантский, корабль, чудесный, посмотреть, объявление, дождь, прогуляться, радостный, берёза, картина, овощной, хохотать, соловьиный, пошёл, светлеть, прекрасный.

.

Начальная форма Собственное или нарицательное Одушевленное или неодушевленное Род Склонение Число Падеж Роль в предложении  Образец : минуту (что?) – сущ., нач.ф - минута, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл.,в ед. ч., в В. п., втор.чл.
  • Начальная форма
  • Собственное или нарицательное
  • Одушевленное или неодушевленное
  • Род
  • Склонение
  • Число
  • Падеж
  • Роль в предложении

Образец : минуту (что?) – сущ., нач.ф - минута, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл.,в ед. ч., в В. п., втор.чл.

Именительный падеж, единственное число  Например: к бабушке – бабушка во дворах – двор на небе – небо

Именительный падеж, единственное число

Например:

к бабушке – бабушка

во дворах – двор

на небе – небо

собственные Имена, отчества, фамилии людей Клички животных Географические наименования Названия газет, журналов и т.д. Пишутся с заглавной буквой Волга Марина Англия «Меридиан» Артек Земля Родина

собственные

  • Имена, отчества, фамилии людей
  • Клички животных
  • Географические наименования
  • Названия газет, журналов и т.д.

Пишутся

с заглавной

буквой

Волга

Марина

Англия

«Меридиан»

Артек

Земля

Родина

что ? кто? растительный мир неживые предметы люди животные

что ?

кто?

растительный

мир

неживые

предметы

люди животные

ж. р. .. м. р. .. ср. р. .. оно, моё она, моя он, мой

ж. р. ..

м. р. ..

ср. р. ..

оно, моё

она, моя

он, мой

ед.ч. мн.ч. один предмет много предметов

ед.ч.

мн.ч.

один предмет

много предметов

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение ж.р. м.р. - а; -я - -о; -е м.р. ср.р. ж.р.  -

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

ж.р. м.р.

- а; -я

- -о; -е

м.р. ср.р.

ж.р.

-

7. Падеж Падежи Слова-подсказки И.п. есть Р.п. предлоги  вопросы нет Д.п. В.п. кто? что? от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме дать Т.п. к, по винить кого? чего? в, на, за, про, через творить кому? чему? П.п. кого? что? с (со), за, под, над, между говорить кем? чем? о, об (обо), в (во), на, при о ком? о чём?

7. Падеж

Падежи

Слова-подсказки

И.п.

есть

Р.п.

предлоги

вопросы

нет

Д.п.

В.п.

кто? что?

от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме

дать

Т.п.

к, по

винить

кого? чего?

в, на, за, про, через

творить

кому? чему?

П.п.

кого? что?

с (со), за, под, над, между

говорить

кем? чем?

о, об (обо), в (во), на, при

о ком? о чём?

Выпишите из предложения имена существительные и выполни их морфологический разбор  .  Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом.

Выпишите из предложения имена существительные и выполни их морфологический разбор

.

Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом.

Начальная форма Число Род Падеж Роль в предложении  Образец : по глубокому (снегу) (по какому?) – прил., нач.ф.- глубокий, в ед. ч.,в м. р., в Д. п., определение
  • Начальная форма
  • Число
  • Род
  • Падеж
  • Роль в предложении

Образец : по глубокому (снегу) (по какому?) – прил.,

нач.ф.- глубокий, в ед. ч.,в м. р., в Д. п., определение

Именительный падеж, единственное число, мужской род Например: большая – большой  сильные – сильный голубое – голубой

Именительный падеж, единственное число, мужской род

Например:

большая – большой

сильные – сильный

голубое – голубой

Род, число, падеж имени прилагательного определяется по роду, числу и падежу имени существительного с которым оно связано    Род имени прилагательного определяется только в ед. ч.
  • Род, число, падеж имени прилагательного определяется по роду, числу и падежу имени существительного с которым оно связано
  • Род имени прилагательного определяется только в ед. ч.
Определение Отвечает на вопросы какой? чей? Обозначает признак предмета На столе стоит большая чашка .

Определение

Отвечает на вопросы какой? чей?

Обозначает признак предмета

  • На столе стоит большая чашка .
Блестят пушистые шапки на вековых соснах.

Блестят пушистые шапки на вековых соснах.

Начальная форма Число Время (если есть) Лицо (если есть) Род (если есть) Роль в предложении  Образец: зашли (что сделали?)– гл., неопр.ф.-зайти, прош. в., мн. ч., сказуемое
  • Начальная форма
  • Число
  • Время (если есть)
  • Лицо (если есть)
  • Род (если есть)
  • Роль в предложении

Образец: зашли (что сделали?)– гл., неопр.ф.-зайти,

прош. в., мн. ч., сказуемое

Неопределённая форма глагола ( -ть, -ти ) Например: идти  плавать  говорить  нести  услышать  ходить  оглядеться

Неопределённая форма глагола ( -ть, -ти )

Например:

идти

плавать

говорить

нести

услышать

ходить

оглядеться

что будет делать? что сделаю? что делал? что сделал? что делаю?

что будет делать?

что сделаю?

что делал?

что сделал?

что делаю?

Лицо глаголов определяется по местоимениям Глаголы изменяются по лицам в настоящем и будущем временах.

Лицо глаголов определяется по местоимениям

Глаголы изменяются по лицам в настоящем и будущем временах.

Только в единственном числе самолет м.р. прилетел - птица ж.р. прилетела - а насекомое ср.р. прилетело - о Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Только в единственном числе

самолет

м.р.

прилетел

-

птица

ж.р.

прилетела

- а

насекомое

ср.р.

прилетело

- о

Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

чаще всего Сказуемое Связано с подлежащим, показывает, что о нем говорится Мы будем играть . Я учу уроки.

чаще всего

Сказуемое

Связано с подлежащим, показывает, что о нем говорится

  • Мы будем играть . Я учу уроки.
Выпишите из предложений все глаголы и выполни их морфологический разбор  . 1.Утренняя заря осветила местность. 2. Солнечные лучи залили всю окрестность. 3. Свежий ветерок ласкает загорелые лица .

Выпишите из предложений все глаголы и выполни их морфологический разбор

.

1.Утренняя заря осветила местность. 2. Солнечные лучи залили всю окрестность. 3. Свежий ветерок ласкает загорелые лица .

Домашнее задание  - Повторить морфологические признаки частей речи, - Р.Т.стр.93-94 упр.152, 153  .

Домашнее задание

- Повторить морфологические признаки частей речи,

- Р.Т.стр.93-94 упр.152, 153

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя