СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Клину находится старейшая в России фабрика по производству ёлочных игрушек ручным способом. Хотя, на первый взгляд, игрушки похожи друг на друга, но каждая из них – эксклюзивная. По словам мастеров, невозможно повторить форму, по-разному ложатся краски. В росписи игрушек всё играет важную роль. Лёгкий мазок может полностью её преобразить. Здесь каскады ярких многоцветных бус и фигурки, выполненные в виде свободного и формового дутья. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. В музее «Клинское подворье» представлены более трех тысяч ёлочных игрушек, сделанных клинскими стеклодувами в разные годы. Здесь можно увидеть и кремлёвские звёзды, и стеклянных космонавтов, и игрушку в форме царицы полей кукурузы. А самой старой игрушке в музее – стеклянной Снегурочке – более 100 лет.

В музее каждый желающий сможет не только познакомиться с методикой изготовления елочных украшений, но и собственноручно сделать новогоднюю игрушку. Это будет уникальный опыт, потому что здесь елочные украшения, как и сто лет тому назад, выдувают из стекла и раскрашивают вручную, в отличие от современного метода конвейерной штамповки.

Просмотр содержимого документа
«Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье»»



Клинская ёлочная игрушка







В Клину находится старейшая в России фабрика по производству ёлочных игрушек ручным способом. Хотя, на первый взгляд, игрушки похожи друг на друга, но каждая из них – эксклюзивная. По словам мастеров, невозможно повторить форму, по-разному ложатся краски. В росписи игрушек всё играет важную роль. Лёгкий мазок может полностью её преобразить. Здесь каскады ярких многоцветных бус и фигурки, выполненные в виде свободного и формового дутья. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. В музее «Клинское подворье» представлены более трех тысяч ёлочных игрушек, сделанных клинскими стеклодувами в разные годы. Здесь можно увидеть и кремлёвские звёзды, и стеклянных космонавтов, и игрушку в форме царицы полей кукурузы. А самой старой игрушке в музее – стеклянной Снегурочке – более 100 лет.



ИСТОРИЯ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК

Обычай украшать к Новому году дерево возник очень давно, ещё древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить «главное» дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте, например, это были пальмы. Интересно, что и славяне украшали отнюдь не ёлку, а дуб или березу, так как в их тогда языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.
Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, её называли «деревом Христа», воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года (что в представлении европейцев долго было, в общем-то, одним и тем же). 




Ель в Европе украшали бумажными цветами (в основном белыми и красными розами) и фигурками, золочёными еловыми шишками и пустыми яичными скорлупками, которые в свою очередь украшались тонким слоем латунной чеканки, фруктами (чаще яблоками), пряниками, вафлями и конфетами. 
С каждым десятилетием наряд рождественской ёлки становился всё краше, и к концу XVIII в. на её ветвях появились позолоченные и посеребренные картофелины, бывшие в то время в Европе редкостью необыкновенной. 
Практичные и сообразительные немцы в 1848 г. в одной провинции Германии, в местечке под названием Лауша, додумались изготавливать ёлочные украшения из дутого стекла, и это стало настоящей революцией в деле украшения ёлки. 
Царь Пётр I был тем, кто ввёл в России обычай ставить и украшать ёлку. Будучи еще совсем юным, он гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Став царем, Пётр I издал указ отмечать Новый год, как в Европе: 

«По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».


После смерти Петра указ начали игнорировать, а самым узнаваемым символом Нового года ёлка стала лишь веком позже.
В России первые ёлки появились в XIX в. на крышах и заборах питейных заведений – в качестве украшений. 
В русский быт ёлка стала проникать  в 1840  гг.  Собственно украшать ёлки стали в 1860 – 1870-е гг. (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда ёлочные игрушки чётко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Игрушка продавалась в магазинах, причём в магазинах очень дорогих. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX в.  –  было то же самое, что современному россиянину купить машину.  

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

Когда же стали украшать ёлку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали ёлку. Тогда жители   пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. Игрушки  в царской России были  кустарные.



Считается, что первыми кустарными игрушками, которые стали производиться в 1880 – 90-е гг., – это были стеклянные бусы. Первоначально стеклянные бусы, пуговицы делались для   деревенских женщин.   Но кустари додумались до того, что можно бусы повесить не только на женщин, но  и на ёлку.  Смотрите слайд-шоу: «История ёлочной игрушки».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

В советское время на смену восковым ангелочкам, «вифлеемским» звёздам пришли красные пятиконечные («кремлёвские») звёзды и стеклянные пионеры. В  1937 г. Наркомпрос  выпускает пособие под названием «Ёлка в детском саду», где подробно  описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на  средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны  себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Смотрите слайд-шоу: «ёлочная игрушка после Октябрьской революции».


 Какие ещё  происходили изменения  в послевоенное советское время?  Что внесла уже  и современная эпоха? – мы продолжаем задавать вопросы автору книги  «История ёлочной игрушки», доктору исторических наук Алле Сальниковой. 
– До середины 1950-х гг. никаких особых изменений в ёлочной игрушке не происходило, но главная задача, которая в то время ставилась, – это наращивание ёлочного игрушечного производства. На ёлках появилась и кукуруза.  Как признак советского изобилия стали вешать и  морковку, огурцы,  стручки гороха, перец и разные др. овощи. 
– Это всё из спрессованной ваты и с проблесками серебряной краски? 


– В 1950-е гг. уже  больше использовалось  стекло. Кроме того, на волне строительства хрущёвок, этих маленьких квартир, стали появляться мини-игрушки, набор мини-украшений, потому что в такую квартиру можно было поставить только мини-ёлку с мини-игрушками.  Появились и бытовые игрушки – кофейники, чайники, самоварчики, вазочки, настольные лампы – обычные атрибуты обычного нормального человеческого быта. И их стали помещать на ёлку.
– Каким образом уже брежневская эпоха отразилась на ёлочных игрушках? 
– С середины 1960 гг. кустарное производство ёлочной игрушки и полукустарное производство ёлочной игрушки в Советском Союзе прекращается, и начинается машинное производство. Это игрушка идёт на поток, она становится очень однообразной.

Это такие безликие шары, снежинки, шишки. 
– Что новое привнесло в ёлочную игрушку наше время? 
–1990-е гг. произошли большие изменения.  Китайская игрушка буквально заполонила российский рынок. 

Но в последнее время, благодаря наращиванию производства на российских фабриках игрушки,  появляется прекрасная российская игрушка, игрушка, изготовленная по старинной технологии путем выдувания, игрушка ручной работы.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

1 января  1947 г. был, наконец, объявлен нерабочим днем, как в  дореволюционные времена.  Основные сюжеты советских  украшений: дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звёздочки. В честь полётов в космос выпустили космонавтов, игрушечные  спутники и ракеты. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик, игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать. Из сосулек, домиков, часов, зверушек, шаров, звёзд получалась уникальная новогодняя ёлочная композиция. Постсоветские времена внесли свои изменения в стиль и формы ёлочных игрушек. Смотрите слайд-шоу «от советских до современных ёлочных игрушек».


ИСТОРИЯ КЛИНСКОЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ

Возникновение Клинского стеклодувного промысла и его развитие в деревнях относится к XIX в., когда в 1818 г. князь А.С. Меншиков получает разрешение на открытие в своём имении Александрово стекольного завода для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. 
Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия – это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. 
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На ёлки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX в. лица стали делать выпуклыми, из картона, позже  –   фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, – в отличие от советской. 
После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сёл открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и ёлочных игрушек.
В 1925 г. празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Вместо  игрушек-ангелов появились пионеры, будённовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звёздами. Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолётиками, парашютами с крошечными парашютистами. На ёлки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. 


Сократившийся за время войны стекольный промысел к 1950 гг. достиг довоенного уровня. С подъёмом промышленности происходит объединение артелей в фабрики, строятся новые помещения, улучшаются условия работы, обновляется технология и расширяется ассортимент.
В 1970 гг. проводятся организационные мероприятия по объединению Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик в объединение «Ёлочка», позднее присоединяется Клинская. 
В 1990 гг. в результате проведения приватизации создаётся акционерное общество открытого типа «Ёлочка». За сохранение и дальнейшее развитие уникального стеклодувного мастерства  решением Художественно-экспертного совета Московской области ОАО «Ёлочке» присвоен статус предприятия «народно художественного промысла».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

В конце 1930-х гг. на ёлках появились герои детской литературы – Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской ёлочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 г. был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой. В период национализации кустари-одиночки начинают объединяться в артели. Смотрите слайд-шоу «История клинской ёлочной игрушки».

С появлением обычая наряжать ёлку не только подарками, но и игрушками из картона, ваты и стекла, там же впервые начали выдувать бусы как ёлочные украшения. Доступность сырья, простота изготовления и увеличивающийся спрос на ёлочные игрушки подтолкнуло наиболее предприимчивых крестьян заняться индивидуальным ремеслом в своих домах.  Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.



Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. 

А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».



МАСТЕРА КЛИНСКОГО ПРОМЫСЛА ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК

Ёлочная игрушка – это застывший выдох стеклодува. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. И помнить, что стеклянная заготовка – это будущая часть новогодней сказки. Говорит стеклодув Марина Сыслова:

«Надо вложить душу, чтобы игрушка просто радовала людей, даже своей формой. Пусть она немножко кривовата, но такая веселенькая, ей приятно висеть на ёлке».


Хотя, на первый взгляд, игрушки похожи друг на друга, каждая из них – оригинальная. По словам мастеров, невозможно повторить форму, по-разному ложатся краски. В росписи игрушек всё играет важную роль.



Легкий мазок может полностью её преобразить. Поясняет мастер по росписи ёлочных игрушек Светлана Мочалова:

«Если судить по фигуркам, например, возьмём глаза, если сделаешь глаза не так, они становятся или такими злыми, или грустными и игрушка совсем уже не та становится, какая-то страшненькая».
Фантазия художников позволяет ежегодно обновлять ассортимент. Но, как правило, в основном это устоявшиеся формы: шары, шишки, колокольчики. Однако есть игрушка, которую из года в год приходится придумывать заново – символ будущего года.
– Я представляю себе, что он такой радостный идёт, сытый, розовый, чтобы и у нас год такой же был – сытый и довольный, – рассказывает старший инженер-художник Светлана Попова.
Первые стеклянные елочные шары начали выдувать в Саксонии в середине XIX в. Потом появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья. В России первое ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова. И вот уже более 150 лет здесь выпускают стеклянные игрушки. Три года назад пытались перейти на пластик. Но он не прижился на заводе. Генеральный директор фабрики ёлочных игрушек Ольга Волкова считает:

«Стекло есть стекло. Оно играет, оно лёгкое, оно изящное. А «пластик», как его называют специалисты по ёлочной игрушке, мёртвый материал, а у стекла большое будущее».


В последние годы российским производителям елочных игрушек приходится буквально отвоевывать место на рынке, который заполонила китайская продукция. Но здесь уверены, что смогут и дальше выдерживать конкуренцию. Ведь каждый шарик, даже самый простой, мастера делают вручную, буквально вдыхая в него свою душу.

КЛИНСКАЯ ФАБРИКА ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК

Фабрика ёлочных игрушек. В Клину находится старейшая в России фабрика по производству елочных игрушек ручным способом.

Ёлочная игрушка - это застывший выдох стеклодува. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. И помнить, что стеклянная заготовка - это будущая часть новогодней сказки.



"Надо вложить душу, чтобы игрушка просто радовала людей, даже своей формой. Пусть она немножко кривовата, но такая веселенькая, ей приятно висеть на елке", - говорит стеклодув Марина Сыслова.

Хотя на первый взгляд игрушки похожи друг на друга, каждая из них - эксклюзивная. По словам мастеров, невозможно повторить форму, по-разному ложатся краски. В росписи игрушек все играет важную роль. Легкий мазок может полностью ее преобразить.

"Если судить по фигуркам, например, возьмем глаза, если сделаешь глаза не так, они становятся или такими злыми, или грустными и игрушка совсем уже не та становится, какая-то страшненькая", - поясняет мастер по росписи елочных игрушек Светлана Мочалова.

Фантазия художников позволяет ежегодно обновлять ассортимент. Но, как правило, в основном это устоявшиеся формы: шары, шишки, колокольчики. Однако есть игрушка, которую из года в год приходится придумывать заново - символ будущего года.

Первые стеклянные елочные шары начали выдувать в Саксонии в середине XIX века. Потом появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья. В России первое елочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова. И вот уже более 150-ти лет здесь выпускают стеклянные игрушки. Три года назад пытались перейти на пластик. Но он не прижился на заводе.

"Стекло есть стекло. Оно играет, оно легкое, оно изящное. А "пластик", как его называют специалисты по елочной игрушке, мертвый материал, а у стекла большое будущее", - считает генеральный директор завода елочных игрушек Ольга Волкова.





В последние годы российским производителям елочных игрушек приходится буквально отвоевывать место на рынке, который заполонила китайская продукция. Но здесь уверены, что смогут и дальше выдерживать конкуренцию. Ведь каждый шарик, даже самый простой, мастера делают вручную, буквально вдыхая в него свою душу.

Фабрика уже более ста лет производит разнообразные новогодние елочные украшения, среди которых традиционные шары, гирлянды и наборы из них, сказочные персонажи, матрешки и самоварчики, причудливые шишки и простые подвески-сосульки, каскады ярких многоцветных бус и фигурки, выполненные в виде свободного и формового дутья.

Недавно при фабрике был открыт выставочный комплекс — красивое здание в русском стиле, в котором проводятся экскурсии для детей и взрослых. В выставочном зале расположена экспозиция, демонстрационная стеклодувная мастерская, мини-цех окраски елочных украшений.

В музее каждый желающий сможет не только познакомиться с методикой изготовления елочных украшений, но и собственноручно сделать новогоднюю игрушку. Это будет уникальный опыт, потому что здесь елочные украшения, как и сто лет тому назад, выдувают из стекла и раскрашивают вручную, в отличие от современного метода конвейерной штамповки.

В экспозиции представлены более трех тысяч елочных игрушек, сделанных клинскими стеклодувами в разные годы. Все экспонаты музея отражают эпоху, в которую они были сделаны. Поэтому здесь можно увидеть и кремлевские звезды, и стеклянных космонавтов, и игрушку в форме царицы полей кукурузы. А самой старой игрушке в музее — стеклянной Снегурочке — более 100 лет. В 12 залах музея выставлено около 2 тыс. экспонатов, включая елочные украшения не только клинских мастеров. Здесь собраны новогодние и рождественские игрушки из стекла, картона и папье-маше с 20-х годов прошлого века по сегодняшний день.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ

Процесс производства обычного ёлочного шарика – зрелище впечатляющее. В темноте огромного цеха таинственно светятся языки синего пламени: несколько десятков женщин «колдуют»  над небольшими газовыми горелками. Возле каждой – гора тонких трубок из специального стекла. Расплавив серединку трубочки, мастер-стеклодув дует в образовавшийся тонкий «усик» заготовки. Горячая масса наполняется воздухом, раздувается и подрагивает, словно мыльный пузырь. И хотя стенки стеклянного шара толще радужной мыльной оболочки, сам процесс ручного дутья требует той же осторожности и терпеливости, что и детская забава: лопнуть такой шарик может запросто – стоит только усилить давление воздуха в неподходящий момент или попытаться выдуть шар из бракованной заготовки. 
Мастер кладёт небольшой овальный сгусток горячей, светящейся изнутри огнём и золотом стекломассы в одну половинку металлической формы, накрывает её второй и через секунду вытаскивает уже отформованное изделие. Еще немного воздуха, короткий «обжиг» над горелкой  – и готов прозрачный зайчик. Его отправляют в белый пластмассовый лоток, где таких зайчиков с «усиками» на «макушке»  и «пятках» уже много. Когда лотки на столах заполняются, их переносят в следующий цех. 
Во втором цехе светло и пустынно, все вокруг заставлено деревянными ящиками, в которых покоятся шары и игрушки довольно необычного вида – теперь вместо хрупкой прозрачности заготовки приобрели зеркальный блеск. Некоторые шары «посеребрены» наполовину.  Каждая игрушка проходит процесс металлизации: единственная на фабрике машина покрывает её специальным составом. Это нужно, чтобы уже окрашенный цветным лаком предмет имел характерный зеркальный блеск или глубокий матовый цвет. А шарики, металлизированные наполовину,  шарики с «экраном» – особый дизайнерский приём: вы будете смотреть в него, как смотрят в воду. 
Следующий цех напоминает лабораторию алхимика. В огромных чанах – иссиня-чёрное или кроваво-красное варево. В него работница на мгновение опускает серебристый шар, который держит за «усико». А вытаскивает уже васильковый или алый. И ловким движением вставляет «усико» в пустую ячейку на вертящейся подставочке-бочке, обтянутой холщовой тканью.



Так шары сушатся. 
Четвёртый цех – настоящая мастерская прикладного искусства. Здесь тончайшими кисточками мастерицы расписывают игрушки по образцу, разработанному главным дизайнером фабрики Светланой Поповой, и эта роспись не уступает по красоте и самобытности палеху  или  гжели. 
Последний этап – сборка и декорирование изделий (здесь шары и колокольчики собирают в популярные нынче гирлянды, некоторые игрушки получают оригинальное дополнение в виде бантов, ленточек или искусственной хвои), оснащение  их специальными металлическими держателями  с петелькой для нитки и упаковка в презентабельные коробочки со слюдяным окошечком, сквозь которое заманчиво поблескивают готовые ёлочные наборы. Отсюда они отправляются на склад. 

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

Лаки на «Ёлочке» используют в основном импортные – наша промышленность о новогодних игрушках не думает. Чтобы составить достойную конкуренцию красочному импорту, наводнившему отечественные прилавки, фабрике приходится тратить огромные средства на последние разработки германских и польских производителей. Закупают такие лаки,  которые придают шарам особый «бархатный»  блеск, есть такие, которые, высыхая, начинают кристаллизироваться, и по всей «шелковистой» поверхности шара или «макушки» разрастаются чудесные  узоры, похожие на те, что выписывает мороз на окнах. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ёлочных игрушек».













МУЗЕЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ «КЛИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ»

Одной из достопримечательностей Подмосковья  является единственный в России музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика ёлочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин. 
Музей ёлочной игрушки состоит из 12  залов, в которых посетители узнают о зарождении и развитии стекольного промысла на клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей ёлочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.
В первом зале   музея  посетителей встретит ёлочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX в. праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками,  забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные ёлочные украшения.
Во втором зале посетители  попадают  в крестьянскую избу конца XIX в. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.
Следующий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени – монтажные, ватные и картонажные.
Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом  «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает её в пламени газовой горелки  до тех пор, пока стекло  не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко.
Заглянув  в цех росписи, Вы увидите, как  художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, укладывают снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и  «серебром».
Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская ёлочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный



Король». Всемирно известный  композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».
Ёлочные игрушки 1940 – 1960 гг. представлены в следующем зале. Это было непростое время для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолётов и дирижаблей с символикой СССР.
В музее представлены и современные стеклянные  игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Ёлочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями  переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты.

Адрес Музея ёлочной игрушки «Клинское подворье»: 141600 Клин, Московская область, ул. Староямская, дом 4.
Телефоны: 8 (49624) 2-40-34,8 (916) 246-60-34
E-mail: [email protected]
Сайт: http://www.klinvk.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

Посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, погружает в романтические мечты. Ёлки-чудо, ёлки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием. Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца. А ещё Вы можете посетить фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка». Музей ёлочной игрушки – это замечательная возможность снова побывать в детстве. «Клинское подворье» – это удивительный дворец, в котором живёт сказка, чудо и волшебство. Смотрите слайд-шоу «Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье».



КРЕМЛЁВСКАЯ ЁЛКА С КЛИНСКИМИ ИГРУШКАМИ

Главное новогоднее дерево страны – Кремлёвская ёлка – принарядилось по самой последней моде. И помогли ему в этом, не поверите, детишки-сироты. Эту необычную идею в Управлении делами Президента РФ (именно это ведомство отвечает за кремлёвскую ёлку) сразу горячо поддержали. А в московском детском доме №48 сначала даже растерялись: «Разве нам разрешат наряжать ёлку в Кремле?».
Сложнее всего было выбирать ребят. Каждый ведь мечтал нарядить кремлёвскую лесную красавицу, и каждый по-своему этого достоин. Но, в конечном итоге, остановились на признанных в детском доме талантах. Вот, скажем, четвероклассник Олег Семёнов – артист, каких поискать. В школьном театре сейчас во всех тонкостях разбирает роль Зайца, которую ему предстоит играть в новогоднем спектакле. Между прочим, главную роль. Правда, с Олегом вышел казус. Прямо перед нашей встречей он «заработал» фингал – во время игры в футбол один из ребят нечаянно задел локтем.
– Я так волновался, думал, вот вдруг из-за этого не возьмут елку наряжать, –  говорит Олег. Но синяк ёлочному делу не помеха – фейс-контроль проходить для этого ведь не нужно.
От Клинской фабрики «Ёлочка» доставили на Кремлёвскую ёлку новогодние игрушки. «Наш подарок – сказочный сундук с  игрушками, – говорит генеральный директор ОАО «Елочка» Ольга Павловна Волкова, – в сундуке яркие матрёшки, самовары, колокола. Все игрушки – больших размеров и очень красивые. Это был специальный заказ, который наши мастера с удовольствием выполнили».
– Многие игрушки совершенно новые, – говорит пресс-секретарь Управляющего делами Президента РФ Виктор Хреков. – Часть из них специально для Кремлёвской елки сделали на Клинском заводе ёлочных украшений. А вообще ёлка на этот раз впервые будет украшена гирляндами, которые изготовлены по нанотехнологиям. Мы используем в общей сложности 3300 светодиодных лампочек. Ёлочная наногирлянда длиной почти 1000 метров. Ну а помимо этого Кремль (в основном Ивановскую площадь) украсят ещё 60 тысяч метров гирлянд.











* * *
Новогодние игрушки
Звери покупали.
На прилавке у Кукушки
Ящики стояли.

А на полочке стояли
Шарики цветные,
И на солнышке сияли
Словно золотые.

Дождь серебряный свисал
У прилавка сбоку,
А на ниточке летал
Шарик одиноко.

–  Шарик я себе куплю, –  
Белочка сказала,
–  Дед Морозу подарю!
И с шаром умчалась.

Всем игрушек здесь хватило
Красочных и разных.
Звери ёлку наряжали
В Новогодний праздник!


Александр Мецгер




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!