СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная гостиная

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 создание условий для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная»

«Музыкальная гостиная»


Цель:


создать условия для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания, прививать любовь к классической музыке, развивать умение слушать классическую музыку,

воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству.


Учитель музыки: Омельченко В.С.

Звучит красивая музыка( Фрэнсис Гойя "Я позвонил сказать тебе люблю")

( на фоне музыки , постепенно затихая )


1 слайд-2 слайд


Учитель: Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать Вас в нашей музыкальной гостиной.

Оставив все свои дела, Вы пришли на свидание с музыкой.

У меня в руках скрипичный ключ. Ключ этот не простой. Он поможет нам открыть дорогу в мир музыки.


Дети: (1 класс)

3 слайд

Что такое ноты?

Это семь птенцов.

Что такое ноты?

Это трель скворцов,

Это до рассвета соловьи в садах…

Ничего нет в мире

Музыки чудесней,

Потому что музыка у нас в сердцах!-(вместе хором)


(Звучит песня в исполнении учащихся 1-класса "Весёлые нотки")


Учитель:


Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великих композиторов. Будем учиться слушать и понимать классическую музыку.

Я поворачиваю ключ. Свидание с музыкой начинается.

4 слайд

Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории

И дробь – барабанов медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с той музыкой.

Мы будем беседовать с ней.

Б.Окуджава ( портрет)


Учитель:


Родившись на заре человечества, музыка в течение многих веков была на правах прекрасной падчерицы, служа избранному кругу людей. Она звучала во дворцах знатных господ, под сводами костёлов.

5 слайд

Первым музыкальным инструментом, который сопровождал церковное пение в Западной Европе, был клавесин.


Дети:

Клавесин-струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром (язычком) из пера или кожи, предшественник фортепианно.


6 слайд (звучание клавесина)

Масааки Судзуки Й.С. Бах Итальянский концерт для клавесина (фрагмент)

Дети:

Инструмент старинный, знатный.

И звучал он в век «галантный».

Его очень баловали,

Даже ножки украшали.

Французы, немцы, итальянцы

Для него писали танцы.

И гавот, и менуэт

Танцевали много лет.


Позже на смену ему пришел орган (иллюстрация)

7 слайд

Дети:

Орган-клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупно-габаритный вид музыкальных инструментов. Благодаря своему размеру, широкому диапазону звучания, богатству тембров и обилию музыкально-исполнительских средств орган занимает первое место среди всех музыкальных инструментов и по праву называется "королём инструментов".


8 слайд (звучание органа (фрагмент))

Дети:

Орган, чудесный инструмент

Звучащий словно небеса

Но, не органу комплимент

Вся слава, только для Творца


Звучит торжественно орган

Влеча внимание сердец

И для того он людям дан

Чтоб слышать отгласы Небес


Дары Бог людям даровал

Ответ исканиям сердец

Орган чудесно зазвучал

Внимая музыке Небес


Орган, чудесный инструмент

И дар чудесный органиста

Творцу воздам я комплимент

Пред Ним, хочу я преклониться.


Самогин К.


Учитель:

9 слайд

Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Йоганна Себастьяна Баха (1685-1750).

Дети:

Йоганн Себастьян Бах за свою жизнь написал больше 1000 произведений, которые стали мировыми лидерами. Он был непростым человеком, он обладал невероятным музыкальным талантом. В его жизни были и трагедии, и запоминающиеся моменты. Прославился этот человек, как непревзойденный органист 30-ых годов.


Учитель:

Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену .

Немецкий композитор, музыкант – универсал, исполнитель – виртуоз. Имя его известно и дорого истинным любителям музыки…


10 слайд

Дети:

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века

Душе моей.

Н.Ушаков



Учитель:

А сейчас мы с вами послушаем одно из самых мощных произведений

для органа ,которое является визитной карточкой композитора. Это

произведение Токката и фуга ре-минор.


- Что такое токката?


11 слайд

Дети:

Токката-виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов,

выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении.


Учитель:

-Что такое фуга?


11 слайд

Дети:

Фуга- многоголосное произведение, основанное на проведении одной, двух,

трёх тем во всех голосах по определённому плану.


Учитель: А сейчас я предлагаю посмотреть видео-фрагмент как

исполняется Токката и фуга ре-минор на органе.

12 слайд

«Токката и фуга» Й.С.Бах (видео-фрагмент)

13 слайд

(на экране портрет композитора Д.Б. Кабалевского и цитата из

его книги:

"Он (Бах) действительно был очень серьёзным музыкантом, но

никогда не был музыкантом скучным!")


9 слайд

Дети:

Творчество Баха-высшая точка расцвета полифонии в Европе. После смерти этого великого немецкого композитора его творчество было забыто на 100 лет. Композитор Мендельсон вернул музыке Баха былую славу. В наши дни на концерты "Баховской музыки", особенно органной, очень сложно достать билеты.


Учитель:

-Как вы думаете, близка ли музыка Баха современному поколению?


(да, близка и ярким представителем является скрипачка и комозитор Ванесса Мэй).


14 слайд

Дети:

Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон — таково полное имя всемирно известной «принцессы эстрадной скрипки». Она первая научила молодежь 90-х любить классическую музыку и показала, что классика не значит скучно, выступая со скрипичными техно-обработками классических композиций.


Учитель:

Музыку Баха исполняют и в наше время. Послушайте видео-фрагмент «Токкаты и фуги» в современной обработке в исполнении Ванессы Мэй.


15слайд

«Токката и фуга» Й.С. Бах ( видео-фрагмент в

современной обработке Ванессы Мэй)


9 слайд

Дети:

Й.С. Бах (бах-в переводе с немецкого означает "родник", "ручей").
Его музыка очень разнообразна по звучанию -величественная, лирическая, драматическая, героическая, трагическая, сосредоточенно-задумчивая и стремительная. Композитор написал немало танцевальных и шуточных произведений, народно-песенных мелодий. Примером танцевальной музыки, пронизанной юмором, является пьеса для струнных инструментов с флейтой "Скерцо" ("Шутка").Эта пьеса поражает мелодичностью, изяществом, динамизмом, искренним юмором, благородной красой.


16 слайд

Дети:

Флейта — духовой деревянный музыкальный инструмент

К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева.


В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка


Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.


17 слайд

(звучание музыкальной пьесы "Шутка"Й.С. Бах (фрагмент)

Дети:

Флейта — это звук волшебный,

Это голос сокровенный,

Это счастье и покой,

Это разговор с душой.


Это сердца излиянье,

Добрых сил в него вливанье,

Это крылья красоты,

Голос веры и мечты.


Флейта — сказочная фея,

Открывающая двери

В мир духовный и хрустальный

И таинственно печальный.

18 слайд

Учитель:

В этой пьесе флейта выступает солистом, а струнные инструменты, аккомпанируют ей, звучат самостоятельно, постоянно переплетаясь между собой.

19 слайд


Дети:

Учитель: Франц Шуберт (1797-1828) –гениальный композитор родом из Австрии, современник Л. Бетховена. Основные черты характера композитора (жизнерадостность, доброта и скромность) отобразились в его музыке простыми, светлыми и искренними чувствами.Именно отображение разнообразных человеческих переживаний является главным мотивом творчества композитора. Среди его произведений в разных музыкальных жанрах около 600 песен.

20 слайд

Учитель:

Прекрасным образцом воплощения темы материнства в музыке является вокальное произведение австрийского композитора Франца Шуберта "Аве Мария"(Приветствую тебя, Мария). Это приветствие архангела Гавриила Деве Марии на Благовещение.

А сейчас прозвучит песня Ф. Шуберта "Аве Мария" в исполнении Робертино Лоретти.


Песня Ф.Шуберта «Аве Мария» (фрагмент)


21слайд

Учитель:

Прозвучала песня Франца Шуберта в исполнении Робертино Лоретти, знаменитого итальянского мальчика, голос которого покорил весь мир своим не просто сильным и красивым, а уникальным голосом.

Дети:

Робертино Лоретти (р. 1946) – легенда ХХ века, знаменитый итальянский певец, его называли «золотым мальчиком Италии» и голосом Вселенной, пластинки Робертино расходились по миру миллионными тиражами. В середине ХХ века был период, когда из каждого открытого окна лился этот удивительный по красоте, ангельский голос, из каждого радиоприёмника звучали его песни «Ямайка», «Вернись в Сорренто», «Санта Лючия» и «Моё солнце» («O, sole mio»).


- Какой предстаёт в вашем воображении эта музыка?

( Нежная, спокойная, взволнованная, ласковая)


-В каком темпе прозвучала эта музыка?

(Музыка звучала в медленном темпе)

20 слайд (повт. без музыки)

Учитель:

Музыка этого произведения-словно священная икона. На спокойном фоне неспешного фортепианного сопровождения плавными и строгими линиями разворачивается благородная вокальная мелодия. Простыми лаконичными цветами музыка "рисует"величественный, возвышенный и в тоже время чрезвычайно человечный образ Девы Марии. Вся музыкальная картина будто наполнена теплом, нежностью, бесконечным солнечным светом.


Учитель: Могут ли дети сочинять музыку? Да. И даже очень хорошую. Эпизод из жизни замечательного австрийского композитора Вольфганга Моцарта – лучшее тому подтверждение.

22 слайд

(на фоне музыки "Мой Моцарт" фрагмент)


Дети:

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) — Великий австрийский композитор и музыкант. Моцарт является одним из самых известнейших композиторов за всю историю. И недаром, ведь это был поистине одаренный человек.


Учитель: Моцарт родился в Зальцбурге в семье композитора. Отец его писал музыку по заказу для знатных господ. Однажды он написал менуэт и сказал своему пятилетнему сыну: Отнеси его господину Рейнгарту. Его дом стоит у городской ратуши. Скажи, что за деньгами я приду позже сам».

Маленький Вольфганг отправился выполнять поручение отца. Путь был неблизкий. К тому же надо было перейти по мосту довольно широкий канал . Но это не остановило отважного путешественника. Когда мальчик был на середине моста, вдруг налетел ветер, вырвал из рук малыша нотные листы и бросил их в канал. «Менуэт» уплыл. Вольфганг вернулся домой. Он хотел рассказать отцу о постигшей его беде, но дома никого не было. Мальчик подошел к клавесину, задумался, тронул пальцами чуткие клавиши. Они отозвались тихой, светлой мелодией. Моцарт вывел на чистом листе ноты.

Прошло несколько дней. Старый Моцарт отправился к Рейганту, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Господин сидел за инструментом и наигрывал какую –то незнакомую мелодию. «Кто сочинил эту прекрасную музыку?»- спросил Моцарт, когда хозяин дома перестал играть. «Как? Вы забыли? Это же ваш «Менуэт». Маленький Вольфганг принес его неделю назад» - удивился Рейнгард. «Я действительно посылал к вам своего сына, но я никогда не писал ничего подобного» -воскликнул композитор. Он бросил взгляд на нотные листы, и лицо его озарила счастливая улыбка. Моцарт создал много замечательных произведений.


23 слайд

Мы послушаем с вами

«Маленькую ночную серенаду» (фрагмент финала)


Дети:

"Маленькая ночная серенада"- это лёгкая танцевальная музыка, созданная для праздника, популярного в Италии и Испании 7- 8ст. Серенадой также называли инструментальные циклические пьесы для небольшого оркестра, которые отображали черты вокального произведения.


Учитель:

Эта мелодия полна света и обаяния праздничной ночи. В ее звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать чудесную музыку.

24 слайд

Работа написана для ансамбля двух скрипок, альта и виолончели и контрабаса, но часто исполняется струнным оркестром.

-Какой характер этого произведения?

(игривый, танцевальный)

25 слайд

Учитель: Естественно, говоря о классической музыке, мы не можем не вспомнить известного русского композитора П.И. Чайковского.

26 слайд

Все знают, 3 известных балета, музыку к которым написал Пётр Ильич.

Назовите их.

("Лебединное озеро","Спящая красавица","Щелкунчик").

-А что же такое балет?


Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Балет зародился в Италии в 16в. вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере.


Учитель:

Давайте с вами перенесёмся в чарующий мир музыки П.И. Чайковского и посмотрим фрагмент из балета "Лебединное озеро"


27 слайд

(фрагмент видео – фильма «Лебединое озеро»)


Дети:

В беспросветные дни осенние

И в дремучий лютый мороз,

После грозного потрясения,

Злых обид и черных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится,

И внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.


М.Алигер

28 слайд

Учитель:

А сейчас звучит «Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского

(видео-фрагмент)


Учитель: Научиться слушать и понимать серьезную музыку сложно.

Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех его душевных сил.


Дети:

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А нынче слух мой различал

В ней чей –то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те Души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным,

То для меня мечта поет

И веет таинством прекрасным


29 слайд

Учитель:

А сейчас звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

(фрагмент мультфильма)


Учитель: растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии Чайковского. Подошло к концу и наше свидание с музыкой. Приглашая вас на наше мероприятие, я мечтала показать вам светлую тропинку в мир прекрасной музыки.


Слайд 30


А сейчас прозвучит для вас "Гимн музыки".


Слайд 1 (на фоне музыки)

Учитель:

Впереди целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к классической музыке, а она откроет вам свои тайны.

Всего вам доброго. До новых встреч.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!